Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Cтроительные работы

Бетонирование монолитных бетонных и железобетонных конструкций


Бетонирование монолитных бетонных и железобетонных конструкций

Возведение конструкций зданий и сооружений из монолитного железобетона состоит из выполнения опалубочных, арматурных и бетонных работ.

Виды и установка опалубки. Опалубкой называется форма, служащая для изготовления бетонных и железобетонных конструкций и изделий. Опалубка может быть деревянной, металлической и железобетонной.

Деревянную опалубку ‘обычно изготовляют на специальном опалубочном дворе или в плотничном цехе деревообделочного комбината, где имеется необходимое станочное оборудование для распиловки и острожки лесоматериалов, а также для сборки отдельных элементов опалубки. Для ее изготовления применяют лесоматериалы хвойных пород с влажностью древесины до 25%.

Деревянная опалубка обладает ценными качествами: легкостью, малой теплопроводностью, небольшими силами сцепления с уложенным в нее бетоном. Основными недостатками этой опалубки являются: гигроскопичность, малая сопротивляемость деформациям, ограниченные возможности оборачиваемости и срока службы. Несмотря на указанные недостатки, деревянную опалубку широко применяют при постройке монолитных бетонных и железобетонных конструкций и сооружений.

Металлическую опалубку и оснастку к ней изготовляют в механических мастерских или цехах металлоконструкций. Детали металлической опалубки выполняют из стали СтЗ. Элементы опалубки обрабатывают с высокой точностью. Металлическая опалубка проходит контрольную сборку. Детали, соприкасающиеся с бетоном, покрывают специальной смазкой, а остальные окрашивают, после чего все элементы опалубки маркируют.

Основными преимуществами металлической опалубки являются высокая оборачиваемость (не менее 50 раз), жесткость и исключение деформации при различных режимах влажности. К недостаткам этой опалубки относят высокую стоимость и большую теплопроводность.

Железобетонная опалубка в период бетонирования выполняет роль опалубки, а впоследствии, при строительстве гидротехнических сооружений, является постоянным конструктивным эле-ментом сооружения. Достоинствами железобетонной опалубки в этих случаях являются исключение процесса распалубки, простота креп-ления и большая жесткость. Недостатками этой опалубки являются большие теплопроводность, масса и стоимость.

Металлическую и железобетонную опалубку для монолитных конструкций в практике строительства применяют редко, причем необходимость установки такой опалубки в каждом отдельном случае указывают в рабочем чертеже.

Установку опалубки для монолитных конструкций производят по осям, вынесенным на обноску, после подготовки места, где она должна быть установлена. Подготовка заключается в очистке его от щепы, грязи и строительного мусора. Правила установки опалубки зависят от вида конструкции. Так, опалубку ступенчатых фундаментов устраивают из готовых деревянных щитов, стянутых проволочными скрутками, с распорками из брусков или досок (рис. 149). Щиты опалубки для каждой ступени изготовляют двух размеров: длина одной пары щитов соответствует размерам боковых стенок ступени фундамента. С внутренней стороны этих щитов пришивают планки, которые служат опорой для коротких щитов. Опалубку последующих ступеней устраивают так же, как и первой, и опирают на щиты опалубки нижней ступени.

Виды и установка арматуры. Арматурная сталь подразделяется на горячекатаную стержневую и холоднокатаную проволочную. Арматурные стержни и проволоку изготовляют гладкими или периодического (изменяющегося) профиля. В зависимости от механических свойств арматурные стержни и проволоку делят на классы, а классы на марки.

По назначению арматура делится на рабочую, распределительную, монтажную и хомуты. По способу установки арматуру подразделяют на штучную, арматурные сетки и каркасы.

Штучная арматура может быть прутковой (гибкой) из круглых стержней и жесткой из профильной прокатной стали — двутавровых балок, швеллеров и уголков.

Арматурная сетка (рис. 151) представляет собой взаимно перекрещивающиеся стержни, соединенные в местах пересечения сваркой

или вязкой до укладки ее в дело. Сетки изготовляют в виде отдельных плоских полотнищ требуемого размера или рулонов большой длины, от которых отрезают куски необходимых размеров. Арматурные сетки в основном применяют для армирования плит.

Рис. 150. Арматурная сталь для железобетонных конструкций: а — круглая; б — горячекатаная периодического профиля; в — холодносплющенная

Арматурные каркасы могут быть плоскими и пространственными (рис. 152). Плоские каркасы состоят обычно из продольной арматуры, соединенной между собой специальными монтажными стержнями или хомутами. Пространственные каркасы собирают из нескольких плоских каркасов или сеток путем сварки или вязки. Арматурные каркасы применяют для армирования колонн, балок, ригелей.

Рис. 151. Арматурные сетки: а — отдельная; б — рулонная

Рис. 152. Арматурные каркасы: а — плоский; б — пространственный

Одновременно с сеткой устанавливают нижнюю часть каркаса (арматуры) колонны — выпуски, служащие для соединения вертикальных стержней каркаса колонн. Выпуски устанавливают при помощи деревянной рамки и нижние их концы приваривают к сетке.

Приготовление и транспортирование бетонной смеси. Бетонные работы состоят из следующих основных технологических процессов: приготовления бетонной смеси, транспортирования ее к месту укладки, укладки в опалубку и ухода за бетоном в период его твердения.

Рис. 153. Арматура фундаментов:

Все процессы по приготовлению бетонной смеси полностью механизированы и автоматизированы. При малых объемах бетонных и железобетонных работ бетонную смесь можно приготовлять в построечных условиях. Для этой цели на строительных объектах применяют сборно-разборные комплексно-механизированные бетонные установки. Их обычно устраивают как бетонно-растворные Установки, изготовляющие бетонную смесь и раствор для разных нужд строительства. Следовательно, при выполнении большого объема работ бетонную смесь приготовляют в заводских условиях (так называемый товарный бетон) и централизованно доставляют на строительный объект.

Способы транспортирования бетонной смеси к месту ее укладки зависят от ряда факторов: дальности транспортирования, времени года, состава бетонной смеси. В настоящее время бетонную смесь от места приготовления до места ее укладки в конструкции доставляют в автомобилях-самосвалах, в бадьях (бункерах) на платформах или автомобилях, конвейерами, бетононасосами, в автобетоносмесителях.

Во время транспортирования в целях сохранения однородности и подвижности бетонной смеси ее защищают от попадания атмосферных осадков, вредного воздействия ветра и солнечных лучей, а также от утечки цементного молока (раствора). В зимнее время бетонную смесь при транспортировании необходимо защищать от замораживания. Для этого применяют специально утепленные виды транспорта. Кроме того, бетонную смесь к месту укладки следует доставлять без промежуточных перегрузок.

При любом способе транспортирования бетонную смесь предохраняют от чрезмерного встряхивания во избежание расслаивания. Продолжительность перевозки смеси от места ее приготовления до места укладки не должна превышать 1 ч (с момента выгрузки до окончания уплотнения).

Исходя из условий сохранения необходимых качеств бетонной смеси во время ее доставки к месту укладки выбирают вид транспорта. Перевозка бетонной смеси на автосамосвалах целесообразна при расстоянии до 15—20 км.

Транспортирование в таре (бадьях, бункерах, виброковшах), в кузовах бортовых машин и на железнодорожных платформах применяется на такие же расстояния, как и на автосамосвалах. Железнодорожный транспорт используют на крупных стройках с большим потоком бетонной смеси. Ленточными конвейерами бетонную смесь перемещают при возведении крупных фундаментных массивов и значительной интенсивности бетонирования (150—200 м3/смен). Ее можно подавать по горизонтали на расстояние до 2 км с подъемом до 18° и спуском до 12°. Транспортирование бетонной смеси с помощью бетононасоса применяется также при больших объемах бетонирования конструкций. Дальность подачи смеси по горизонтали и вертикали определяют расчетом.

Автобетоносмесители наиболее целесообразно использовать при значительной удаленности строящегося объекта от централизованного бетонного завода.

При этом бетонную смесь приготовляют в автобетоносмесителя в пути следования непосредственно перед ее укладкой в конструкций Укладку бетонной смеси осуществляют различными способам в зависимости от вида бетонируемой конструкции.

Укладка бетонной смеси и уход за бетоном. При получении товарной бетонной смеси перед укладкой ее в конструкции необходимо проверить паспорт, который выдается заводом-поставщиком на каждую партию бетонной смеси с указанием состава бетона и его марки. При укладке бетонной смеси в опалубку нужно следить за тем, чтобы непроисходило ее расслоение. С этой целью высота свободного падениясмеси в опалубку, как правило, не должна превышать 3 м.
Укладывать бетонную смесь в опалубку следует механизированным способом с уплотнением, чтобы не оставались воздушные пазухи. Для уплотнения применяют вибраторы различных ТИПОВ.

Наибольшее распространение имеют электромеханические вибраторы. По способу вибрирования вибраторы делятся на поверхностные и внутренние. Поверхностные вибраторы применяют при небольшой толщине бетона (до 20 см). При большей толщине уплотняемого бетона применяют внутренние (глубинные) вибраторы. Продолжительность вибрирования зависит от вида конструкции, качества бетонной смеси, типа вибратора. Например, продолжительность вибрирования на одном месте поверхностных вибраторов составляет примерно около 1 мин. Увеличение установленного времени вибрирования бетонной смеси может привести к ее расслоению. Основные признаки прекращения вибрирования следующие: заметное оседание бетонной смеси; прекращение выделения воздушных пузырьков; появление на поверхности вибри-руемого бетона так называемого цементного молока.

После укладки бетонной смеси в конструкции начинается процесс твердения. Для обеспечения нормальных условий твердения за бетонной смесью в первые дни требуется особый уход. Основной задачей ухода в летнее время является предохранение смеси от высушивания под действием ветра и солнца. Для этой цели после окончания процесса схватывания бетон поливают водой и укрывают рогожами, мешковиной, матами и др. Срок поливки зависит от вида цемента и температуры наружного воздуха. В сухую погоду при температуре воздуха более + 15° бетон рекомендуется поливать при портландцементе не менее 7 сут., при глиноземистых цементах — не менее 3 сут. и при прочих цементах — не менее 14 сут.

В зимнее время бетонной смеси необходимо обеспечить нормальные условия для приобретения ею прочности не менее 50% от проектной марки. С этой целью после процесса схватывания бетон обычно укрывают теплоизоляционными материалами: матами, опилками, шлаком. Кроме того, свежеуложенный бетон не должен подвергаться ударам и сотрясениям. Движение людей и транспортных средств по забетонированным конструкциям, установка на них лесов и опалубки допускаются только после приобретения бетоном необходимой прочности. Прочность бетона определяют путем испытания в строительной лаборатории серии образцов, а также при помощи ультразвука или эталонного молотка.

Бетонирование и распалубка монолитных конструкций. Бетонирование монолитных конструкций производят только после тщательной проверки состояния опалубки, соответствия уложенной арматуры рабочим чертежам и выполнения всех мероприятий, гарантирующих высокое качество укладки и уплотнени бетонной смеси, а также бесперебойную ее доставку к месту работы. Укладка бетонной смеси в различные конструкции отличается некоторыми особенностями в зависимости от вида этих конструкций.

Рис. 156. Укладка бетонной смеси в фундаменты автомобильным краном непосредственно из бадей

Бетонирование фундаментов (рис. 156) осуществляется: автомобильным краном (при помощи бадей) или автосамосвалами.

Бетонную смесь укладывают в опалубку слоями толщиной 20—40 см в зависимости от типа вибратора. Наибольшая толщина слоя бетонной смеси может составлять 1,25 длины рабочей части вибратора. При более глубоком погружении вибратора может нарушиться структура бетона в ранее уложенном слое. Вибратор погружают в бетонную смесь и выдерживают там в среднем 20 с до появления на поверхности цементного молока, после чего вибратор медленно, плавно и без рывков извлекают из слоя бетонной смеси. Для того чтобы в бетонной смеси после извлечения вибратора не оставались лунки — неплотности, его извлекают при включенном моторе.

Шаг перестановки вибраторов со стоянки на стоянку не должен превышать полутора радиусов действия вибратора. Радиусом действия вибратора называется расстояние, на которое распространяются колебания, обеспечивающие качественное уплотнение бетонной смеси. Это расстояние измеряется между осями вибраторов, расположенных на соседних стоянках, и примерно равно 45—60 см. Вибраторы в пределах бетонируемых участков переставляют в рядовом или шахматном порядке.

Нарастание прочности бетона в монолитных конструкциях контролируется строительной лабораторией путем испытания образцов (кубиков) бетона, а также неразрушающими методами, в результате чего назначаются сроки распалубки бетонных и железобетонных конструкций в зависимости от достигнутой прочности бетона.

Распалубка. Распалубку производят в определенной последовательности, устанавливаемой проектом производства работ (ППР) для каждого вида конструкций. Перед началом распалубки открытые бетонные поверхности (плиты, отдельные балки, ригели) осматривают и обстукивают. Слабый бетон при простукивании молотком издает глухой звук, а при более сильных ударах на нем остаются вмятины, распалубку железобетонных конструкций производят в среднем через 10—12 дней в зависимости от достигнутой бетоном прочности, назначения конструкций, ее массы и нагрузок. Так, летом при температуре наружного воздуха 15—20° несущие боковые щиты опалубки снимают через 2—3 дня после бетонирования, несущую опалубку плит, сводов, прогонов и балок пролетами от 2 до 8 м — при достижении бетоном прочности не менее 70%. Во всех железобетонных конструкциях пролетом 8 м и более несущую опалубку снимают после того, как бетон наберет проектную 100%-ную прочность.





Похожие статьи:
Кирпичная кладка

Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Cтроительные работы

Статьи по теме:





Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум