Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Архитектура инженерных сооружений

Архитектура инженерных сооружений (эстетика строительства)


Архитектура инженерных сооружений (эстетика строительства)

Чем художественнее форма произведения, тем сильнее его общественное звучание.
Д. Благоев

«Человек по своей природе — художник. Везде, так или иначе, он стремится вносить в свою жизнь красоту», — говорил М. Горький. Обычно инженерные сооружения проектируют и строят в соответствии с техническими требованиями, не ставя перед собой специальных эстетических задач. Но они входят в жизненную сферу человека и не могут не иметь отношения к нему, не отвечать его интеллектуальным запросам, определенным общественным отношениям. Еще у древних египтян и римлян инженерные сооружения были выразителями технической мысли и возможностей эпохи; они — исторические вехи не только технических, но и эстетических достижений.

И. Вазов писал: «Насколько бы ни была второстепенной форма, она всегда связана с внутренним содержанием, и если последнее изящно, то оно и просит выразить себя в изящных формах». И. Репин также подчеркивал, что глубокая идея способна только тогда убеждать, когда она выражена в совершенной форме. Вот почему так важно уделять серьезное внимание не только технологии, конструкциям и экономике, но и эстетике. Вот почему в некоторых технически развитых странах ежегодно присуждаются награды за наиболее красивые инженерные сооружения (мосты, эстакады и др.).

По законам красоты должна развиваться каждая сфера человеческой деятельности (и особенно строительная), отражающая культуру нашего общества. Долг инженера и архитектора — создавать такие инженерные сооружения, которые отражают высокие достижения одновременно и в технике, и в архитектуре. Это требование нашего времени. А когда оно станет широко осуществляться, тогда, наверное, и данная область творчества получит общественное признание.

Архитектура — строительное искусство, которое выражает материальные и духовные запросы каждого человека и общества в целом и охватывает все области человеческой деятельности. Она отражает уровень современной строительной техники, идеологию, нравы, обычаи, религию и пр. Архитектура фиксирует этапы развития человеческого общества. Ее воздействие непрерывно и продолжительно.

Было бы упрощением воспринимать в архитектуре только эстетическое начало. Архитектура — это синтез науки, техники и искусства.

Ее основные компоненты:
— прогрессивное функциональное (технологическое) решение в плане, объеме и композиции;
— рациональная структура, конструкция и техника исполнения;
— эстетические качества;
— разумная экономия, согласованная со значимостью объекта и потребностями развития социалистического хозяйства и экономики;
— удачное размещение объекта в природной или в организованной человеком окружающей среде.

В соответствии с формой или содержанием объекта (завод, туннель или мост) может преобладать один из компонентов общего целого, что закономерно, так как материально-техническая основа и идейно-художественное содержание данного объекта — гарантия его архитектурной ценности.

Понятие «архитектура» включает эстетику формы, но последняя далеко не исчерпывает содержания понятия «архитектура». Хотя форма воспринимается наиболее легко и осязаемо, это не дает основания отождествлять ее с архитектурой. Следовательно, понятие «архитектура сооружения» обозначает не дооформление, т. е. украшение, а прежде всего функциональное содержание.

Существует много примеров, свидетельствующих о том, что не каждая форма, совершенная в техническом отношении, эстетична. Необходимо целенаправленно искать красоту, чистоту форм, пути художественного выражения конструкции, внедрять эстетически совершенную технику. Только тогда сооружения можно рассматривать как произведения строительного искусства, как памятники, свидетельствующие об уровне нашего технического и духовного развития.

Строительная эстетика (архитектура инженерных сооружений) отличается от промышленной эстетики не только сферой деятельности, но и содержанием. Она использует серийно изготовленные элементы лишь как часть строительного сооружения, не ограничивая область творческого поиска индивидуального образа. Типизация и стандартизация применяются не по закрытой системе (как в промышленной эстетике), а по открытой, благодаря чему из типовых, стандартных элементов можно создавать разнообразные объекты.

Строительная эстетика обусловлена техническим содержанием строительного сооружения, например красота моста.заключается в его композиции, ритме опор и т. д. Следовательно, строительная эстетика качественно отличается от промышленной. Будучи многофункциональным это понятие сливается с понятием «архитектура сооружения» — архитектура силоса, архитектура моста («архитектура», но не архитектурное «украшение» моста).

В архитектуре сооружения, как и в архитектуре здания, одни компоненты ведущие, другие выполняют второстепенные функции в соответствии с видом сооружения и его назначением. Есть сооружения, у которых функциональный диапазон мал (например, башенные градирни, дымовые трубы). В этом случае комплексное понятие «архитектура» редуцируется, и тогда можно говорить только о строительной эстетике. Из-за многофункциональности понятия «архитектура», особенно применительно к большим сооружениям, на которых остановимся подробнее, будем рассматривать архитектуру как общую категорию, хотя для отдельных сооружений она получает выражение только через строительную эстетику.

Типизация, но не «шаблонизация». Из-за частой повторяемости некоторые сооружения являются объектами типизации, преимущества которой очевидны при использовании готовых элементов. «Жертвы», приносимые в таком случае, незначительны по сравнению с преимуществами: резко уменьшаются трудозатраты, сокращаются сроки строительства, обеспечивается высокое качество конструкций, достигается большая экономия строительных материалов и др.

Изготовление монолитных конструкций имеет свои преимущества и недостатки. Преимущества применения монолитного железобетона — его универсальность и разнообразие при достаточно высоком качестве исполнения. Однако такое решение не всегда целесообразно для конкретных условий строительства, оно вызывает удорожание строительства, ухудшает ландшафт и исключает возможность использования местных строительных материалов. Эти соображения должны учитываться проектировщиками при выборе того или иного метода строительства.

Преимущества типизации раскрываются полностью, если она не ведет к «шаблонизации». В этом направлении существенное влияние оказывает творческое применение типового проекта к условиям среды, технической и архитектурной. Обычный наблюдатель не будет испытывать ощущения скуки от повторения одной и той же конструкции дымовой трубы, но почувствует раздражение, если эта дымовая труба окажется расположенной в неподходящем месте. Его реакция будет отрицательной, если по всей стране построить одинаковые водонапорные башни и мосты без учета местных условий. Следовательно, творческое применение типового проекта с учетом среды имеет весьма существенное значение для инженерных сооружений, которые воспринимаются в деталях в качестве объектов наблюдения. В этих случаях элементы типизации нужно использовать творчески. Типовой проект должен быть переработан в техническом и эстетическом аспектах применительно к местным условиям. Для этой цели необходимо располагать номенклатурой типовых проектов, объединяемых общим творческим замыслом. Эта творческая общность должна определять и характер сооружения данного комплекса (например, мосты магистрали «Тракия» должны отличаться от мостов магистрали «Черно море» или .«Хемус»).





Похожие статьи:
Требования к содержанию интерьера

Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Архитектура инженерных сооружений

Статьи по теме:





Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум