Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Реконструкция застройки

Функциональная комфортность территорий и жизнеобеспечение застройки


Функциональная комфортность территорий и жизнеобеспечение застройки

Функциональная комфортность — это удобство пребывания людей и их деятельности в искусственной среде, созданной градостроителями. В этой среде возникают пространственные связи, которые изучают в двух аспектах: антропометрии и психологии поведения человека в пространстве (проксематики).
Пользуясь антропометрическими характеристиками, получают первичные среднестатистические данные о размерах человеческого тела в различных позах и движениях. Размеры элементов пространства, называемые вторичными антропометрическими данными, назначают, исходя из первичных.

Пространство психологически оценивается человеком с точки зрения расстояний и ориентации. Например, небольшие размеры площадки для игр вызывают ощущение тесноты. Аналогичные эмоции может вызвать сосед на парковой скамейке, до его прихода занимаемой одиноким посетителем. Характерно, что такие ощущения приводят к стрессам и желанию нарушить правила общественного порядка. Проведенным в Австралии социологическим обследованием установлено, что в группе, проживающей на жилой площади менее 8 м2/чел., количество антиобщественных проступков и даже преступность была на 100 % выше, чем в группе, проживающей на площади более 14 м2/чел. С другой стороны, большие личные пространства имеют свойство разобщать людей, так как не способствуют социальному сближению.

Оптимизировать искусственную среду обитания психологически можно, если придать ей свойства, содействующие социальному взаимодействию, и для этого создать желаемую модель поведения людей. Определить параметры этой среды, оценив функциональные процессы, протекающие на жилой территории, и наметив сценарий жизнедеятельности человека, семьи или группы жителей. Разработка такого сценария позволяет выявить «узловые моменты» или «точки перехода» от одной функции пространства к другой, определить психологическое состояние субъекта, его эмоции, ориентацию, ощущения, способность переключения с одного вида времяпрепровождения на другой. Важно установить разумную меру информационной нагруженности среды, опираться на результаты исследований специалистов по эргономике.

Говоря о сценарии, нельзя обойти вниманием еще один аспект функциональной комфортности. В результате имущественного расслоения общества возникает проблема психологической совместимости жителей разного достатка. Выбирая вариант реконструкции в каждом отдельном случае, следует оценить возможность их совместного проживания. Решить, допустимо ли размещать квартиры для обеспеченных граждан и муниципальное жилье в одном доме, общей жилой группе и квартале. Не вызовет ли такое расслоение чувства дискомфорта.



Рис. 2.4. Пандус для инвалидных колясок

Разработанному сценарию поведения людей подчиняют архитектурно-планировочную структуру придомовой территории. Устанавливают предпочтительное для жителей размещение элементов благоустройства и учреждений социально-бытового обслуживания.

Элементы среды приспосабливают к потребностям жителей. Пешеходные пути прокладывают по кратчайшим расстояниям. Магазины и другие учреждения обслуживания, включая детские сады и школы, приближают к жилой застройке. Этим сокращают пути передвижения, что важно для детей, престарелых и лиц с ограниченными функциями передвижения. Для последней категории жителей устраивают специальные дорожки, приспособленные к движению инвалидных колясок.

На пересеченной местности избегают устройства лестниц. Уклоны пандусов и пешеходных трасс принимают в рамках нормативных допусков. Учитывают количество полос движения, назначая их ширину (рис. 2.4).

Проезды и проходы с жестким покрытием трассируют с учетом удобства их механической уборки. Ширину трасс, радиусы поворотов и разворотных площадок согласовывают с параметрами уборочных машин. Ликвидируют мертвые зоны, недоступные для механической очистки. Этим создают предпосылку качественного санитарного содержания территории.

Эстетическое восприятие застройки сейчас отождествляют со зрительным комфортом. Видимая среда городов отличается от природной и, как правило, находится в противоречии с законами зрительного восприятия. Такая среда вызвала появление специальной отрасли экологических наук — видеоэкологию.

Человечество 90 % срока становления провело в естественной среде и в процессе эволюции привыкло к ней. Однако за последние четверть тысячелетия положение жителей городов коренным образом изменилось. Урбанизация привела к формированию искусственной среды, кардинально отличной от естественной.

Особенно резко визуальная среда городов России изменилась за последние 50 лет. В середине XX в. эстетическая функция потеряла свое значение из-за стандартизации домостроения.Индустриализация породила монотонную безликую застройку. Методы строительства вступили в противоречие с визуальным и тем более художественным восприятием зданий и городских ансамблей. Преодоление этих противоречий — одна из задач городских и муниципальных властей на ближайшую перспективу.

Одинаковые коробки зданий с жесткими углами и большим количеством повторяющихся элементов — окон, швов между панелями и в лучшем случае невыразительных балконов — создают агрессивную для глаз среду. Унылый серый цвет домов противоестественен для зрения.

Невосполнимый вред исторической среде городов наносят эти «коробки», вкрапленные в старинную застройку. Мало того, что они разрушают архитектурную среду, глаз просто натыкается на бетонные стены, где отсутствуют элементы, необходимые человеку для полноценной работы механизма зрения.

Для глаза важно остановиться на каком-либо акценте в декоре здания, однако прямые линии и чередующиеся индустриальные детали фасадов не дают возможности это сделать. Силуэт постройки также играет важную роль в формировании комфортной визуальной среды. Сложная конфигурация крыш, башни и шпили являются реперными точками для фиксации взгляда.

На зрительные ощущения отрицательно сказывается отсутствие на межмагистральных территориях дворов и двориков. Современная планировка жилых групп не создает иллюзию замкнутости, так необходимую человеку для того, чтобы чувствовать себя в безопасности. Большие пространства не способствуют социальным контактам между людьми.

При реконструкции застройки нужно учитывать этот фактор, но не за счет заборов и ограждений, монотонность которых усугубляет агрессивность среды. Следует воспользоваться малыми архитектурными формами благоустройства придомовых территорий.

Самым экономичным средством формирования комфортной визуальной среды является колоритное разнообразие фасадов. Их окраска в разные, но гармонично сочетающиеся цвета может обогатить застройку, насытить ее зрительными акцентами, исключить так называемый цветовой голод.

Зеленые насаждения существенно влияют на визуальные характеристики городской среды. Иногда достаточно озеленить несколько квадратных метров двора, чтобы создать условия, близкие к естественным.

Популярно и вертикальное озеленение. Вьющийся по стенам дикий виноград или плющ может обогатить невыразительный фасад здания. С помощью такого озеленения можно значительно сократить агрессивное поле влияния безликого строения.

В мире получило распространение озеленение крыш домов. При наблюдении с верхних этажей соседних домов они превращаются в пятый фасад и украшенные даже неприхотливой зеленью, способной расти в сложных условиях, создают прекрасную визуальную среду. Кровля же под зеленым покровом служит дольше, поскольку защищена от солнца и снега.

Территории застройки организовывают, основываясь на градостроительных принципах ее членения на зоны различной функции. Эти принципы изучают в курсе «Планировка и благоустройство городов». Особенности их использования при реконструкции изложены в гл. 5. Здесь следует отметить особые условия, вытекающие из складывающейся экономической ситуации в России.

Зонирование старогородских территорий и размещение элементов благоустройства представляет серьезную проблему, особенно в исторических центрах городов. Эти территории отличаются высокой плотностью застройки и нарушением за годы советской власти границ домовладений. Сейчас обстоятельства усугубляются экспансией финансово-банковских структур, считающих центральные районы престижными. Не последнее место занимает необходимость вторичного межевания на участки, где расположена частная недвижимость.

В таких условиях идеального планировочного решения добиться практически невозможно. Однако независимо от изложенного вокруг жилья необходимы площадки для отдыха и игр. Жилые территории следует обеспечивать системой социально-бытового обслуживания и детскими учреждениями. Трудно разрешима проблема устройства гаражей для автомашин жителей и стоянок кратковременного пребывания транспорта в местах притяжения горожан.



Рис. 2.5. Уровни потребностей горожан:
а — жилое ядро (квартира, дом); б — жилая территория (микрорайон, квартал или группа кварталов); в — территория города с рекреациями; 1 —детские игры; 2—детское образование; 3 — повседневный отдых; 4 — общение в мелких социальных группах; 5 — хозяйственная деятельность; 6 — повседневные бытовые и коммунальные услуги; /—общие трудовые поездки; //—периодическое и эпизодическое обслуживание; ///—спорт; IV—работа; V— культура; VI— периодический отдых

Рассматривая жилую территорию с точки зрения функции, ее можно представить как городскую систему землепользования в виде схемы, показанной на рис. 2.5. Здесь прослеживается три уровня. На первом — собственно жилища — реализуются индивидуальные запросы человека и семьи, отраженные в блоке «пятый уровень для здания» на «дереве свойств», изображенном на рис. 2.1.

На следующем уровне — квартала или микрорайона — обеспечиваются повседневные нужды их населения. В том числе малоподвижного, а оно в старых районах составляет 60—70 % от общего количества. Третий уровень — это потребности активной части горожан, а при оптимальных транспортных и планировочных условиях она может достигать 35—40 % населения города.

Структура внешних связей входит в современное понятие комфортности жилья. Сейчас уже нельзя оценивать пространство микрорайона в отрыве от остальной территории города. Происходит расширение термина «жилье», включение в него городских пространств. Это связано с расширением запросов населения и потребностью в общении, как альтернативе замкнутой жизни семьи. На западе наблюдается тенденция укрепления социальных общностей не только по месту жительства, но и в более широком диапазоне.

Рост подвижности — важный фактор, способствующий расширению потребностей горожан. Их удовлетворение связывают с транспортной доступностью не только рабочих мест, но и объектов культуры, обслуживания и отдыха, которая даже в крупных городах не должна превышать 1 ч.

В проблему увеличения подвижности населения входят не только транспортная доступность, но и пешеходная к остановкам общественного транспорта, удобство подходов к ним. Это должно учитываться в планировке жилых территорий. И другая смежная проблема—устройство гаражей и стоянок у жилья. С ростом численности индивидуального транспорта эта проблема требует кардинального решения, иначе степень функциональной комфортности территории будет падать с каждым годом.

Инженерное жизнеобеспечение считают важнейшим фактором комфортности жилья. Жилая застройка теперь немыслима без санитарно-технических систем, электроснабжения, установок слабых токов и лифтового хозяйства.

Санитарно-технические системы — это холодное и горячее водоснабжение, отопление и газоснабжение, вентиляция и установки кондиционирования воздуха, водоотведение и мусороудаление. К системам слабых токов относят радиотрансляционные, телефонные и телевизионные, включая антенны спутниковой связи.

Как и все современные технологии системы жизнеобеспечения совершенствуются и очень часто приобретают новое качество. Так, с техническим прогрессом телефонная сеть берет на себя все новые функции. Уже теперь в нее можно включить развитую информационную инфраструктуру — «Интернет», объединяющий персональные компьютеры потребителя с международным источником сведений практически в любой отрасли человеческих знаний, что повышает степень комфортности жизни.

Технически развиваются и другие инженерные системы, например мусоро-переработки. В мировой практике существуют установки для водо- и пневмот-ранспортировки в пределах квартала, централизованной сортировки и брикетирования твердых отходов и мусора. Можно предположить, что через 5—10 лет в домах исчезнут мусорокамеры, а на прилегающих участках — площадки для мусоросборников.

Во всем мире активно решается проблема энергосбережения. Санитарно-технические системы устанавливают с учетом врезки в них счетчиков расходов ресурсов, что не было предусмотрено ранее и сильно усложнило это мероприятие сейчас. Применяют более экономичные отопительные приборы. Водорас-ходную арматуру меняют на краны и смесители нового поколения.

Качественно меняется подход к выработке и транспортировке теплоносителей, поскольку в трубопроводах теряется значительная доля тепла. Проходят испытание временем более экономичные автономные системы получения тепла — надкрышные котельные, гелио-, гидро- и ветроустановки.
Создание полноценного комфорта при реконструкции застройки нереально без модернизации систем ресурсообеспечения и утилизации отходов жизнедеятельности. Однако здесь возникают еще и проблемы пропускной способности существующих сетей, их морального и физического износа. В городах России эта проблема сегодня остра, поскольку имеют место все более частые случаи отказов и аварий, что закономерно при значительном износе систем.
Требуются кардинальные решения, связанные не только с увеличением нагрузки на них, сколько с эксплуатацией в течение 50—100 лет и достижением трубопроводами предельного состояния. Для этого необходимы значительные инвестиции, которыми не располагают муниципалитеты. На наш взгляд выход следует искать в привлечении нетрадиционных инвесторов.



Похожие статьи:
Передвижка и подъем зданий

Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Реконструкция застройки

Статьи по теме:





Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум