Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Лесосечные работы

Бензиномоторные пилы


Бензиномоторные пилы

Валку деревьев в настоящее время выполняют бензиномотор-ными пилами.

Над созданием механических (бензиномоторных и электрических) пил в нашей стране начали работать в 30-х годах. В довоенные годы были созданы и выпускались серийно электропилы «Большевик» и ПЭП-3, а также бензопилы МП-220 и «Урал». Пилы были очень тяжелыми (32-38 кг), применение их носило опытный характер.

Массовое внедрение механических пил на лесосечных работах началось после Великой Отечественной войны. Были созданы электропилы ВАКОПП (частотой 50 гц), а в 1949 г. — электропилы ЦНИИМЭ-К5 (частотой 200 гц). В 1956 г. в лес начали поступать бензиномоторные пилы «Дружба». Благодаря своему основному преимуществу — автономности, т.е. независимости от передвижных электростанций, бензопилы стали основным механизмом на валке леса и в течение короткого времени заменили электропилы.

В настоящее время леспромхозы оснащены бензиномоторными пилами «Дружба-4» и МП-5 «Урал». На бензопилах установлен двухтактный одноцилиндровый двигатель, работающий на смеси автомобильного бензина А-72 с маслом^и расходующий около 6 кг топливной смеси в смену. Между валом двигателя и ведущим валиком редуктора находится центробежная муфта, которая передает крутящий момент от двигателя к редуктору. Муфта автоматически отключает двигатель от пильного аппарата при малых оборотах и перегрузках. Для снижения числа оборотов, передаваемых на ведущую звездочку пильного аппарата, на бензопиле установлен редуктор с ведущей и ведомой коническими шестернями. Ведущая шестерня валиком соединена с муфтой, а ведомая — со звездочками пильного аппарата. Редуктор позволяет поворачивать пильный аппарат вместе с корпусом редуктора на 360°, благодаря чему можно производить пилой и валку деревьев, и раскряжевку хлыстов при вертикальном положении двигателя и рукояток.

Пильный аппарат состоит из шины, пильной цепи, ведущей и ведомой звездочек, амортизирующего и натяжного устройства и зажимного болта.

Советские бензииомоторные пилы по ряду признаков отличаются от зарубежных. Это вызвано прежде всего принципиальными различиями в технологии лесосечных работ.

За рубежом преимущественное распространение имеет технология с заготовкой сортиментов на лесосеке. Поэтому рабочий с бензопилой валит дерево, сразу же пилой обрезает сучья и раскряжевывает хлыст. В процессе этой работы ему приходится многократно менять рабочую позу и положение пилы — при валке он держит пилу так, чтобы пильная шина занимала горизонтальное положение, для раскряжевки поворотом пилы на 90° он устанавливает шину вертикально, наконец, для обрезки сучьев ставит пилу под любым углом, приспосабливаясь к размещению сучьев.

Повсеместно принятая у нас вывозка хлыстов позволяет специализировать работу вальщика: с помощью бензопилы он выполняет только валку, поэтому в частом изменении положения шины нет необходимости. В связи с этим общая компоновка пилы сделана более рациональной в отношении требований эргономики: за счет высоких рукояток рабочий занимает удобную позу как при валке, так и при раскряжевке. Для раскряжевки пильная шина поворачивается, а положение пилы не изменяется.

Однако в некоторых случаях, в частности на валке леса в горах, пилы с высокими рукоятками оказываются менее удобными.

Для этих целей предназначается бензопила «Тайга», в компоновке которой имеется много общего с зарубежными пилами. При той же мощности, что и пила МП-5 «Урал», она несколько легче по весу. Однако на валке леса в равнинных условиях бензопила «Тайга», как показали испытания, имеет недостатки по сравнению с пилой МП-5: вальщик при работе вынужден наклоняться, что повышает его утомляемость, ухудшает обзор, усиливает вдыхание выхлопных газов; увеличивается также объем работ по расчистке снега вокруг деревьев.

Механические пилы «Дружба-4» работают с пильными цепями ПЦП-15 и ПЦУ-15, имеющими шаг между заклепками 15 мм. Первая из них имеет режущие, надрезающие и скалывающие зубья, вторая — только строгающие (Г-образные). На новых моторных пилах предусмотрено использование только универсальных пильных цепей со строгающими зубьями. Эти цепи позволяют резать древесину не только поперек волокон, но и под углом к ним. Моторные пилы МП-5 «Урал» работают с цепями ПЦУ-12,7 и ПЦУ-10,26 с шагом между заклепками соответственно 12,7 и 10,26 мм.

При валке деревьев бензопилой пользуются гидравлическим клином, приводимым в действие от двигателя пилы. Гидроклин КГМ-1А состоит из привода, гидронасоса, рукава и самого клина. Щеки клина вставляются в рез, образованный пилой в дереве. При нагнетании гидросмеси в цилиндр поршень вместе с клином выдвигается вперед, разжимает щеки и создает вертикальное сталкивающее усилие на ствол дерева.

Бензопилы обладают большой универсальностью. При помощи приспособления УП-1 двигатель пилы соединяется с инструментами и устройствами для выполнения различных работ: сверлами по дереву и металлу, гайковертами, бурами. Бензопилу, вернее ее двигатель, можно также использовать в качестве привода для узкоколейных дрезин, моторных лодок, переносных лебедок. На базе двигателя бензопилы создана переносная электростанция «Дружба ПЭС-1,5».



Похожие статьи:
Основные принципы выбора расчетных деревьев

Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Лесосечные работы

Статьи по теме:





Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум