Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Основы проектирования зданий

Детские учреждения


Детские учреждения

Ясельный возраст охватывает детей до трех лет. В детских садах воспитываются дети дошкольного возраста от трех до семи лет, численность одной группы в яслях принимается 20, в детских садах — 25 детей. Расчетная потребность количества мест в яслях 30—40, а в детских садах 40—50 на одну тысячу населения. Детские учреждения должны быть расположены в кварталах и микрорайонах с радиусом обслуживания до 0,5 км.

В начале текущего семилетия в детских яслях и садах воспитывалось свыше 3,4 миллиона детей. К концу семилетки это количество должно возрасти вдвое.

Типы детских учреждений

По времени пребывания детей детские учреждения разделяются на дневные (9—12 часов пребывания) и круглосуточные; по возрасту воспитываемых детей — на совмещенные здания детских яслей-садов и раздельные здания детских яслей и детских садов. При этом детские учреждения круглосуточного пребывания (дошкольные интернаты) проектируются только совмещенными яслями-садами. Дневные же могут быть как совмещенными, так и раздельными.

Необходимо отметить, что в зданиях детских учреждений большой вместимости имеются лучшие возможности возрастной дифференциации детей, желательной с педагогической точки зрения. Однако чрезмерное увеличение вместимости зданий нежелательно по санитарно-гигиеническим соображениям, поэтому 12 детских групп в одном здании являются предельным..

Композиция детских учреждений

Главным требованием к плановому решению зданий детских учреждений является возможно большая изоляция комплекса помещений каждой детской группы. В особенности это важно для ясельных групп. Поскольку взаимоизоляция групп легче решается в первом этаже, то в нем целесообразно размещать ясельные группы при проектировании совмещенных яслей-садов.

Изоляция детских групп диктуется в первую очередь противоэпидемическими, а также и педагогическими соображениями. Кроме того, учитывается психология малышей, требующая пребывания небольшого коллектива в изолированном уютном помещении.

Практически взаимоизоляция групп осуществляется выполнением следующих требований:
— каждая группа ясельного возраста должна иметь самостоятельный вход;
— в случае расположения ясельных групп на втором этаже допускается общий ход в две группы;
— для групп дошкольного возраста (детский сад) допускается общий вход, обслуживающий не более чем три группы. Допустимо также устройство общей раздевальной для двух групп дошкольного возраста. .

Параллельно с этими жесткими требованиями взаимоизоляции детей должна быть обеспечена удобная служебная связь всех групп с обслуживающими помещениями и комнатой заболевшего ребенка. При этом ни один комплекс помещений группы не должен быть проходным.

С требованиями взаимоизоляции комплексов помещений отдельных групп тесно связан и вопрос этажности зданий детских учреждений. Проектировать их следует одноэтажными или двухэтажными. Допустима смешанная этажность (частично два этажа). Устройство подвалов не допускается.

Общая композиция зданий детских учреждений при большом количестве групп может решаться несколькими корпусами. Последний прием чаще применяется в IV климатическом районе, где между корпусами не требуется устройства отепленных переходов, а только желательны открытые навесы от атмосферных осадков.

Состав помещений детских учреждений

Анализ таблиц приводит к следующим важным выводам:
а) спальни-веранды проектируются для всех возрастных групп круглосуточных детских учреждений. Площадь этих ве: ранд в ясельных группах 30, а в дошкольных — 50 м2;
б) при наличии спальни-веранды площадью 50 м2 при дошкольных круглосуточных группах площадь помещений групповой сокращается с 62 ж2 до 50 м2;
в) при наличии спален-веранд площадью 30 м2 при круглосуточных ясельных группах помещение игральной столовой сохраняет свою обычную площадь — 50 м2;
г) в детских учреждениях дневного пребывания устраивают холодные веранды площадью 30 м2 только в ясельных группах;
д) в дошкольных группах при отсутствии спален-веранд должно быть предусмотрено место хранения кроваток — кроватная или встроенные шкафы;
е) при наличии в здании четырех и более дошкольных групп предусматривается специальная музыкальная комната площадью 75 м2;
ж) в детских учреждениях круглосуточного пребывания для заболевших детей проектируется изолятор. В яслях дневного пребывания — комната заболевшего ребенка.

Кроме этих помещений, в зданиях детских учреждений всех типов должна быть медицинская комната. Изолятор и комната заболевшего ребенка — не лечебный стационар, а только место краткосрочного пребывания больного ребенка до прихода родителей или госпитализации.

В комплексах помещений отдельных групп основное значение имеют игральные-столовые в яслях и групповые — в детских садах. Этим основным помещениям в яслях предшествуют приемные, а в детских садах — раздевальные. При каждой группе необходимы отдельные туалетные, имеющие непосредственную связь с основными помещениями. Выход в спальню-веранду следует устраивать из игральной-столовой или групповой. Однако в ясельных группах дневного пребывания выход на холодную веранду предпочтительнее делать из приемной. В I, И и III климатических районах этот выход необходимо осуществлять через тамбур глубиной не менее 1,60 м. Для наблюдения за детьми, находящимися на веранде, следует в игральной-столовой или приемной устраивать окно на веранду. В группах детского сада дневного пребывания веранды отсутствуют. Для хранения складных кроваток при групповых комнатах предусматривается кладовая-кроватная (или встроенные шкафы).

Приемные детских ясель и раздевальные детских садов являются не только местом раздевания и хранения верхней одежды, но и местом предварительного осмотра для предупреждения заноса инфекции.

В игральных-столовых и групповых (частично на верандах) организуются игры и несложные занятия, способствующие всестороннему развитию детей и прививающие любовь к труду. В этих же помещениях дети питаются и проводят дневной сон. Для групп круглосуточного пребывания добавляются еще специальные спальни-веранды. Таким образом, эти помещения являются основными помещениями зданий детских учреждений.

Для дополнительного и более глубокого развития творческих способностей детского дошкольного коллектива предусматриваются специальные просторные помещения музыкальных комнат. Кроме музыки и пения, в них можно организовать занятия танцами, художественным словом, рисунком. Поскольку занятия в музыкальной комнате дополняют воспитательные процессы, осуществляемые в отдельных комплексах, то эту комнату также следует отнести к основным помещениям детских учреждений.

Административно-хозяйственные помещения

К этой группе относятся комнаты административного, медицинского и технического персонала, временного пребывания заболевших детей, помещения хранения продуктов, приготовления пищи, стирки и хранения белья.

Кабинет заведующего, медицинскую комнату и изолятор (комната заболевшего ребенка) целесообразно размещать в одном комплексе. Для кратчайшего расстояния до выхода из здания изолятор следует располагать на первом этаже смежно с лестничной клеткой или одним из выходов.

Для заготовочной выделяют часть кухни путем установки остекленной перегородки или оборудования. Кладовую сухих продуктов располагают вблизи кухни. Вход в кладовую через кухню не допускается.

При строительстве па площадке с уклоном в цокольную часть здания следует выносить помещения прачечной (постирочной).

Примеры взаимосвязи всех помещений зданий детских учреждений приведены на функциональных схемах.

Санитарные требования и оборудование помещений

В I, II и III климатических районах игральные-столовые и групповые лучше всего ориентировать на юг, юго-восток и восток. Ориентация этих помещений длинной стороной на запад может быть допущена только при угловом расположении и дополнительном освещении с южной стороны. Спальни-веранды и веранды предпочтительнее ориентировать на север, но допускается любая ориентация. Комнату заболевшего ребенка и изолятор желательно ориентировать на юг. Поскольку пребывание детей в этих помещениях краткосрочное и эпизодическое, допустима любая ориентация, кроме западной.

Рис. 1. Функциональная схема детских яслей на 80 мест

В IV климатическом районе игральные-столовые и групповые ориентируют только на юг и восток. Для остальных помещений, где находятся дети и кухня, допустима любая ориентация, кроме западной.

При проектировании зданий детских учреждений ценно найти такую композицию плана, которая давала бы возможность использовать проект на участках с различной ориентацией.

Коэффициент естественной освещенности в игральных-столовых, групповых и спальнях-верандах должен быть не ниже 1 :4—1 : 5. Подоконники в этих помещениях должны быть низкими. В приемных, раздевальнях, медицинских комнатах, комнатах заболевшего ребенка, изоляторах, туалетных и кухнях— 1:5—1:6. В остальных административно-хозяйственных помещениях— 1 -J—1 : 8. Освещение вторым светом допускается в умывальных дошкольных групп, коридорах и бельевой. В кладовых и уборных персонала допускается искусственное освещение.

Для обеспечения максимальной чистоты воздуха необходимо надежное сквозное или угловое проветривание игральных-столовых и групповых (как помещений наиболее длительного пребывания детей). Во всех климатических районах, кроме IV, допустимо организовывать проветривание через приемные, раздевальные, спальни-веранды и лестничные клетки. Для обеспечения чистоты воздуха в зданиях и на участках детских учреждений крайне желательно использование внешних источников тепла.

Рис. 2. Функциональная схема детского сада на 100 мест

Раздевальные должны быть оборудованы шкафами для сушки верхнего платья. В игральных-столовых и групповых желательны умывальники с холодной и горячей водой. В туалетах ясельных групп должен быть слив, два детских умывальника, ванна и душ. Умывальные групп дошкольного возраста оборудуются четырьмя детскими умывальниками’ и душем. В уборных три детских унитаза.

Для полов игральных-столовых и групповых желателен линолеум как эластичный материал с малым коэффициентом теплоусвоения, допускающий влажную уборку. Габариты мебели должны соответствовать росту детей. Формы оборудования должны быть простыми, без острых углов, давать возможность уборки всей поверхности пола. Шкафчики и полки для игр и игрушек должны приучать детей к порядку. Искусственное освещение требуется достаточное, но не слишком яркое; целесообразна арматура с матовым и молочным стеклом. При оформлении интерьеров желательны панно доступной и интересной для детей тематики: животные, персонажи сказок из популярной детской литературы.

Рис. 3. Функциональная схема круглосуточных яслей сада на 140 мест

Объемно-планировочные параметры

Высота этажа зданий детских учреждений установлена 3,30 см для всех климатических районов. Ввиду наличия большого количества мелких помещений наряду с пролетом (в осях) в 6,00 м иногда приходится применять и меньшие пролеты. Планировочные шаги обычно составляют 2,40—3,00 м; стены могут быть из кирпича, кирпичных блоков, естественного камня (ракушечник, туф), бетонных блоков и панелей (в зависимости от местных условий). В последнее время начинают применять каркасно-панельные конструкции.

Участок детских учреждений

Площадь участка для детских садов с количеством мест до 100 — 40 м2 на 1 место, при количестве мест более 100 — 35 м2, для яслей с количеством мест до 80 — 35 м2, при количестве мест более 80 — 25 м2, для яслей-садов с количеством мест до 90 — 40 ж2, при количестве 90 и более мест — 35 м2.

Удачная планировка лучше всего обеспечивается прямоугольной формой участка с соотношением сторон от 1 : 1 до 1 : 1,5. Участок ограждают легкой изгородью. Возможно применение сеток из гладкой проволоки. По периметру участка устраивают защитную зеленую полосу шириной 5 ж. Вдоль внутриквартальных проездов, по красным линиям и в местах примыкания детских площадок ширину защитной полосы следует увеличивать до 10 ж. Участок следует рассматривать как неотъемлемую часть детского учреждения.

Для каждой группы дошкольного возраста устраивают игровую площадку не менее 75 м2, навес 50 м2 и огород-ягодник 25 ж2. Для ясельных групп — площадку 100 м2 и навес 30 м2. По соседству с площадкой грудных детей предусматривается дополнительная площадка для кормления.

Площадка, навес и огород-ягодник составляют комплекс, закрепляемый за группой и изолируемый от соседних комплексов штахетником или густым кустарником.

На участках совмещенных яслей-садов следует группировать площадки ясельного и дошкольного возрастов, проводя между ними еще большую взаимоизоляцию.

Каждая игровая площадка с навесом должна быть удобно связана со входом в помещения соответствующей группы. При этом, чем меньше возраст детей в группе, тем это расстояние должно быть меньше.

Для детей дошкольного возраста устраивается физкультурная площадка из расчета 3 ж2 на каждого ребенка, но не более 250 м2. По соседству с физкультурной площадкой желательно устроить бассейн 20 м2 глубиной не более 25 см и душ с солнечным подогревом на два рожка. В глубине участка смежно с хозяйственным двором устраивают уголок живой природы с клетками для птиц и мелких животных. Хозяйственный двор площадью 100—120 м2 и въезд в него должен быть изолирован от территории для детей. Игровые площадки и прочие места пребывания детей дошкольного возраста следует связать кольцевой дорожкой шириной 1,5 м для езды на педальных автомобилях, велосипедах и самокатах. Всю территорию участка следует обильно озеленить деревьями, кустарниками, газонами, цветниками и вьющимися растениями. Пример планировки участка показан на рис. 4.

Рис. 4. План участка детского сада-яслей на 135 детей
1 — здание детского сада-яслей; 2 — площадки групп яслей; 3 — площадки групп детского сада; 4 —‘физкультурная площадка; 5 — плескательный бассейн; б — огород; 7 — уголок животных и птиц; 8 — площадка для кормления грудных детей; 9 — хозяйственный двор

Фасады зданий детских учреждений должны быть просты и привлекательны. Желательно применение краски светлых тонов, контрастирующих с окружающей зеленью. Наличие веранд, применение ящиков для цветов и вьющихся растений создает органическую связь интерьеров с природным окружением. В интерьерах должны сочетаться гигиеничность, уют и максимальные удобства для игр, занятий и отдыха детей.

В заключение рассмотрим проект яслей-сада на 280 мест. Ясли-сад состоят из трех двухэтажных павильонов, объединенных одноэтажным обслуживающим блоком. В первых этажах трех павильонов размещены четыре ясельных группы и две группы детского сада. Вторые этажи заняты шестью группами детского сада.

Рис. 5. Детский сад-ясли на 280 мест
а — план первого этажа; б — план второго этажа; 1 — групповая; 2 — детская; 3 — раздевальня; 4 — приемная; 5 — кухня; 6 — постирочная; 7 — комнаты заболевшего ребенка





Похожие статьи:
Понятие о проектировании генерального плана промышленного предприятия

Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Основы проектирования зданий

Статьи по теме:





Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум