Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Образ города

Чувство целого


Чувство целого

При обсуждении некой конструкции по типам элементов зачастую игнорируется взаимосвязанность частей в единое целое. Однако только в подобном целом пути могут раскрыть последовательность и характер районов и связать различные узлы; узлы соединят и обозначат пути, границы охватят районы, а ориентиры обозначат центры активности. Только полная оркестровка всех этих звеньев способна связать их в единый, плотный и живой образ и поддерживать его целостность в масштабе агломерации.

Пять элементов — путь, граница, район, узел и ориентир — следует рассматривать как всего лишь удобные эмпирические представления, внутри и вокруг которых можно сгруппировать обшир-иутл информацию. Предел их полезности — служить проектировщику своего рода строительными блоками. Освоив их характеристики, проектировщик может перейти к организации целого, осмыслил его последовательно, так, что любая часть будет восприниматься исключительно в его контексте. Тогда, решая задачу (например выстраивая десяток ориентиров вдоль пути), он придаст каждому из них совершенно иные образные качества, чем в том случае, если бы он расположил его одиноко и заметно в самом центре города.

Необходимо работать с формами таким образом, чтобы многочисленные впечатления от большого города связывались определенной преемственностью: ночью и днем, зимой и летом, издали и вблизи, с неподвижной позиции и в движении. Основные ориентиры, районы, узлы или пути должны быть опознаваемы при любых условиях, сохраняя при этом совершенно конкретный, предметный характер. Это не значит, конечно, что образ должен оставаться постоянным, но если очертания Луисбург Скуэр под снегом соотносятся с ее обликом в летний день или если купол Капитолия ночью напоминает своим отблеском тот же купол, воспринимаемый днем, то все, что внутренне контрастно в этих ообособленных образах, будет еще ярче благодаря устойчивости того, что их объединяет. Тогда можно удерживать в сознании два совершенно разных типа «прочтения» города, охватывая его целиком так, как это неосуществимо никак иначе: можно приблизиться к формированию идеального образа, являющего собой целостное поле.

Сложный современный город, несомненно, нуждается в последовательности и преемственности организации образа, но она же доставляет нам огромное удовлетворение за счет контраста индивидуализированных звеньев. Исследование показывает, что по мере углубления знания окружения существенно возрастает внимание к деталям, к индивидуальному. Живость характера отдельных элементов и точность их настраивания на функциональные и символические различия внутри окружения — необходимое средство обеспечения этого свойства восприятия. Конечно же, контраст повышается, если резко различающиеся элементы помещаются в непосредственном и непосредственно представимом взаимоотношении: тогда обостряются индивидуальные особенности каждого элемента.

В самом деле, задачей визуальной организации окружения является отнюдь не только облегчение движения по рутинным маршрутам, не только поддержание тех качеств, какими данное окружение уже обладает. Не менее существенна роль этой организации для стимулирования дальнейшего познания, подталкивания к дальнейшему освоению окружения. В сложно организованном обществе необходимо освоить множество взаимосвязей.

Топографические характеристики места, первоначальное природное окружение скорее всего утратили часть своего значения в формировании представимого образа. Сама плотность современного крупнейшего города и в особенности размах его технического оснащения все в большей степени искажают этот первичный облик, у современной урбанизированной территории сугубо рукотворные свойства и созданные искусственным путем проблемы, нуждающиеся в решении, которые все интенсивнее перевешивают специфику естественного места. Точнее, однако, будет сказать, что специфика места уже в не меньшей степени является продуктом человеческой деятельности, чем результатом геоморфологического процесса. К тому же по мере разрастания города на первый план выходят уже не мелкие особенности территории, а крупномасштабные, фундаментальные природные факторы. Климат, растительность, топография большого региона, включая горы пли холмы и речную сеть, оттесняют сугубо местные особенности на третий план. Уже на этом крупномасштабном уровне топография вновь становится серьезным фактором усиления элементов чисто городского окружения: четкие очертания холмов могут способствовать ясности выделения районов, реки и их поймы превращаются в сильно выявленные границы, а примечательные точки территории способны придать выразительность размещаемым на них узлам. Современные дороги скоростного движения преобразуются в первоклассные видовые «линии», с которых можно охватить всю структуру территории в огромном масштабе.

Город существует не для индивида, а для массы людей, существенно различающихся по классовой принадлежности, занятиям, темпераменту, биографии. Анализ показывает, сколь значительно варьируются способы, которыми различные люди создают образ своего города, на какие элементы они опираются и какие качества формы для них наиболее информативны. Соответственно этому проектировщик обязан формировать такой город, в котором должно быть как можно больше путей, границ, узлов, районов и ориентиров, в котором использованы не одна-две формы, не одно-два их качества, а все. В таком случае различные наблюдатели найдут в нем достаточно материала, чтобы упорядочить его сообразно своему собственному мировосприятию' если один опознает улицу по типу мощения, то другой запомнит ее широкую дугу, а третий выстроит основные ориентиры по ее длине.

В чрезмерно специализированных формах скрывается существенная опасность — воспринимаемое окружение должно непременно обладать известной пластичностью. Если к цели ведет только один путь, если город имеет только несколько фокусирующих пунктов или он образован сверхчеткой системой резко разгороженных районов, то практически невозможно вообразить себе его как-то иначе он однотемен.

Примером хорошей организации нам кажутся те фрагменты Бостона, где пути, избираемые опрошенными нами людьми, выстраиваются достаточно свободно, — здесь горожанину предлагается свободный выбор из множества возможных путей к цели, причем каждый путь хорошо структурирован и легко распознаваем. Такой же ценностью обладает взаимное наложение нескольких сетей из^ опознаваемых границ, так что организацию районов каждый может] осуществить но вкусу и в зависимости от персональных потребно-j стеб. Организация узлов опознается по центральным фокусирующим точкам, тогда как края, периферия их влияния обладают гибкостью. Уже поэтому у такой организации есть существенные преимущества по сравнению с организацией по границам, так как последняя рушится, если возникает необходимость изменить форму района. Весьма существенно удерживать какие-то крупные формы общего значения: сильные узлы, ключевые пути, однородность xa-j рактера крупных районов. Но внутри этого крупного каркаса необходимо обеспечить достаточную меру пластичности, богатство потенциальных структур и «ключей», чтобы наблюдатель мог сконструировать собственный образ: понятный, удобный, достаточный и при этом податливый к изменениям в соответствии с изменяющимися потребностями индивида.

В наши дни горожане гораздо чаще, чем в прошлом, меняют место жительства, передвигаясь из района в район, из города в город. Легкая представимость окружения становится необходимым условием того, чтобы на новом месте человек достаточно быстро ощутил себя «дома». Все труднее рассчитывать на то, что есть время для длительного и постепенного освоения, тем более, что само городское окружение меняется чрезвычайно быстро и с развитием функций н изменением техники. Эти изменения весьма болезненны для горожан и явно дезорганизуют образ окружения. Средства проектирования, рассмотренные в этой главе, могут оказаться весьма полезными для поддержания целостности структуры и чувства преемственности в процессе осуществления крупных перемен. Некоторые ориентиры и узлы следует сохранять любой ценой, сюжетное единство в характере района переносить и на новую его застройку, пути спасать или консервировать на известный промежуток времени.

Похожие статьи:
Создание общественных укрытий

Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Образ города

Статьи по теме:





Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум