Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Образ города

Формирование образа


Формирование образа

Образы окружения суть результат обратной связи между наблюдателем и его окружением. Окружение предлагает членения и зависимости, а наблюдатель, обладая высокой степенью приспособляемости и исходя из собственных нужд, отбирает, организует и наделяет значением то, что он видит. Будучи сформированным, образ начинает ограничивать круг воспринимаемого и подчеркивать что-то в нем; сам же он постоянно испытывается в столкновении с отфильтрованными через него впечатлениями в процессе неустанного взаимодействия. Уже поэтому образы данной действительности могут существенно различаться у разных наблюдателей.

Связность образа может складываться разными путями. В действительном объекте может быть мало упорядоченного или примечательного, однако его мысленный образ приобретает характерность и организованность за время длительного знакомства. Кто-то может легко выделить нужные предметы среди того, что другому покажется полным беспорядком на рабочем столе. В то же время объект, увиденный впервые, может быть опознан и осмыслен не потому, что он знаком как таковой, но в силу того, что он соответствует стереотипу, уже сложившемуся у наблюдателя. Американец всегда опознает аптеку на углу, хотя она может быть и неразличимой для бушмена. Наконец, новый объект может навязать структуру опознаваемости в силу наличия каких-то выразительных характеристик, явно имеющих своеобразную упорядоченность или кажущихся упорядоченными. Так, море или гора способны приковать к себе внимание путника, движущегося с равнин, даже если он столь юн или столь ограничен, что не знает, что это такое.

Будучи манипуляторами материальным окружением, градостроители заинтересованы прежде всего внешними носителями того взаимодействия, что порождает образ окружения. То или иное окружение может помогать процессу формирования образа или, напротив, препятствовать ему. Произвольно взятая форма — изящная ваза или комок глины — несет в себе высокую или низкую вероятность формирования яркого образа у различных наблюдателей.

Именно такими групповыми образами, которыми выявляется единодушие в рамках значительных коллективов, интересуются градостроители, стремящиеся моделировать окружение для множества людей.

В связи с этим данное исследование оставляет в стороне индивидуальные различия, сколь бы они ни были любопытны психологу. Нас будут интересовать прежде всего «общественные образы», картины, принадлежащие множествам обитателей города, — своего рода зоны согласия, возникающие во взаимодействии общей материальной действительности, общей культуры и базисной физиологической общности.

Системы ориентации широко варьируются, меняясь от культуры к культуре, от ландшафта к ландшафту. Мир может быть упорядочен системой ключевых точек или расчленением на районы с собственными названиями, или пронизан закрепленными в памяти маршрутами. Однако, сколь бы ни различались способы упорядочения, сколь бы ни казалось бесконечным число потенциальных «ключей», с помощью которых можно расчленять видимый мир, все они указывают на единство средств, которые мы используем для определения своего местонахождения в нашем городском мире. Действительно, какие бы примеры мы ни взяли, большинство их будет так или иначе соответствовать абстрактным типам элементов образа города: путь, ориентир, граница, узел, район.



Похожие статьи:
Создание общественных укрытий

Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Образ города

Статьи по теме:





Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум