Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Лесосечные работы

Формирование воза


Формирование воза

Формирование воза у трелевочных тракторов производится в три приема: оттаскивание троса, чокеровка и сбор воза лебедкой.

Тяговый трос трелевочного трактора оттаскивают двое рабе: чих (при трелевке хлыстов-чокеровщик и тракторист, при трелевке деревьев — чокеровщик и вальщик). Чтобы обеспечить оттаскивание троса с лебедки, его разматывают при помощи двигателя. Для этого в раздаточной коробке включают передачу, соответствующую разматыванию троса. Тракторист при этом должен следить, чтобы скорость вращения барабана лебедки во избежание запутывания троса не превышала скорости, с которой оттягивают трос рабочие.

Для оттаскивания троса требуются большие физические усилия до 80-100 кг. Эти усилия возрастают по мере увеличения расстояния оттаскивания. На основании исследований и изучения опыта работы лучших трактористов и чокеровщиков расстояние оттаскивания троса можно рекомендовать в пределах 15-25 м. При большем расстоянии для оттаскивания троса требуются большие усилия (70 кгс и более), поэтому, если расстояние сбора воза превышает 25 м, следует набирать пачку в два приема с заездом трактора на пасеку или в глубину волока.

Чокеровка и сбор воза при трелевке за комли и за вершины имеют свои особенности.

При трелевке за вершины хлысты во время сбора воза обычно не разворачиваются, а вытягиваются. Если продольная ось хлыста не совпадает с направлением тягового усилия лебедки, то вершина его пружинит, и хлыст постепенно занимает положение, совпадающее с направлением тягового троса. Поскольку усилие направлено на 7-10° вверх (на лебедку), вершины приподнимаются.

Чокеруются хлысты за вершины на расстоянии 0,7-1,2 м от среза. Для предотвращения соскальзывания чокеров на вершинах при обрубке сучьев оставляют мутовки из двух-трех сучьев длиной 2-3 см на расстоянии 0,2-0,4 м от верхнего отруба — Гладкие и тонкие вершины зацепляют двойной петлей.

Деревья за комли чокеруют на расстоянии 0,5-0,7 м от комлевого торца. Собирать воз лебедкой, когда направление тягового усилия и продольная ось дерева совпадают, т.е. тянуть дерево вперед, нельзя: комель упирается в пни, корни, зарывается в землю или снег. Поэтому дерево подтягивают к-трактору, поворачивая его вокруг вертикальной оси. Прямолинейно деревья за комли можно тянуть тогда, когда они находятся уже близко от трактора и начинает проявляться вертикальная составляющая тягового усилия.

Чокер зацепляют так, чтобы зев крюка был обращен наружу от ствола, иначе затрудняется отцепка. Укладка троса в крюке должна исключать самопроизвольную расценку.

Чокеры разделяют на «правые» и «левые». В результате эксплуатации чокерный трос вблизи крюка деформируется: у «правого» чокера он изгибается в правую сторону по отношению к зеву крюка, у «левого» — в левую сторону. При чокеровке крюк просовывают под хлыст (дерево) снизу, со стороны тягового троса. Если хлыст находится справа от троса, то снизу его можно зачокеро-вать только «правым» чокером, «левый» чокер будет пружинить и произойдет саморасцепка. Чокеровать хлысты, находящиеся справа от тягового троса, можно и «левым» чокером, но крюк в этом случае просовывают под хлыст с обратной стороны.

При трелевке за комли для отвода дерева из-за пня крюк чокера зацепляют с противоположной движению стороны дерева, чтобы повернуть его при натяжении троса.

Лежащие близко друг от друга хлысты (деревья), особенно мелкие, можно зацеплять одним чокером.

Для предотвращения повышенного износа тягового троса необходимо избегать резких перегибов его при чокеровке. Для этого нужно, чтобы разбег вершин (комлей), т.е. расстояние между ними в поперечном направлении, не превышал 6-8 м.

При трелевке за вершины это достигается с помощью валки: деревья вершинами валят на волок, благодаря чему разбег вершин не превышает указанной величины, хотя ширина полупасеки, с которой производят валку в один заход, составляет 12- 15 м.



Рис. 1. Чокеровка дерева для преодоления препятствия при сборе воза

При трелевке за комли ширина ленты, с которой валят деревья в один заход, не должна превышать возможного разбега комлей т.е. 6-8 м.

При сборе воза лебедкой трактора необходимо следить, чтобы не было саморасцепки чокеров, заклинивание хлыстов между пнями или упора комлей в пни при необходимости немедленно отключить лебедку и устранить помехи. Чокеровщик при этом должен находиться в таком месте, чтобы видеть все зачокерованные хлысты (но на расстоянии не менее 5 м от крайнего хлыста), а его, в свою очередь, должен видеть тракторист. Тракторист включает и выключает лебедку по сигналу чокеровщика.

Когда вершины (комли) начинают затягиваться на погрузочный щит, рукоятку гидрораспределителя тракторист ставит в плавающее положение, и щит с грузом поднимается не гидроприводом (что правилами эксплуатации трактора запрещено), а лебедкой.

Пакет на щите должен быть уложен так, чтобы вершины или комли деревьев лежали на конике (перегибе) погрузочного щита.



Рис. 2. Ширина ленты сбора пачки:
а — при трелевке за вершины; б -при трелевке за комли

В противном случае затрудняется поворот трактора с грузом, а на трудных участках волока возможно вздыбливание трактора. После укладки пакета тормоз лебедки затягивают.

Если трактор не имеет трелевочного оборудования (тягового троса, лебедки и щита), то при сборе воза трактор заходит в глубь волока, разворачивается и затем перемещается по направлению к погрузочной площадке, останавливаясь у хлыстов. Рабочие последовательно чокеруют хлысты, а петли чокеров надевают на прицепной крюк трактора.

Похожие статьи:
Основные принципы выбора расчетных деревьев

Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Лесосечные работы

Статьи по теме:





Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум