Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Образ города

Формы агломерации


Формы агломерации

Представимость агломерации как целого не означает, разумеется, равной интенсивности образа в любой ее точке. И здесь должны быть основные фигуры и их фоны, фокусирующие точки и соединительная ткань, по независимо от ключевой или нейтральной роли любой части она должна быть прежде всего ясно воспринимаемой и четко включенной в целое. Можно попытаться представить, что образ агломерации формируется такими элементами, как скоростные дороги. главные торговые узлы, основные топографические характеристики территории и, быть может, крупные далекие ориентиры. Однако от этого отнюдь не облегчается задача формирования рисунка такой территориальной целостности. Нам хорошо знакомы только две техники такой работы. В первом случае вся агломерация представляется как статическая иерархия: например, район, состоящий из трех подрайонов, каждый нз которых включает три субподрайона, и т. д. В другом варианте иерархии любая часть агломерации фокусирована на узел нижнего ранга, подобные узлы в свою очередь являются сателлитами узла второго р.; ига, а все подобные узлы центрированы на кульминационный пункт — центральный узел или ядро региона.

Вторая техника заключается в использовании одного-двух сверхкрупных элементов в роли доминант, с которыми соотнесено произвольное множество меньших: выстраивание поселений вдоль берега моря или формирование линейного города на основном коммуникационном стержне. Окружение может даже быть целиком центрировано па один мощный ориентир вроде горы посредине.

В то же время, давая гораздо более непосредственное ощущение связи и непрерывности, полная зависимость от единой доминанты становится все труднее осуществимой по мере увеличения размерности. Доминанта должна быть достаточно сильна, чтобы выполнять свою роль, и должна иметь достаточную «базовую площадь», чтобы подчиненные звенья оказались в относительно тесной соотнесенности с ней. Так, например, нужна не просто большая река, но еще п с достаточным числом поворотов и петель, чтобы все элементы поселения оказались вблизи ее течения.

Тем не менее две техники — это то, чем мы реально располагаем, и по крайней мере небесполезно исследовать их способность организовать крупные массивы окружения. Полет на самолете может упростить проблему, поскольку он дает (в перцептуальных терминах) скорее статичное, чем динамичное, восприятие, возможность окинуть агломерацию одним взглядом.

И все же, учитывая наш сегодняшний опыт восприятия крупных урбанизированных территорий, мы все болеесклоняемся к иному типу организации: последовательности, или «временному рисунку». Это техника, обычная для музыки, драматургии, хореографии и литературы, следовательно, в принципе вполне возможно прочувствовать и исследовать такие формы последовательности событий вдоль линий, какими служат последовательности видимых элементов, раскрывающихся взгляду проезжающего по автомагистрали. При достаточном внимании и выработке надлежащих средств материал этого опыта можно хорошо оформить и наполнить значением.

Нет ничего невозможного и в том, чтобы овладеть обратимостью последовательности, — большинство путей служит движению в обоих направлениях. Серии элементов должны выстраиваться в том или ином порядке — симметрично относительно центральной точки или более утонченным образом. Однако проблемы городской среды сложнее, так как последовательности не только обратимы, но и раз рываются во множестве точек. Тщательно построенная мелодия.! развивающаяся от интродукции к апогею, а от него к финалу, может совершенно рухнуть, если ворваться в нее на автомобиле непосредственно в точку кульминации. Следовательно, необходимо искать серии, которые наряду с обратимостью обладали бы и разрывностью, т.е. сохраняли представимость, несмотря на разрывы во многих местах, — подобно роману с продолжением, который публикуется в журнале. Это ведет нас от аналогий с классическими музыкальными формами к другим, где в принципе пет финала, но есть непрерывность н вариации, т.е. к джазовому рисунку.

Все эти соображения относятся только к организации вдоль одной линии движения. Урбанизированный регион может в свою очередь быть организован как сеть подобных серийных последовательностей, с тем чтобы любую предлагаемую форму можно было про-нерпть: любой из главных путей, в любом направлении и при вхождении на него в любой точке должен прочитываться как оформленная последовательность элементов. Это не столь трудно вообразить в случае простейшего рисунка соотнесенности путей вроде радиальной сети. Если же сеть распространена во все стороны и пути пересекаются, как в случае решетки, это уже существенно сложнее. Здесь все последовательности считываются в четырех различных направлениях и в весьма упрощенном виде могут быть приравнены к организации «зеленой волны» при движении по всей сети улиц.

В принципе можно вообразить контрапунктную композицию вдоль линии или в переходе от одной линии к другой; тогда одна последовательность элементов, или «мелодия», должна играться одновременно с противонаправленной. Однако такая тонкая техника должна еще подождать момента, когда к ее восприятию будет готова внимательная и понимающая аудитория.

И все же даже динамическая техника, организация сети оформленных серийных последовательностей не представляется идеальной. Среда все еще трактуется здесь скорее как коллекция путей (последовательности), аранжированных так, чтобы они не мешали друг другу, чем как единое целое. Интуитивно можно представить себе путь создания целостного рисунка, рисунка, который только постепенно воспринимался бы и развивался через освоение последовательности при любой степени их обратимости и прерывистости. Ощущаемый как целое, такой рисунок вовсе не должен иметь унифицированный строй с единым центром или изолирующей границей. Главным качеством должны быть преемственность последовательностей, когда каждая часть вырастает из соседней, чувство глубокой взаимосвязанности на любом уровне и в любом направлении. Здесь могут быть участки, воспринимаемые индивидом как более организованные, но вся агломерация должна обладать последовательным характером, быть мысленно проницаемой в любом порядке. Однако пока не удается назвать ни одного удовлетворительного примера реализации этой возможности.

Может быть, такой рисунок целого вообще невозможен. В этом случае ранее рассмотренные техники сохраняют свою роль для организации агломерации через иерархическую систему доминант или через сеть последовательных «мелодий». К счастью, эти технические приемы не требуют для их использования большего умения, чем то, каким уже располагают центры планирования и контроля за развитием агломераций, решая другие задачи. Впрочем, это тоже еще нуждается в проверке.



Похожие статьи:
Создание общественных укрытий

Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Образ города

Статьи по теме:





Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум