Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Реконструкция автомобильных дорог

Дорожникам в ближайшие годы придется выполнять преимущественно следующие виды работ


Дорожникам в ближайшие годы придется выполнять преимущественно следующие виды работ

1. Строительство магистральных дорог для дальних скоростных перевозок. Основными направлениями развития народного хозяйства СССР на 1976—1980 годы предусматривается преимущественное развитие сети магистральных дорог общегосударственного и республиканского значения. Из них должна постепенно складываться сеть основных магистральных дорог, обеспечивающих общегосударственные, административные и культурные потребности страны. Эти дороги должны иметь геометрические элементы, соответствующие высоким скоростям движения, но для снижения единовременных затрат их постройка может осуществляться поэтапно, по заранее утвержденному единому проекту, по мере возрастания интенсивности движения на отдельных перегонах.

Первоначально можно строить земляное полотно для дороги с двумя проезжими частями и разделительной полосой или резервировать полосу отвода, строя только одну проезжую часть для совмещенного движения в двух направлениях. Стадийность может соблюдаться также в конструкциях дорожных одежд и планировке пересечений в разных уровнях с важнейшими дорогами.

2. Строительство дорог во вновь осваиваемых промышленных и сельскохозяйственных районах, обеспечивающих вначале перевозки строительных грузов, а затем нормальную работу построенных предприятий, возникших вблизи от них населенных пунктов и сельскохозяйственных объектов. Примером может служить дорожное строительство, проводившееся при освоении целинных земель, орошении Голодной степи в Узбекской ССР, разработке нефтеных месторождений в Башкирии и Небит-Даге, при подготовке к разработке алмазных месторождений в Якутии, при строительстве автозавода в Тольятти и т. д. Обширные и технически сложные дорожно-строительные работы проводятся сейчас в заболоченных районах Западной Сибири при освоении тюменских нефтяных месторождений, а также в районах проложения Байкало-Амурской железнодорожной магистрали. Особенность этого вида дорожных работ заключается в том, что наибольшая интенсивность движения соответствует периоду перевозки грузов для строительства. После сдачи объектов в эксплуатацию движение сильно уменьшается, поэтому дорожные одежды могут конструироваться из расчета короткого срока службы.

3. Строительство дорог в сельскохозяйственных районах. На июльском (1978 г.) Пленуме ЦК КПСС товарищ Л. И. Брежнев подчеркнул: «Дальнейший подъем сельскохозяйственного производства, повышение уровня жизни сельского населения прямо связаны с развитием сети автомобильных дорог — главных транспортных, можно сказать, жизненных артерий села». Несмотря на сравнительно невысокую среднегодовую интенсивность движения по сельскохозяйственным дорогам, необходимость быстрого вывоза собранной продукции с полей требует проектирования этих дорог на высокую интенсивность, соответствующую кратковременным сезонным пикам движения. Такой характер перевозок накладывает свои особенности на проектные решения, поскольку элементы трасты должны обеспечивать высокие скорости с соблюдением требований безопасности движения.

4. Капитальный ремонт и реконструкция автомобильных дорог. Наряду с постройкой новых дорог большие задачи стоят по приведению существующей сети дорог с твердыми покрытиями в соответствие с возрастающими требованиями движения. Многие из этих дорог были построены по устаревшим техническим условиям периода гужевого транспорта. Некоторые участки уже подвергались неоднократным перестройкам, и поэтому отдельные маршруты неоднородны по транспортно-эксплуатационным характеристикам. На старых дорогах много опасных мест, допускающих движение только с пониженными скоростями и имеющих ограниченную пропускную способность. Значительная часть дорог является грунтовыми или имеет тонкослойные дорожные одежды, не обеспечивающие круглогодичные автомобильные перевозки.

Капитальный ремонт и реконструкция занимают особенно большое место в деятельности дорожных организаций, которые посредством этих видов работ улучшают транспортно-эксплуатационные качества дорог, исправляя их положение в плане и профиле и устраивая на них твердые покрытия.

Однако с точки зрения техники выполнения отдельных работ по капитальному ремонту или реконструкции дороги между ними нет принципиальной разницы, так как капитальный ремонт всегда предусматривает восстановление с повышением технического уровня. Свыше 100 лет назад на примере железных дорог К. Маркс указывал, что «…благодаря прогрессу промышленности средства труда обычно претерпевают постоянные перевороты. Поэтому они возмещаются не в своей первоначальной форме, а в форме, претерпевшей переворот». Цитируя выдержку из журнала «Roads and Rails» за 1862 г. о том, что «трубчатые мосты в их теперешней форме не возобновляются», он пояснил — «Потому, что в настоящее время имеются лучшие формы таких мостов»

При современных дорожных работах эта тенденция проявляется в весьма яркой форме. Никто теперь не будет при капитальном ремонте сгнившую деревянную водопропускную трубу заменять снова на деревянную, когда быстрее и дешевле уложить на ее место новую трубу из готовых бетонных колец. Сейчас уже практически невозможно восстановить разрушенную булыжную мостовую из-за отсутствия квалифицированных специалистов-мостовщиков и каменной шашки для мощения, которую нужно заготавливать вручную. Еще в 1936 г. проф. Г. Д. Дубелир, докладывая о необходимости введения новой классификации дорожно-ремонтных работ, указывал, что в современных условиях необходимо как по техническим, так и по экономическим соображениям не восстанавливать старые булыжные мостовые, а используя их как основание, устраивать в порядке ремонта усовершенствованные облегченные покрытия хотя бы типа поверхностной обработки.

В городских дорожных организациях, чтобы учесть эту особенность, иногда даже подразделяют капитальный ремонт на два вида: возобновительный и реконструктивный, подчеркивая этим, что во втором случае заменяют отдельные конструкции и материалы, предусматривают значительное повышение работоспособности сооружения, но без изменения их габаритных размеров, которые проводят только при реконструкции.

Действующая классификация ремонтных работ позволяет при капитальном ремонте существенно улучшить транспортно-эксплуатационные характеристики ремонтируемых объектов, повысить технические нормативы дорог в пределах присвоенных им технических категорий, а также увеличить прочность дорожных одежд и сооружений. При этом вводится ряд ограничений—спрямление дороги и увеличение высоты земляного полотна допускаются только на 25% от общего протяжения ремонтируемой дороги, замена ветхих мостов только при их длине менее 126 м.

Указание в классификации ремонтных работ о том, что при реконструкции технические нормативы на элементы плана и профиля повышаются, а при капитальном ремонте сохраняются в пределах присвоенной дороге категории, имеет чисто формальный характер.

Нормы на элементы плана и профиля автомобильных дорог задаются строительными нормами и правилами в широких пределах. В ранее действовавших технических условиях, по которым запроектированы отдельные участки существующей сети дорог, для каждой категории дорог предлагались величины основных и минимальных допустимых значений радиусов кривых в плане и продольном профиле, а также расстояния расчетной видимости. При этом основная рекомендуемая величина параметров для одной категории всегда была равна допустимой в трудных условиях на дороге более высокой категории. Так, например, радиус кривой в плане 400 м был указан в СНиП П-Д.5-62 как основной для дорог III категории в условиях пересеченного рельефа и как минимальный, допустимый на дорогах II категории в трудных условиях.

Аналогичное положение сохранилось и в СНиП П-Д.5-72, где появилось дополнительное примечание к п. 3.1 о назначении расчетных скоростей, которое указывает, что на подходах к городам при наличии вдоль дороги капитальных дорогостоящих сооружений и лесных массивов, а также при пересечении дорогой территорий, занятых особо ценными сельскохозяйственными техническими культурами и садами, допускается принимать значения расчетных скоростей, установленные для трудных участков пересеченной местности. Они соответствуют расчетным скоростям в равнинной местности дорог следующей, более низкой технической категории. Все перечисленные сложные условия характерны для большинства нуждающихся в перестройке участков существующих дорог, и поэ-юму, строительные нормы и правила в скрытом виде предоставляют возможность оставлять при реконструкции дороги на большинстве участков элементы дороги в плане и профиле без изменений так же, как это делается при капитальном ремонте.

В результате сказанного при рассмотрении проектной документации практически невозможно доказать, доводятся ли при ремонте элементы дороги до максимальных нормативов ее категории или она. реконструируется до ухудшенных параметров дороги более высокой категории.

Следует также учесть, что на практике, независимо от того, составляется ли проект капитального ремонта или реконструкции дороги, естественное стремление проектировщиков использовать существующую дорогу и снизить материальные, трудовые и денежные затраты чаще всего приводит к применению при проектировании минимальных и допускаемых в исключительных случаях нормативов на элементы плана и профиля и требований к видимости. Нередки случаи, когда после окончания работ дорога лишь в минимальной степени удовлетворяет требованиям движения. Но этот недостаток характерен не только для капитально ремонтируемых или реконструируемых дорог, но и для дорог, вновь строящихся в сложных условиях. Неоднократно отмечавшееся в литературе несовершенство некоторых дорог, построенных по НиТУ 128-55 и по строительным нормам и правилам (СНиП П-Д.5-62), вызвано не дефектами этих норм, а формальным их использованием проектировщиками и утверждающими инстанциями, ухудшавшими в поисках путей значительного уменьшения объемов работ транспорт-но-эксплуатационные качества дороги.

Из всего сказанного следует, что деление работ по улучшению дорог на капитальный ремонт и реконструкцию весьма условно. Оно связано в настоящее время с использованием разных источников финансирования и включением их в различные планы.

Реконструкцию дорог выполняют за счет капитальных вложений по народнохозяйственным планам, утверждаемым по представлению Совета Министров СССР Верховным Советом СССР, и работы финансируют через Стройбанк СССР. Объемы и виды работ по капитальному ремонту устанавливают ежегодно на основе осмотра дорог и выявления нуждающихся в ремонте участков. Проходят они по титулам капитального ремонта, утверждаемым министрами строительства и эксплуатации автомобильных дорог союзных республик, и финансируются за счет бюджетных ассигнований через Госбанк СССР. При этом объекты реконструкции дорог включают в народнохозяйственные планы с учетом расходов по годам в зависимости от намеченного объема и полных сроков ее проведения. Объекты капитального ремонта устанавливают ежегодно и титулами предусматривают работы только на один год на особо нуждающихся в них участках (даже километрах дороги).

Кроме того, объемы работ, выполняемых при капитальном ремонте, ограничены предельными суммами утвержденных для разных категорий дорог и типов покрытий среднегодовых затрат па капитальный ремонт из расчета на 1 км дороги. Для дорог с интенсивным туристским движением среднегодовые ассигнования увеличивать на 10—15%.

В связи с этим работы, выполняемые при реконструкции, имеют – ее сложный и объемный характер, чем при капитальном ремонте который обычно проводят в установленные межремонтные сроки небольшими участками, объединяя для этого суммы, выделенные на всю дорогу. Однако характер выполняемых работ в обоих случаях, как отмечалось выше, практически одинаков.

Учитывая все сказанное, в данной книге под реконструкцией дороги подразумевается перестойка дороги или ее отдельных участков с расчетом на изменившиеся или перспективные условия движения с обязательным проведением комплекса работ, повышающих транспортно-эксплуатационные качества, удобство и безопасность движения по дороге. Это определение не затрагивает вопросов организации работ и их финансирования, которые решаются в соответствии с действующими положениями.



Похожие статьи:
Экономический критерий очередности реконструкции участков автомобильных дорог

Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Реконструкция автомобильных дорог

Статьи по теме:





Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум