Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Проектирование дорог

Дорога — комплексное инженерное сооружение


Дорога — комплексное инженерное сооружение

Дорога должна обеспечивать бесперебойное и безопасное движение автомобилей с высокими скоростями. При этом нельзя забывать об удобствах для пассажиров и водителей, об их отдыхе и питании при дальних рейсах, о снабжении автомобилей в пути горюче-смазочными материалами и необходимости технического ухода и ремонта. Для удовлетворения всех этих разнообразных требований на дороге возводят соответствующие инженерные сооружения и устройства.

Удобство и безопасность движения с высокими скоростями требуют ровной, плавне изменяющейся в пространстве поверхности. Так как поверхность земли не обеспечивает необходимых условий для движения, ее выравнивают, подсыпая и срезая грунт, в результате образуется земляное полотно дороги. На поверхности земляного полотна в ее средней части укладывают слой из прочных материалов, выдерживающий воздействие колес автомобиля. Этот слой называется дорожной одеждой проезжей части дороги. Остающиеся боковые полосы вдоль дорожной одежды называются обочинами.

В тех местах, где земляное полотно возвышается над поверхностью земли более чем на 2 м, для обеспечения безопасности движения устанавливают ограждения.

Вода, выпадающая на поверхность земли в виде дождей или образующаяся от таяния снега, обычно стекает в пониженные места рельефа. Земляное полотно часто преграждает сток. Для обеспечения беспрепятственного стока воды в сторону от дороги устраивают канавы, укладывают трубы и строят мосты. Сооружения для отвода и пропуска воды называют водоотводными.

В местах пересечения дорог с интенсивным движением строят путепроводы. При пересечении горных хребтов и скальных выступов прокладывают тоннели. На крутых склонах местности для обеспечения устойчивости земляного полотна возводят подпорные стенки из каменных материалов.

Чтобы удовлетворить потребности транспорта, пассажиров и водителей, вдоль дороги строят бензозаправочные станции, павильоны, автовокзалы, оборудованные для отдыха, ожидания и питания проезжающих.

Рис. 1. Элементы автомобильной дороги

Для охраны дороги и дорожных сооружений, их ремонта и содержания организуют службу эксплуатации дороги. В её состав входят комплексы гражданских зданий, включающие служебные помещения, жилые дома, ремонтные мастерские и гаражи для хранения и ремонта дорожной техники. Кроме того, имеются полигоны, камнедробильные и другие базы и заводы для обеспечения ремонта дороги материалами и полуфабрикатами. Вдоль дороги располагают линии связи для управления движением и ремонтными работами на дороге.

Все дорожные сооружения и устройства проектируют в соответствии с разработанными для них техническими условиями с учетом ожидаемой интенсивности движения, требований обеспечения безопасности при заданной наибольшей скорости движения по дороге и местных природных условий.

Дорога, как и всякое инженерное сооружение, состоит из определенных элементов.

Ось дороги — пространственная линия, называемая трассой. Она характеризуется ее горизонтальной проекцией — планом и продольным профилем, представляющим развернутый в плоскости чертеж разреза по оси дороги.

В продольном профиле изображают две линии:
1 — линия поверхности земли в ее естественном виде, полученная при нивелировании по трассе до постройки дороги; эта линия обычно называется черной; ее вычерчивают тушью по данным съемки и характеризуют высотными отметками;
2 — проектная линия поверхности дороги, выравнивающая рельеф поверхности земли из условия обеспечения спокойного и устойчивого движения автомобиля с высокими скоростями. Проектную линию часто называют красной. В процессе проектирования эту линию проводят в нескольких вариантах в зависимости от желания проектировщиков улучшить условия движения автомобиля или изменить объемы и стоимость строительства земляного полотна.

Рис. 2. План участка трассы дороги

Рис. 3. Продольный профиль дороги

Поперечный профиль дороги определяет ширину проезжей части и обочин, уклон откосов, сечение водоотводных сооружений (кюветов и резервов) и общую ширину полосы земли, занимаемую дорогой и называемую полосой отвода. Запасные полосы между водоотводными сооружениями и границей полосы отвода называют обрезами.





Похожие статьи:
Исполнительные чертежи

Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Проектирование дорог

Статьи по теме:





Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум