Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Реконструкция застройки

Благоустройство межмагистральных территорий


Благоустройство межмагистральных территорий

Сформировавшаяся в разные временные периоды застройка межмагистральных территорий имеет свои отличительные особенности. Рассмотрим две противоположности: старогородские территории, интенсивно застроенные до революции, и микрорайоны второй половины XX в.

В первом случае имеет место плотная, а в больших городах и сверхплотная застройка, где без радикальных мероприятий по расчистке и сносу о благоустройстве не может быть и речи. Во втором, в обширных микрорайонах, как правило, отсутствуют изолированные дворы, предназначенные для ограниченного круга жителей прилегающих домов, и этот фактор является предметом претензий горожан. Остальные типологические группы территорий занимают промежуточное место.
Еще одна причина несостоятельности межмагистральных территорий — это плохое их содержание. В результате во многих городах России межуличное пространство деградировало. Зеленые насаждения, элементы благоустройства и малые архитектурные формы пришли в упадок. Почвы засолены, зелень вытоптана, покрытия проездов в той или иной мере разрушены.

Цель благоустройства заключается в организации территорий, где горожанин будет чувствовать себя комфортно. В ее основе лежит предпосылка: рассматриваемые пространства — наиболее близкая к жителю наружная среда, окружающая жилище, поэтому ее преобразование должно быть подчинено потребностям этих жителей. Способы достижения цели различны и они вытекают из выбранной стратегии.

Стратегия благоустройства зависит от двух непреложных факторов: плотности застройки, что предопределяет планировочные возможности территории, и идеологии модернизации как социального фактора.

Плотно застроенные территории нельзя нагрузить всеми необходимыми функциями, вытекающими из комфортных требований к межмагистральным территориям. Поэтому известный Ленинградский градостроитель проф. Ю.Г. Кругляков еще в первой половине XX в. предлагал переносить в город часть этих функций, а внутри кварталов выполнять минимум благоустройства. Таким образом он включал в жилую среду застройки бульвары и скверы, городские сады и парки.
В последнее время эта теория получила развитие. Наблюдается становление новых принципов формирования жилых пространств при реконструкции застройки. В их основе лежит благоустройство, как взаимодействие мероприятий трех уровней. Модель такого взаимодействия представлена на рис. 5.21.

Характерной чертой этой модели является реанимация первичной жилой достаточно интимной планировочной единицы —двора. Такой подход в значительной степени корректирует идеологию, заложенную в микрорайоны. При благоустройстве затесненной старой застройки он становится незаменим.

Двор рассматривается как участок территории, выделенный для общения небольших групп жителей окружающих домов. Обособленный, он должен носить интимный характер и обеспечить повседневные удобства для всех возрастных групп, но, прежде всего, малоподвижных —детей и лиц пожилого возраста.

Другая особенность модели —это включение в систему нового планировочного звена, названного «общинным местом», объединяющего дворы и кварталы в единое градостроительное образование. Его предназначение складывается из удовлетворения потребностей в периодических контактах активной части жителей среднего возраста и молодежи. Связанные общностью интересов, они условно могут быть названы социальной группой или общностью, объединяющих людей из многих дворов.



Рис. 5.21. Модель взаимодействия мероприятий благоустройства и озеленения реконструируемых территорий

Для общинных мест используют пространства между кварталами или жилыми группами. Это эспланады, небольшие скверы и бульвары, создаваемые на месте закрытых для сквозного проезда переулков и других освобождаемых территорий. Общинные места могут предназначаться для активного отдыха: катания на роликах, велосипедах, общения единомышленников и других сборищ. Это не исключает использование пространства менее активным населением как прогулочных дорожек. Все перечисленные функции выносятся с территорий дворов.

Еще одно предназначение общинных мест — объединение многих дворов трассой многофункциональных связей, опять же пешеходной. Поэтому ее ориентируют на входные узлы кварталов, жилого микрорайона или планировочного образования.

Третий уровень благоустройства — это общегородские зеленые пешеходные пространства. К ним отнесены скверы, парки и лесопарки, сады и зеленые поймы рек. Эти элементы благоустройства объединяют удобными связями с реконструируемыми территориями.

В практике градостроительства потепенно складываются правила и методы реконструкции межмагистральных территорий. Ими учитываются особенности сложившейся застройки. В первую очередь, повышенная плотность, что влечет за собой отсутствие площадей, достаточных для создания полноценных элементов благоустройства, отраженных в табл. 5.1.

Элементы благоустройства делят на площадки для игр и отдыха, спортивные и хозяйственные. Сюда же входят озелененные участки дворов. При их благоустройстве стараются выдержать параметры, указанные в упомянутой таблице.



Рис. 5.22. Игровой комплекс для детей от 2 до 6 лет:
1 — качели и качалки; 2 — песочница; 3 — покрытие из легких материалов; 4 — горка с игровой скульптурой; 5—навес; 6—декоративные игровые скульптуры; 7—лиана для лазания; 8—дерево для лазания; 9 — декоративное мощение; 10—тоннель; 11 —тропинка из плитки; 12— горка

Детские игровые площадки — это дворовое пространство, создаваемое для удовлетворения потребностей в играх двух возрастных групп детей: от 2 до 6 лет и от 7 до 12.

Городские дети растут в неестественных условиях и им необходимо создать игровую свободу. Искусственным путем оборудовать места для активных и разнообразных игр. При этом отправной базой выбора является психология поведения. Она же у детей до 12 лет носит характер «деятельности ради деятельности», а с переходом к зрелости становится спортом, т. е. соревнованием умения.

До 6 лет детей привлекает простое игровое поле: песочницы, игрушки-качалки и тому подобные устройства. Поэтому стандартное оборудование может охватывать малые формы, приведенные на рис. 5.22, где изображен игровой комплекс значительной площади. Но это решение не совсем отвечает гигиеническим требованиям. Санитарные врачи считают, что планировка игровых площадок должна соответствовать двум условиям. Во-первых, предохранять малолетних от распространения инфекций. Для этого площадки следует наделять небольшой площадью, что исключает скопление значительного количества детей. Во-вторых, обеспечивать надзор родителей за своими чадами. На площадках нужно выделять места для пребывания взрослых: скамейки, навесы и т.д.

После 6 лет интересы детей меняются, их подвижные игры усложняются, поэтому игровое поле планировочно решают, как показано на рис. 5.23, а. На территориях иногда располагают комплексные площадки типа изображенной на рис. 5.23, б, на территории которой выделена небольшая зона для детей более младшего возраста.

Площадки для отдыха предназначают для взрослого населения. Их дифференцируют по интересам различных возрастных групп. Так, для жителей среднего возраста площадки оснащают местами с оборудованием для тихих игр. Если площадь территории позволяет, то устраивают площадки для шумных игр. Их размещают не ближе, чем в 20 м от жилых зданий.

На площадках для пожилых жителей, тяготеющих к пассивному отдыху, устанавливают удобные скамьи. Их затеняют зелеными насаждениями, перго-лами или навесами.

Нормативная обеспеченность площадками для отдыха составляет 0,2-—0,3 м2 на одного жителя прилегающих домов. Площадь каждой из них назначают в пределах 25—75 м2, исходя из планировочных возможностей застроенных территорий.



Рис. 5.23. Игровые площадки для детей от 7 до 12 лет:
а — площадка для езды на роликах и игры в индейцев; б — комплексная игровая площадка; в —спортивно-игровое оборудование; 1—дорожка для езды и бега; 2—декоративный водоем с душем; 3 — карусель; 4 — навес-«вокзал»; 5 — «лагерь индейцев»; 6 — спортивная площадка для детей 7—12 лет; 7— площадка для детей младшего возраста; 8 — оборудование спортивно-игрового комплекса

В плотно застроенных дворах используют два типа площадок: непроходные и карманные. Их схемы показаны на рис. 5.24 а и б. Расстановку оборудования иллюстрируют схемы в и г на том же рисунке.

При создании площадок декоративными средствами стремятся обеспечить надлежащий дизайн. По возможности устраивают небольшие декоративные водоемы и альпийские горки. Создают композиции из крупных садовых валунов. Открывают обзор привлекательной части двора или прилегающей территории.

Для озеленения применяют деревья и цветущие кустарники, обладающие высокими декоративными свойствами. Цветники засаживают многолетними цветами.



Рис. 5.24. Площадки для отдыха жителей среднего и пожилого возраста:
а — непроходные площадки на пешеходных путях; б — то же, карманные; в — площадки для тихого отдыха; г —то же, настольных игр; 1—трельяж-стенка; 2 — скамьи; 3 — мощение из плит; 4 — цветочница; 5 — пергола; 6 — беседка; 7—стол со скамьями

В состав оборудования включают приборы освещения, мусорные урны и даже питьевые фонтанчики.

Спортивные площадки на благоустраиваемых жилых территориях в старогородских районах применяют редко. Это связано с отсутствием свободного места. Площадки заменяют спортивными блоками, размещаемыми в подвалах зданий и первых этажах, не пригодных для жилья, в том числе из-за неудовлетворительного инсоляционного режима.

На территориях с микрорайонной планировкой спортивные площадки могут быть созданы в пределах зеленых зон для занятий физкультурой непосредственно по месту жительства населения. Их стараются разместить комплексно.

В случае затесненности благоустраиваемых территорий поля для волейбола, баскетбола, бадминтона и хоккея блокируют. Площадки для настольного тенниса и городков располагают поблизости друг от друга, но не блокируют.

Поля для игры с мячом и в городки огораживают металлической сеткой. Высоту такого ограждения устанавливают до 3 м. Деревья сажают не ближе 3 м от края площадки.

Расстояние от жилых зданий до спортивного ядра принимают не менее 20 м, что предохраняет жилье от шума. Учитывая, что игровые площадки используют преимущественно во второй половине дня, длинной осью их ориентируют по направлениям север — юг, северо-восток — юго-запад, юго-восток —юго-запад. Если же тень от соседней застройки и высоких деревьев вечером перекрывает площадку, то ее лучше ориентировать по линии запад-восток. Тогда солнце не будет мешать играющим и в первой половине дня.



Рис. 5.25. «Площадка здоровья» со спортивно-тренировочным оборудованием:
1 — тренажер для развития мышц спины; 2 — вертикальный упор; 3 — гимнастические кольца и лесенка;'4 — горизонтальный упор; 5 — разновысокий турник; 6 — бум; 7—барьеры; 8 — брусья; 9 — тренажер для развития мышц живота; 10 — рукоход

Размеры спортивных площадок принимают по международным стандартам. Они не приведены в настоящем учебнике, поскольку в старой застройке эти площадки используются редко. Желающих ознакомиться с этим вопросом отсылаем к монографиям по проектированию спортивных сооружений.
В старогородских районах часто прибегают к устройству «площадок здоровья». Их организовывают, используя прием, показанный на рис. 5.25.

Хозяйственные площадки размещают в каждом квартале, а в микрорайонах — во всех жилых группах. Примеры планировки и оборудования таких площадок приведены на рис. 5.26.

Площади площадок, м2, принимают, исходя из нормы на 1 тыс. жителей: для мусоросборников — 30; для чистки ковров и домашних вещей — 100; для сушки белья —100.

Место расположения всех площадок, кроме предназначенных для сушки белья, выбирают не ближе чем 20 м от окон жилых домов и не далее 100 м от наиболее удаленного подъезда-входа в лестничную клетку. К мусоросборникам обеспечивают внутриквартальный проезд шириной не менее 3,5 м. В случае тупикового подъезда его оборудуют разворотной площадкой, где предусматривают место установки платформы для крупногабаритного мусора.

Хранение автомобилей индивидуального пользования — серьезная проблема благоустройства плотно застроенных территорий. Традиционными экстенсивными методами она не может быть решена в полном объеме. Однако часть автомашин допустимо и даже необходимо размещать на открытых стоянках. На рис. 5.27 показаны примеры планировки таких стоянок. Они одноярусные и занимают много места. Площадь хранения одного автомобиля равна примерно 25 м2, поэтому сейчас стали использовать двухъярусные (рис. 5.27, г). Применены облегченные стальные конструкции. В целях упрощения технологии хранения на второй ярус машины подают передвижными механизмами типа автопогрузчиков, за счет чего достигается экономия площади. На одно маши-номесто требуется примерно 13—14 м2, а не 25 м2, поэтому рекомендуется размещать именно такие стоянки.



Рис. 5.26. Хозяйственные площадки:
а —для сушки белья; 6—для чистки и проветривания одежды и ковров; в —для контейнеров-мусоросборников; 1 — стойки для сушки белья; 2 — то же, стойка-зонтик; 3 — скамьи без спинок; 4 — металлическая стойка с двумя перекладинами для выбивания ковров; 5—живая изгородь; 6 — бортовой камень; 7—контейнер для бытового мусора; 8 — то же, пищевых отходов; 9 — лоток для дождевой воды

Во дворах нужно некоторое количество стоянок боксового типа. Как правило, такие места выделяют для хранения автомобилей инвалидов. Их устанавливают вблизи хозяйственных площадок или инженерных сооружений, например трансформаторных подстанций и тепловых пунктов. Одно из таких решений показано на рис. 5.27, д.

В плотно застроенных кварталах для хранения предусмотренного нормами количества автомашин нужно радикально использовать третье измерение. Строить многоярусные стоянки-паркинги (см. рис. 5.19). Использовать компактные решения, желательно подземные. Однако такие решения требуют больших инвестиций, в том числе на перекладку подземных коммуникаций, которыми насыщено подземное пространство современного квартала.

Альтернативой этому являются одноярусные паркинги, занимающие площадь всего двора или его части. Их вместимость редко достигает нормативной потребности в машиноместах, но как эффективный паллиатив имеет право на существование.

Планировки описываемых подземных стоянок под дворами зависят от конкретных условий квартала. Общие рекомендации здесь неуместны, а решения необходимо привязывать к этим условиям. Поэтому эти решения рассмотрены при анализе методов благоустройства жилых массивов разного периода возведения.



Рис. 5.27. Схемы стоянок для индивидуальных автомобилей:
а — открытых с установкой машин продольно; б—то же, под углом; в —то же, перпендикулярно проезду; г — открытых двухъярусных; д — одноярусной боксового типа с гаражами-«ракушками»

Благоустройство старогородских районов, плотно застроенных до революции, необходимо совмещать с реконструкцией застройки. Решать вопросы капитального ремонта и модернизации зданий, надстроек, встроек и пристроек, а также трансформации и сноса строений.

Как правило, планировочные возможности благоустройства рассматриваемых территорий ограничены. Внутриквартальные пространства довольно плотно застроены. Во дворах нет свободных площадей, что не допускает нагрузки этих дворов всеми необходимыми функциями. Даже при сносе малоценных строений нельзя выделить полноценные участки для отдыха и игр. Недостаточно места для автостоянок, а в большинстве случаев и хозяйственных площадок.



Рис. 5.28. Схема благоустройства группы кварталов с преимущественно дореволюционной застройкой (проектные предложения НИиПИ генплана Москвы):
1 — улицы городского и районного значения; 2 — то же, местного в жилой застройке; 3 — трасса пешеходных целевых и прогулочных маршрутов; 4— зеленые насаждения разного уровня пользования (общего, ограниченного и локального); 5 — входной узел; 6—дворовые пространства

Исходя из изложенного, подлежащую реконструкции территорию рассматривают как часть планировочного развития города. Идут по пути вынесения указанных функций в «общинные» многофункциональные зоны. Фиксируют и развивают существующие зеленые пространства в качестве элементов пешеходных маршрутов. На некоторых участках они могут иметь нетрадиционные направления. По периметру примыкающих к ним жилых групп организовывают «площадки здоровья«, беговые и велодорожки. Всеми этими трассами объединяют в единое целое многие дворовые территории.

В результате реконструкции организовывают декоративные пороги, отделяющие жилой район, квартал и двор от примыкающей территории. Для этого создают входные группы с использованием встроек и пристроек.

Участки территории и зеленые массивы делят на три категории использования. Выделяют дворы, как первичную единицу. Внутриквартальные озелененные участки рассматривают как пространство ограниченного пользования, а другие, имеющие беспрепятственный доступ извне,— как общего пользования. Определенную функцию передают внешним зеленым массивам, как местам пользования жителями реконструируемого района.

Намечают мероприятия, направленные на цивилизованное использование нижних этажей зданий в качестве офисов и контор, магазинов, кафе и других предприятий обслуживания населения. Все несвойственные жилой застройке производства выводят с территории.

Уменьшают давление транспорта, этой основной причины загрязнения воздушного бассейна и дискомфорта для жителей. За счет укрупнения мелких кварталов, ограничения сквозных проездов и упорядочения движения транс-порта сокращают возможность отрицательного его воздействия на окружающую среду.

В результате разрабатывают проектные предложения трансформации и благоустройства территории. Пример такого решения приведен на рис. 5.28. Он разработан для одного из центральных районов города, показательного по многообразию застройки. В нее входят старомосковские малоэтажные здания первой половины XIX в. и традиционные доходные дома рубежа XIX и XX вв. Имеются вкрапления более поздних зданий — сталинского периода и современных.



Рис. 5.29. Принципиальная схема планировочной организации дворового пространства в дореволюционной застройке:
1— пешеходный уровень двора; 2 — изолированные площадки (детские и для взрослых); 3 — стандартное озеленение двора; 4 — то же, декоративное; 5 — открытые стоянки автотранспорта; 6 — композиционные доминанты (индивидуальные малые формы); 7 — основной вход; 8 — то же, эпизодический; 9 — основной въезд; 10—то же, эпизодический; 11 — ограничение сквозного движения; 12 — то же, запрещение

Старогородские дворы благоустраивают, применяя методы, наглядно иллюстрируемые примером на рис. 5.29. На замкнутой территории размещают детские игровые площадки, выделяют места тихого отдыха родителей с колясками и пожилых людей. В приведенном примере нет хозяйственных площадок, а вот стоянки для транспорта не забыты.

В проектных предложениях разрабатывают концепцию организации хранения автотранспорта на всей территории. Используют кроме наземного пространства подземное и первые этажи зданий. Размещение наземных стоянок рассмотрено в этом параграфе выше. Пример размещения подземного паркинга на 50 автомашин под кварталом площадью 0,5 га показан на рис. 5.30. Все строения, загромождавшие его территорию, снесены. Рампа-съезд удачно размещена у въезда во двор. Крыша благоустроена, засажена зеленью и оборудована площадками для активного и пассивного отдыха. Подвалы всех окружающих домов реконструированы. В них оборудованы подсобные помещения автостоянки, магазинов и кафе. Для их рабочих залов отведены первые этажи модернизируемых домов.

Благоустройство массивов, возведенных в 1920—1930 годах, не вызывает таких сложностей, как на территориях дореволюционной застройки. Это связано с несравненно большими территориальными резервами реконструкции, регулярностью планировки и меньшей плотностью застройки.

Как показали исследования, проведенные на кафедре городского строительства МИКХиС, на этих территориях открываются довольно широкие возможности упорядочения планировочной структуры без сноса ценных домов, но с незначительной расчисткой застройки. Главным образом за счет строений, возникших в результате напластований в течение полувековой эксплуатации.



Рис. 5.30. Комплексная реконструкция квартала XVIII—XIX в. в Любеке (Германия) с использованием подземного пространства двора для размещения подземной автостоянки:
1 - подвалы магазинов; 2 — подсобные
а — план на отметке подвала; б — план на уровне первого этажа; / помещения стоянки; 3 — открытая стоянка на 9 машин; 4 — рампа

При реконструкции главное ограничение заключается в необходимости сохранения исторического облика и архитектурно-планировочной организации застройки. Здесь целесообразно сохранять основной объемно-планировочный элемент — квартал, который не утрачивает своего значения. Реконструктивными мероприятиями не затрагивать зданий по красным линиям улиц и переулков, но учитывать еще один фактор —транспортную нагрузку на прилегающие улицы.
Жилые массивы строили, когда транспортная проблема в русских городах еще не была такой острой. Сейчас же с обострением ситуации необходимо предусматривать мероприятия, обеспечивающие изоляцию застройки от транспортных потоков на прилегающих улицах.

Обычно это сделать трудно, поскольку защитные устройства требуют места и вступают в противоречие с необходимостью расширения проезжей части магистральных улиц для повышения их пропускной способности. Однако планировочно уменьшить отрицательное влияние транспорта возможно. Для этого часть переулков нужно закрыть для сквозного движения. Превратить их в «общинные места». Можно сократить до минимума и количество въездов на внутриквартальную территорию.

В жилых массивах возможно создание замкнутых пространств —дворов разной величины. Существующая планировка не препятствует организации «общинных» рекреационных зон и межквартальной системы пешеходного движения, объединяющего эти дворы, но минующего их территорию. Планировочные особенности позволяют выделить участки для кондоминиумов (рис. 5.31).

Нет необходимости разукрупнения дворовых пространств, поскольку их площадь сомасштабна застройке. Без особых сложностей может быть решена проблема их планировочной организации и ликвидации сквозных проездов, как и территориальной организации активного и пассивного отдыха жителей разных возрастных групп. Относительно просто изолировать хозяйственные площадки, в том числе места хранения мусора, размещения мусороприемников с контейнерами на нормативном отдалении от остальной части дворов.



Рис. 5.31. Территориальные резервы застройки 1920—1930 гг., используемые при реконструкции:
а — вариант благоустройства замкнутого пространства (7 — существующая партерная планировка, не дифференцированная по назначению; 2 — реконструкция); б — примеры использования территорий для организации «общинных» рекреационных зон и пешеходного передвижения квартального назначения; в—то же, с возможностью создания кондоминиума на месте сносимых строений (i — существующая планировка; 2 — реконструкция; 3 — сносимые строения; 4 — участки объектов нежилого назначения; 5 — стоянки автомашин); г — вариант размещения на экстенсивно используемой территории жилого здания и подземной стоянки (/ — существующее положение; 2 — реконструкция; 6 — пандус-въезд на стоянку)

Примеры архитектурно-планировочного благоустройства приведены на рис. 5.32. На плане а показано, как может быть организовано относительно небольшое замкнутое пространство.



Рис. 5.32. Вариант комплексной реконструкции кварталов 1920—1930 гг. (по В.П. Ковалевскому):
а — с устройством замкнутого двора, подземного паркинга и наземной стоянки; б — с размещением наземно-подземного многоэтажного гаража; в — озеленение и благоустройство придомового участка

Решение б иллюстрирует возможность упорядочения структуры значительной площади, а в фрагмента —обособленной части двора.

Характерной особенностью приведенных планировочных решений является компактность. Созданные дворы своим интерьером обеспечивают достаточно интимную среду, рассчитанную на небольшой социум — имеющих общие интересы жителей прилегающих домов.

Учитывая значимость проблемы хранения индивидуального автотранспорта, благоустройство территорий рационально увязывать с размещением паркингов.



Рис. 5.33. Проект благоустройства двух крупных кварталов постройки 1950 — 1960 г. (по В.П. Ковалевскому), существующая планировка которых показана на рис. 3.7:
о — эскиз генплана; 6 — фрагмент

Исходить из того, что результатами исследования МИКХиС подтверждено: имеются три зоны, где можно организовать стоянки.

Наиболее удобно выделение места в междворовых пространствах. Для этой же цели можно использовать участки проезжей части переулков, перекрываемых для сквозного проезда, или широкие тротуары действующих улиц. Наихудший вариант — это размещение стоянок внутри кварталов. Радикальным средством решения проблемы паркингов является строительство специальных сооружений — подземных, полуподземных или наземных.

Экспериментальное проектирование подтвердило возможность устройства стоянок-паркингов на территориях кварталов (см. рис. 5.32, б).

При использовании подземного пространства возникает определенная сложность: нужно уничтожать зеленые насаждения и перекладывать инженерные коммуникации. Однако ее можно смягчить, размещая паркинги на междворовых территориях.

Рассмотренные примеры подтверждают достаточно широкие резервы благоустройства жилых массивов, комплексно застроенных в 1920—1930 гг. Мероприятия модернизации территорий необходимо разрабатывать в комплексе с реконструкцией зданий застройки. Только тогда можно создать надлежащую комфортную жилую среду обитания горожан.

При благоустройстве территорий, застроенных в 1950—1960 годах, описанные проблемы решаются по аналогии с мероприятиями в застройке предшествующего периода, первых десятилетий советской власти. Однако объемы преобразований не столь велики. Причина тому —возведение с соблюдением норм и правил не намного отличным от современного СНиПа. Основным недостатком планировки микрорайонов является отсутствие обособленности придомовых участков, которые не рассматривали как систему дворов.

При благоустройстве возникает необходимость в той или иной степени смягчить этот недостаток. На небольших территориях выделить обособленные зоны активного и пассивного отдыха. Найти места для хозяйственных площадок и стоянок индивидуального транспорта.

Пример такого решения показан на рис. 5.33. Он взят из плана развития уездного города и иллюстрирует планировочные возможности жилой территории площадью 13,5 га, застроенной четырех- и пятиэтажными домами. С учетом того, что на территории проживает ограниченное количество жителей, следует признать довольно удачное решение рекреационной зоны. Площадки для жителей разных возрастных категорий рационально отделены друг от друга. Создана единая планировочная система.

Как показывает анализ этого примера, добиться количества машиномест, соответствующего современной транспортной обеспеченности горожан, практически невозможно. Ограничение стоянок здесь уместно, поскольку в малом городе жители микрорайона пользуются стационарными паркингами, находящимися в зоне пешеходной доступности. Поэтому предусмотренные планом места на 25 автомашин следует рассматривать как дополнительные и гостевые.

В крупных городах территории, освоенные в 40—60-х годах, благоустраивают несколько иначе. Здесь прослеживается тенденция по-разному рассматривать кварталы парадной сталинской архитектуры и рядовые микрорайоны пятиэтажной застройки «городских Черемушек».

На рис. 5.34 показан проект благоустройства крупного двора на одной из магистралей Москвы. По сценарию использования этого замкнутого участка проложена диагональная пешеходная трасса-эспланада, связывающая основные входные узлы, через которые жители попадают во двор. Функционально насыщенная и богато оформленная декоративно, она является доминантой ансамбля. На этот променад нанизаны дорожки к обособленным площадкам для разных возрастных групп. Они оборудованы оригинальными малыми архитектурными формами.

Предусмотрена небольшая стоянка для автомашин и хозяйственные площадки. Эти элементы вынесены на периферию. В результате двор регенерируется, поскольку создается единое пространство, разделенное на участки разной функции.

При этом предполагается санировать зеленые насаждения. Больные деревья вырубить, а ценные сохранить. Восстановить зеленый покров. Газоны засадить свежей травой, предварительно заменив растительный слой почвы.

Другой пример иллюстрирует схема рис. 5.35. Пространство большого двора пятиэтажной застройки, запущенного и хаотично используемого, намечено благоустроить, разбив на три функциональные зоны. Центральная с фонтаном предназначена только для тихого отдыха, а две боковые отданы под детские площадки.

Пешеходные пути систематизированы и замощены. Организованы стоянки для ограниченного количества автомашин. Выделены хозяйственные площадки, на периферию вынесены мусоросборники.

Во избежание повреждения ценных пород штамбы деревьев закрывают декоративными решетками. Восстанавливают зеленый покров на газонах, сажают кустарники.

Благоустройство дворов — одна из проблем реконструкции микрорайонов первого периода полносборного домостроения. Основная же заключается в ротации жилого фонда. Срок службы пятиэтажных зданий рассчитан на 25 лет.



Рис. 5.34. Принципиальная схема организации пространства двора в престижной застройке 1950—1960 гг. крупного города (НИиПИ генплана Москвы):
1 — пешеходный уровень двора; 2 — изолированные площадки (детские, для пожилых и др.); 3 — стоянки автотранспорта; 4 — стандартное озеленение двора; 5—композиционные доминанты (малые формы); 6 — декоративное озеленение двора; 7—основной вход; 8—то же, эпизодический; 9 — основной въезд; 10—то же, эпизодический

Прошло 40 лет, и ресурсы их долговечности исчерпаны. Дома имеют износ, достигающий критического предела. Без комплексного капитального ремонта с усилением конструкций они в ближайшее время разрушатся.

При модернизации территорий необходимо рассматривать альтернативу: усиление или снос. В случае применения последнего метода, замены на новые здания повышенной этажности, открываются широкие возможности уплотнения жилого фонда. Несколько повысить его плотность можно, выбрав первый метод и использовав надстройки, в том числе мансардными этажами.

Сейчас проводятся комплексные исследования и экспериментальное проектирование, направленное на поиск эффективных методов реконструкции. Выводы и обобщения еще преждевременны. Учебные рекомендации можно будет дать через 4—5 лет, при переиздании настоящего учебника.

Благоустройство территорий, освоенных после 1960 г., иллюстрирует пример, приведенный на рис. 5.36, а. Здесь показана схема организации пространства жилой группы. Упорядочены транспортные трассы и маршруты пешеходного движения.

В .проекте возродили двор, как первичную планировочную единицу, его спланировали сомасштабно человеку и функционально насытили необходимыми площадками.



Рис. 5.35. Принципиальная схема организации пространства части пятиэтажной застройки микрорайона застройки 1950—1960 гг. (НИиПИ генплана Москвы):
1 — пешеходный уровень двора; 2 — изолированные площадки (детские, для пожилых и прочие); 3 — открытые места парковки частного автотранспорта; 4 — стоянки автотранспорта; 5 — стандартное озеленение двора; б — то же, декоративное; 7—композиционные доминанты (малые формы); 8 — основные входы; 9—тоже, въезды; 10—ограничение и запрещение транзита

Попытались организовать относительно замкнутые пространства, «принадлежащие» определенным социальным группам жителей. Особое внимание уделили детским площадкам. Разделили игровые пространства по возрастному принципу. Оборудовали участки для малышей, младших школьников и подростков. При помощи спортивных и игровых приспособлений (малых форм) создали возможность разнообразить игры, что очень важно для воспитания самостоятельности у детей.

Оригинально предложение использования узкой (до 6 м) полосы территории, примыкающей к домам, в качестве индивидуальных двориков для жителей первых этажей. Предусматривают их озеленить, посадить цветочные клумбы, частично замостить, таким образом превратив данные микроландшафты в «зеленые этажи» квартир (рис. 5.36, б).

Анализ рассмотренных выше решений благоустройства показывает, что они представляют большой градостроительный интерес в условиях, когда межмагистральные территории большинства городов России деградируют из-за плохой эксплуатации. Важны методы поиска путей реанимации дворов в масштабе, созвучном человеку.



Рис. 5.36. Проект благоустройства жилой группы микрорайона постройки после 1960 года (НИиПИ генплана Москвы):
а — принципиальная схема организации пространства; б — планы и аксонометрия придомовой полосы — двориков-«зеленого этажа» квартир первого этажа; 1 — пешеходный уровень; 2 — изолированные площадки (детские и др.); 3 — гостевые стоянки автотранспорта; 4—то же, боксовые или охраняемые стоянки; 5— открытое дворовое пространство внутриквартального пользования со спортивным комплексом; 6 — стандартное озеленение двора; 7—то же, декоративное; 8 — композиционные доминанты (малые формы); 9 — основные входы; 10 — то же, въезды

Не менее важны рекомендации по созданию зон высокой комфортности вокруг жилых домов, возвращению к удобному, безопасному и красивому общественному пространству локальной жилой среды.



Похожие статьи:
Передвижка и подъем зданий

Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Реконструкция застройки

Статьи по теме:





Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум