Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Контроль качества зданий

Бетонные и железобетонные набивные сваи


Бетонные и железобетонные набивные сваи

Для изготовления железобетонных набивных свай крупность гравия и щебня должна быть не более 30, для бетонных — не более 50, щебня — 40 мм. Марка гравия и щебня должна быть не менее 800. Вид цемента выбирается в зависимости от агрессивности грунтовых вод по данным проекта. Каркасы для армирования свай заготавливают заранее, их приемку оформляют актом на скрытые работы. Необходимо проверять, чтобы стержни каркаса располагались симметрично относительно оси сваи и имели выпуски, равные 30 диаметрам стержней для обеспечения связи с ростверком. Для сохранения защитного слоя бетона в свае к наружной стороне продольных стержней приваривают поперечные коротыши-полозья на расстоянии не менее 2 м друг от друга. Перед загрузкой бетонной смеси в обсадную трубу или скважину необходимо очистить их и проверить соответствие глубины скважины и положения обсадных труб проектным. Изготовление каждой скважины должно вестись без перерывов. Контрольные бетонные кубики изготавливают непосредственно на месте производства свайных работ из бетонной смеси для каждой 20-й сваи в количестве шести штук. При бурении скважин для набивных свай необходимо следить, чтобы объем пробуренной скважины не превышал более чем на 10% объем опускаемых в нее обсадных труб, уровень воды в обсадной трубе (в легко размываемых грунтах) поддерживался не менее, чем на 1 м выше уровня грунтовых вод, а заглубление скважин в опорный пласт соответствовало проектному, но не менее 0,2—0,5 м в зависимости от плотности грунта. Бурение скважин на расстоянии менее пяти диаметров сваи от ранее забетонированных допускается только при достижении бетоном свай не менее 25% проектной прочности. При погружении обсадных труб в водоносные грунты низ фрезера должен находиться постоянно на 0,5—07 м ниже уровня грунта в забое скважины. Размыв грунта при бурении скважин допускается при отсутствии угрозы для устойчивости окружающих зданий и сооружений. При полном отсутствии воды в обсадной трубе допускается бетонирование свай бетоном с осадкой конуса 5—6 см, с тщательным трамбованием и укладкой бетона до начала схватывания. Высота каждого слоя бетона, загруженного в трубу, не должна превышать 1 м; трамбование должно производиться до тех пор, пока высота слоя не понизится до 0,3—0,4 м. npir наличии воды в обсадных трубах бетонирование набивных свай производится бетонной смесью с .осадкой конуса .12—16 см. Высота бетонного столба в трубе должна быть не менее 0,75 величины гидростатического напора грунтовых вод на уровне низа обсадной трубы и во всех случаях — не менее 1 м. Необходимо следить, чтобы подача бетона в обсадную трубу, заполненную водой, производилась как при подводном бетонировании. При пневматическом бетонировании необходимо принимать меры к выбрасыванию обсадной трубы сжатым воздухом и проникновению в нее воды. Коэффициент заполнения скважины, т. е. отношение объема бетона, загруженного в обсадную трубу (за исключением бетона, уложенного выше уровня земли), к объему скважины по наружному диаметру обсадной трубы (муфты), должен соответствовать проектному, но не менее 1,1. Для повышения несушей способности набивных свай в неустойчивых и обводненных лессовых грунтах устраивают сваи с уширенной пятой. В гражданском строительстве диаметр свай с камуфлетным уширением не применяется более 1,2 м. Расстояние между центрами соседних свай должно быть не менее 1,6 диаметра уширения, но может быть уменьшено до 1,2, если взрыв для образования очередного камуфлетного уширения происходит до схватывания бетона в ранее заполненном соседнем уширении. Заряд взрывчатого вещества зависит от диаметра запроектированного уширения и определяется проектом, согласованным с организацией, производящей взрывные работы. После пробуривания в грунте скважины в нее опускают в качестве свайной оболочки инвентарную обсадную трубу. Нижний конец трубы располагают на 1 м выше дна скважины, на дно укладывают заряд взрывчатого вещества. После образования уширения скважину необходимо заполнить бетоном с осадкой конуса 5—10 см. При устройстве свай с камуфлётным уширением необходимо контролировать выполнение следующих условий: - соответствие глубины скважины и наружного диаметра инвентарной обсадной трубы проектным; - опускание обсадной трубы до дна скважины; - сохранность проводов во время подъема трубы и надежность их закрепления; - соответствие объема литого бетона, вошедшего в уширение, проектному. Следует также проверять консистенцию бетона, правильность установки опалубки оголовни-ка сваи и арматуры, своевременное изготовление контрольных кубиков. При приемке работ необходимо проверить соответствие выполненных работ требованиям проекта и техническим условиям, журналы и сводные ведомости, а также провести контрольные испытания свай. Количество свай для контрольных испытаний устанавливает приемочная комиссия. Для забивных свай при испытании динамической нагрузкой их должно быть не менее пяти штук, при испытании статической нагрузкой — не менее двух штук, а для набивных свай при испытании статической нагрузкой — 2% их общего числа в фундаменте, но не менее 2 шт. Контрольные испытания свай проводятся в соответствии с действующим ГОСТом. В процессе погружения свай, свай-оболочек и шпунта необходимо вести журналы производства этих работ. При приемке свайных фундаментов, устраиваемых в вечномерзлых грунтах, составляют «акт приемки с указанием мерзлотно-грунтовых условий в период устройства фундамента с характеристиками температурного режима грунтов около свай и способа погружения их. Разрешение на загрузку свайных фундаментов дают на основании оценки несущей способности свай при температурном режиме на день приемки. Полная расчетная загрузка свайных фундаментов допускается только после достижения расчетного температурного режима грунтов. Температурные трубки для измерения температурного режима грунтов и контроля за смерзанием его со сваями устанавливают в скважины одновременно со сваями на всю глубину. Количество трубок должно быть не менее 2% общего количества свай. При бетонировании буронабивных свай следует установить надзор за отбором контрольных бетонных образцов в количестве трех штук на каждые 50 м3 уложенной бетонной смеси или изменением ее состава. Изготовление и хранение контрольных образцов должно производиться в условиях, аналогичных бетонированию и твердению свай. Приемку работ по устройству свайных фундаментов и шпунтовых ограждений должны производить на основании проектов свайных фундаментов или шпунтовых ограждений; паспортов заводов-изготовителей на сваи, сваи-оболочки, шпунт и товарный бетон; актов лабораторных испытаний контрольных бетонных образцов и актов на антикоррозионную защиту конструкций; актов геодезической разбивки осей фундаментов и шпунтовых ограждений; исполнительных схем расположения свай и шпунтовых ограждений с указанием их отклонений в плане и по высоте; ,.' сводных ведомостей и журналов забивки или погружения свай, свай-оболочек и шпунта, журналов бурения и бетонирования скважин для набивных свай; результатов динамических испытаний свай и свай-оболочек; результатов статических испытаний свай, свай-оболочек (если они были предусмотрены). Допускаемые отклонения осей забивных и набивных свай, свай-оболочек в зависимости от их типа и расположения не должны превышать величин, указанных в проекте при соответствующем обосновании. Число свай или свай-оболочек, имеющих максимально допускаемые откло-нения от проектного, не должны превышать при ленточном расположении 25% общего числа свай, а при сваях-колоннах —5%, Возможность использования свай с отклонениями-выше допускаемых устайавливает проектная организация. Свайные ростверки. Свайные ростверки независимо от типа (монолитные, сборные) разрешается возводить только после оформления актов на приемку забивных или набивных свай. Перед бетонированием ростверка необходимо тщательно очистить от грязи оголовники свай. Бетонирование свайного ростверка можно начинать только после приемки опалубки и арматуры. Вести его следует горизонтальными слоями по всей площади ростверка. Необходимо, чтобы марка бетонной смеси соответствовала проектной. Отбор и испытания контрольных кубиков нужно производить в соответствии с техническими условиями на производство бетонных работ. Учитывая возможность затопления котлованов грунтовыми или ливневыми водами, необходимо заранее разработать мероприятия по откачке, воды из зумпфов. Откачку производить, пока прочность бетона ростверка не станет равной 25 кг/см2. Бутовые и бутобетоные фундаменты. При выполнении бутовой кладки фундаментов «под лопатку» Необходимо контролировать соблюдение следующих правил: кладка первого ряда на основании ведется насухо с тщательным подбором более крупных постелистых камней по высоте, приколкой камней, расщебенкой пустот и перевязкой швов, тщательно производится утрамбовка уложенных камней и заливка их жидким раствором с заполнением всех пустот; камни отмываются от грязит глины и пыли для обеспечения хорошего сцепления камней с раствором. Бутовая кладка «под лопатку» должна производиться горизонтальными рядами высотой до 30 см. Не допускается соприкосновение камней друг с другом без раствора (насухо). Для зданий III—IV классов и высотой не более двух этажей допускается бутовая кладка «под залив» из рваного бутового камня, укладываемого горизонтальными рядами высотой 15—20 см враспор со стенками траншей или опалубки, без выкладки верстовых камней, но с расщебенкой пустот. Применение бутовой кладки «под залив» на проеадочных грунтах запрещается. Уширение фундаментов из бутового камня производится уступами. Высота и ширина уступов устанавливается проектом, причем высота должна быть не менее двух рядов кладки. Разница в; высоте кладки смежных участков (захваток) не должна превышать 1,2 м. Для бутобетонной кладки можно применять любой бутовый камень, в том числе и булыжник, но марка камня должна соответствовать проектной. При приготовлении бетонной смеси необходимо контролировать, чтобы при вибрировании подвижность.ее соответствовала осадке стандартного конуса на 50—70 мм и без вибрирования —80—120 мм. При выполнении бутобетонной кладки необходимо, чтобы укладка бетонной смеси велась горизонтальными слоями толщиной не более 20 см. Камни втапливают в бетон на половину их высоты с промежутками между камнями 40—60 мм. Ширина камней, втапливаемых в бетон, не должна превышать Уз ширины фундамента. При сооружении бутобетонного фундамента в траншеях и котлованах с откосами необходимо устраивать опалубку. Для этого производится приемка изготовленной опалубки с проверкой правильности ее установки в соответствии с разбивочными осями фундаментов, установки пробок и коробов для подземных отверстий в фундаментах, плотности между досками и отдельными элементами опалубки, а также надежности крепления опалубки. Контролируя кладку бутовых и' бутобетонных фундаментов, необходимо проверять качество и расположение осадочных швов в соответствии с проектом. Толщина осадочных швов должна быть в пределах 10—20 мм. Осадочные и температурные швы фундаментов в зданиях с подвальными этажами должны быть герметизированы. Перерывы при производстве бутобетонной (бутовой) кладки допускаются только после втапливания последнего верхнего ряда камней в уложенный слой бетонной смеси. Перед возобновлением работ необходимо тщательно очистить и увлажнить верхний ряд кладки. При перерыве работ в сухую, жаркую или ветреную погоду поверхность бутобетонной (бутовой) кладки следует защищать от высыхания. При приемке работ по сооружению бутобетонных и бутовых фундаментов необходимо проверить соответствие всех размеров- и допусков требованиям проекта и техническим условиям, правильность расположения и выполнения осадочных швов, соответствие расположения отверстий для пропусков подземных коммуникаций проектным, качество кладки, наличие согласований с проектной организацией на отклонения от проекта, допущенные при сооружении фундаментов и составляется акт осмотра устройства фундаментов. При производстве бутовых (бутобетонных) фундаментов допускаются отклонения.



Похожие статьи:
Противопожарное оборудование жилых и общественных зданий

Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Контроль качества зданий

Статьи по теме:





Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум