Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Образ города

Административный и правовой контексты сенсорного регулирования


Административный и правовой контексты сенсорного регулирования

Эффективное планирование и проектирование подчинены прежде всего тому, что должно быть осуществлено. Самый широкий обзор видовых панорам не может привести к осмысленному результату — полезнее рассмотреть, какие из этих панорам при действующих правилах зонирования могут быть заблокированы, поскольку последнее может быть и пересмотрено. Чем прямее путь к желаемому действию, чем более независимо от всех других и чем точнее совпадает с уже существующими мотивациями потенциального исполнителя, тем больше шансов на быстрое достижение цели. Так, план новых посадок в парке скорее будет иметь успех, чем план, по которому нужно убедить совет парка, владельцев примыкающих участков и городские власти зарез рвировать место для будущего кафе. Для осуществления немедленных задач достаточно проанализировать систему действующих учреждений, мотивы их действий, характер и стиль работы, а затем обработать предложение таким образом, чтобы оно «подошло». Когда же речь идет о долговременных программах изменений, нужны новые типы подхода и новые учреждения.

Правовая основа для сенсорного регулирования меняется по мере того, как суды начинают преодолевать устойчивую убежденность в том, что чувствование есть вопрос эстетики, а она — дело приватное, прихотливое, непредсказуемое в отличие от таких практичных и «объективных» сюжетов, как здоровье, безопасность или собственность. Однако и здоровье, и безопасность — тоже договорные нормы, так как меру здоровья определить совсем не просто, а безопасность всегда включает некоторую долю «разумного» риска. Собственность же нередко является (по крайней мере частично) отражением сенсорных качеств — контроль над внешним видом, если таковой неприятен людям и снижает цену земельной собственности, отталкивая потенциальных покупателей, уже имеет правовую основу1. Однако такой контроль не распространяется, как ни странно, на ситуации, когда нет той собственности, которая претерпевала бы подобный ущерб, и вред наносится одним лишь людям!

Более того, почему-то некоторые чувственные ощущения трактуются как «объективно» более неприятные, чем другие. Так, резкие шумы или плохие запахи считаются очевидным ущербом и подлежат общественному контролю, тогда как безобразное окружение трактуется как вопрос вкуса и потому не рассматривается как правонарушение. Все эти бессмыслицы порождены самой историей права, инерционностью сложившихся иерархий ценностей и культурных конвенций. Однако уже поэтому можно надеяться на воздействие р зумных доводов, нового опыта, нового образовательного уровня и сдвига в ценностях

Однако по самой природе закона такие изменения могут быть очень постепенными, и к тому же есть вполне реальные, хотя и туманные, пределы приложению нормативности к вопросам чувствования. Именно поэтому сенсорные требования, если они предъявляются к суду, сопрягаются с более «респектабельными» вопросами или даже маскируются последними. Так, правила, запрещающие опиливание деревьев, мотивируются экологическими соображениями, а создание резервных зон обосновывается химерой грядущего расширения улиц. Сейчас наиболее популярная в США законодательная доктрина дошла до того, что контроль над сенсорным качеством предоставляется полиции, если «эстетические» соображения связаны с соображениями здравоохранения, безопасности или рыночной стоимости и если они свободны от расплывчатости, дающей чиновникам чрезмерные возможности принимать произвольные решения.

Например, согласно этой доктрине, контроль над уличными знаками должен предусматривать наряду с информативностью и приятным видом безопасность на дороге. Однако строгий контроль над обликом зданий допустим лишь в исторических районах, которые являются уникальными «культурными ресурсами» и приносят доход от туризма. Сенсорный контроль все еще паразитирует на иных соображениях и потому уже зависит от убежденности, побудительных причин и косвенных эффектов. Ограничения такого рода удастся ослабить только в том случае, если чувственные критерии удастся представить предельно ясно, прямо соединить их с общественной пользой и сделать более открытыми к ценностям, которые исходят не только от высших классов и профессионалов.

Похожие статьи:
Создание общественных укрытий

Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Образ города

Статьи по теме:





Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум