Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Современные вокзалы

Автовокзалы на промежуточных остановочных пунктах (автостанции и павильоны)


Автовокзалы на промежуточных остановочных пунктах (автостанции и павильоны)

В отличие от пассажирских навесов и павильонов автовокзалами принято называть сооружения, в которых организовано билетное, багажное и другое обслуживание пассажиров и в котором осуществляется управление движением междугородных и пригородных автобусов.

Одним из относительно лучших зданий, выстроенных в последние годы на наших дорогах, является небольшой автовокзал в курортном городе Алушта на магистрали Симферополь — Ялта. Это сооружение (рис. 73) характерно тем, что внутреннее пространство в нем едино. Большая поверхность остекления позволяет легко ориентироваться пассажирам. Операционный зал —двусветный, с центральными входом и выходом на перрон. Слева и справа от входов расположены кассы и пункты приема багажа. Над ними, на открытых антресолях, с одной стороны находится зал ожидания, с другой — кафе, которые соединены с первым этажом открытыми лестницами. В здании удачно использовано сочетание стекла, железобетона и местного камня. Большие свесы кровли предохраняют операционный зал от прямых солнечных лучей. Еле заметный наклон остекленных стен внутрь здания уменьшает неприятную блесткость. Несколько снижает высокую оценку архитектуры этого сооружения нечеткое решение перрона.



Рис. 73. Автобусный вокзал в Алуште (Крым). Арх. Г. Чахава (Тбилисский филиал Союздорпроекта, 1962 г.)
а — фасад; б —интерьер; в, г — планы II и I этажей: 1—операционный зал; 2—медпункт; 3 — багажное отделение; 4 — туалетные; 5 — комната персонала; 6—кабинет начальника вокзала; 7 —киоск; 8 —кассы; 9 — буфет; 10—комната матери и ребенка; 11—второй свет операционного зала

Еще одним примером простейшего сооружения может служить небольшой вокзал в г. Гаарлеме (Голландия), в котором было 162 тыс. жителей в 1950 г. Он построен в 1961 г. и состоит из маленького зала ожидания пассажиров и помещения автодиспетчера, перекрытых общим У-образным навесом (рис. 74). Закрытые помещения имеют ограждения из стекла и алюминия и просматриваются насквозь.

Опоры навеса выполнены из бетона, цокольная часть стены — из кирпича, а само перекрытие — из чисто отстроганных досок твердых пород дерева с покрытием их алюминием и рубероидом. Выразительность образа достигается применением крупных и характерных форм, хорошим освещением и высоким качеством строительных работ. У павильона предусмотрены три островные платформы, обслуживающие автобусы различных маршрутов.

Большой логичностью и ясностью отличается проект, разработанный в 1961 г. для польского горного курорта Закопане (19 тыс. жителей). В этом вокзале (рис. 75) в отличие от предыдущих примеров пассажирское здание и перрон решены как взаимосвязанные составляющие единого целого. Путь пассажиров от привокзальной площади к автобусу является прямым и предельно коротким. На этом пути пассажирам удобно приобрести билет, сдать или получить багаж. Непроходной зал ожидания с кафе-буфетом раскрыт на перрон. Навес над пассажирской платформой органично связан с объемом здания. Длина перрона благодаря гребенчатому очертанию кромки платформы является минимальной, а ширина ее — переменной (больше у здания и меньше в ее торце). Это соответствует изменению плотности потока пассажиров по длине платформы. Вокзал должен быть очень удобен в эксплуатации — диспетчеру обеспечен хороший обзор всех постов, багаж может быть вывезен на погрузку по кратчайшему направлению.



Рис. 74. Автобусный павильон в г. Гаарлеме (Голландия). Арх. Болленбокер
а — общий вид; б —генеральный план; в —план: 1 — зал ожидания; 2 —служебные помещения; 3 —перрон



Рис. 75. Проект автобусного вокзала в г. Закопане (Польша). Арх. Ю. Добровольский
а —фасад; б —план: 1—операционный зал; 2 —касса-диспетчер-ская; 3 —прием и выдача багажа; 4 —буфет; 5 —помещение линейного персонала; 6 —санитарный узел; 7 —пассажирская платформа; 8 —навес (показан пунктиром); 9 —зал ожидания



Рис. 76. Типовой проект автобусного вокзала для города с населением 70—100 тыс. человек (Франция, 1958 г.) Арх. Н. Бут де Монвель
а —общий вид; б —поперечный разрез; в —генеральный план; г—план: 1—входы со стороны города; 2—операционный зал; 3—кассы; 4 —багажное отделение; 5 —бар; 6 —зал ожидания; 7 —санитарные узлы; 8 —служебные помещения; 9 — пассажирская платформа; 10 —стоянка автомобилей

За рубежом, еще начиная с 30-х годов, разрабатываются проекты типовых автовокзалов (например, в Италии и США). Одним из наиболее интересных современных типовых проектов автовокзалов для городов с населением 70—100 тыс. чел. разработан в 1958 г. во Франции (рис. 76). Автовокзал рекомендуется располагать недалеко от административно-торгового центра города, на главной улице с односторонним движением. График перевозок предполагает 70 прибытий и 70 отправлений автобусов в сутки (по 25 человек в каждом). Это требует примерно 10—15 прибытий и отправлений в час.

На участке автостанции запроектировано 10 крытых пилообразных платформ, кромки которых расположены по отношению к зданию под углом 45°. Эти платформы смешанного типа, т. е. могут использоваться как для прибытия, так и для отправления. Помимо этого должно быть устроено 19 резервных стоянок для ожидания (отстоя) автобусов на внутренней территории вокзала и стоянка легковых автомобилей и такси со стороны города. Общая площадь участка составляет 8875 м2. Площадь застройки 1853 м2.

Пассажирское здание поставлено параллельно оси улицы. Вход отмечен небольшим навесом. В операционном зале, имеющем кроме бокового верхнее фрамужное освещение, запроектированы билетные кассы (фронт которых занимает почти всю длинную сторону "зала), стойки кафе-буфета, туалетные, багажный прилавок. Операционный зал имеет со стороны перрона сплошное остекление и несколько выходов к стоянкам автобусов. Пребывание пассажиров под открытым небом исключено.

Прибывшие пассажиры выходят в город по кратчайшему направлению, вдоль багажной стойки. Багажное отделение имеет удобный подъезд со стороны города, облегчающий сдачу и получение громоздких грузов. Рядом с багажным отделением расположены служебные помещения персонала, диспетчерская и комнаты водителей.

Здание имеет неоднородные конструкции. В пассажирских помещениях устанавливаются стальные колонны с навесными стеновыми панелями, служебные помещения имеют стены из блоков заводского изготовления. Кровля и навесы на перроне запроектированы из металлических сваренных листов по прутковым стальным фермам. Оконные и дверные переплеты деревянные. Предполагается осуществить воздушное отопление.

Рассматриваемый проект отвечает современным принципам проектирования — в нем обеспечено создание наиболее короткого и удобного пути пассажиров, достигнута хорошая обозреваемость перрона, потоки пассажиров и транспорта четко разделены.

На композицию пассажирских сооружений автомобильного транспорта значительное влияние оказывают форма участка и расположение подъездных дорог, а также природно-климатические условия. Характерным примером этого влияния может служить автовокзал в Буаке (Берег Слоновой Кости).

План вокзала (рис. 77) определен его островным положением по отношению к автомобильным дорогам, расходящимся в пяти направлениях. Ядро комплекса состоит из пассажирского здания и пассажирской платформы с навесами. Центром композиции является круглое здание вокзала, вокруг которого размещена платформа отправления и прибытия, имеющая форму разомкнутого кольца с пилообразной кромкой. Это облегчает прибытие и отправление автотранспорта во всех направлениях, по кольцу. За пределами кругового перрона угловые части участка заняты стоянками автомобилей, фланкируемыми двумя группами мелких магазинов, станцией технического обслуживания и четырьмя бензозаправочными, расположенными на основных направлениях автобусных маршрутов.

В здании вокзала размещаются контора, кассы, торговые киоски — на первом этаже, ресторан — на втором, бар с террасой — на третьем. Объемно-планировочное решение всех сооружений определяется рациональной функциональной схемой и хорошим учетом особенностей климата. Все помещения защищены от прямых солнечных лучей, обеспечена их про-ветриваемость при любом направлении ветра.

Своеобразием объемного решения отличается автобусный вокзал в г. Ренн (Франция), в котором 124 тыс. жителей. Это здание построено в 1958 г. на стесненном участке в центре города, рядом с железнодорожным вокзалом. Автовокзал рассчитан на обслуживание 1200 тыс. пассажиров в год при 140—160 прибытий и отправлений автобусов и переработке до 30 т багажа в сутки. Это составляет около 15—25 автобусов в часы пик.

Здание (рис. 78) состоит из двух взаимно перпендикулярных объемов, как бы наложенных друг на друга. В коротком объеме, образующем первый этаж, расположен двусветный операционный зал площадью около 300 м3 с кассами, туалетными, отделением приема и выдачи багажа. К этому залу примыкает обширное помещение (около 350 м2) для хранения товаров и посылок.

Объем второго этажа частично опирается на блок первого, нависает над входом и основной своей массой покоится на колоннах перрона, где расположены платформы отправления и прибытия с 14 постами — стоянками автобусов. Выход к автобусам производится непосредственно из операционного зала (практически нет зала ожидания). На втором этаже расположены административные помещения, а над перроном — кафе-ресторан и распределительная площадка, с которой багаж грузится на крыши автобусов. Подъем и спуск багажа внутри вокзала осуществляется грузовым лифтом. Пилообразное в плане очертание стен второго этажа, расположенных на колоннах, повторяет рисунок пассажирских платформ и служит для них своеобразным навесом.

Несущие конструкции выполнены из железобетона. Стены сложены из бетонных плит с мозаичной облицовкой. Торцовые стены первого этажа выложены из естественного камня. Полихромия подчеркивает характер архитектуры. Верхняя кромка террасы второго этажа красная, нижняя плоскость ее светло-желтая, стены розовые, солнцезащитные бетонные пластины белые.

Значительно развито междугородное автобусное сообщение в скандинавских странах. Одним из новейших является автобусный вокзал, выстроенный в 1962 г. в г. Рованиеми (Финляндия), в котором около 50 тыс. жителей. Рованиеми — центр Лапландии, в которой основным средством передвижения являются автобусы. Право строить это сооружение авторы получили -в результате конкурса, задачей которого кроме самого здания и автостанции было решение сети подъездных городских и пригородных автодорог.

Вокзал в Рованиеми выстроен на свободном участке и решен во взаимосвязи со зданием почтамта (непосредственно связанным с автотранспортом) и проектируемым крупным торговым центром, который также будет привлекать значительную массу покупателей, прибывающих автобусами (рис. 79, 80). Пассажирское здание расположено на обширной площадке неправильной конфигурации, предназначенной только для пешеходов. С одной стороны к этой площадке примыкают подъезды автомобилей и такси, с двух других — островные платформы местных и дальних автобусных маршрутов. На резервной площадке запроектированы автостоянки. Количество пересечений пешеходами проезжей части сведено к минимуму.

Операционный зал находится между платформами местных и дальних автобусов, что обеспечивает условия удобной пересадки между ними. На первом этаже помимо операционного зала с кассами, ресторана, бюро путешествий, парикмахерской, торговых киосков и туалетных расположено обширное багажное отделение с товарной конторой и центр доставки газет и журналов. На втором этаже находятся комнаты длительного ожидания пассажиров (гостиница), комнаты отдыха экипажей и квартиры персонала. Пространственная композиция здания берет истоки в народном финском зодчестве. В решении фасадов и интерьеров наряду с бетоном, стеклом и кирпичом широко применено дерево.



Рис. 77. Автобусный вокзал в г. Буаке (Берег Слоновой Кости). Арх. Д. Бадани, П. РуДорлю
а — разрез по Л — А; б —план; в—генеральный план: 1—перрон отправляющихся и прибывающих автобусов; 2 —станция технического обслуживания; 3 — автозаправочная станция; 4—магазины; 5 —стоянки автомобилей; 6 — администрация вокзала; 7 —рынок



Рис 79. Автобусный вокзал в г. Рованиеми (Финляндия, 1962 г.). Арх. Н. Пулка, П. Райяла, Лепанен. Генплан
1 —здание вокзала; 2-автобусы дальних линий; 3-автобусы ближних линий; 4-грузовой двор; 5-товарныи двор; 6 — автостоянки; 7 — стоянки такси; 8 — торговый центр; 9-почтамт



Рис. 80. Автобусный вокзал в г. Рованиеми
а —общий вид; б. в —планы II и I этажей: 1—операционный зал; 2 — ресторан 3 — кухня; 4 — парикмахерская; У, 6 — газетный центр; 7 — бюро путешествий; 8 — прием багажа; 9—товарная контора;1 10 — контора отправления грузов; 11—комната персонала; 12 —женский туалет; 13 — мужской туалет; 14—полиция; 15 — комната водителей и кондукторов; 16 — контора станции; 17 —кассы; 18 — фойе гостиницы; 19 — администратор: 20 —комната на двух человек; 21 —помещение почты; 22—горничная; 23 — кваотира сторожа; 24 — комнаты персонала

Планировочное решение самого здания вокзала несколько традиционно. Рассматриваемый комплекс представляет интерес, главным образом как пример взаимосогласованного размещения общественных зданий различного назначения.



Похожие статьи:
О зданиях

Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Современные вокзалы

Статьи по теме:





Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум