Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Проектирование дорог

Геологические обследования вдоль трассы


Геологические обследования вдоль трассы

В процессе изысканий геологическому обследованию должны быть подвергнуты все косогоры, места устройства глубоких выемок, склоны речных долин, пойменные террасы, места постройки местов и труб, болота и т. п.

Геологическое строение изучают по зачисткам склона, при которых прорезанной вдоль склона канавой вскрываются выходы пород, складывающих склон, по глубоким шурфам и скважинам, а также при осмотре естественных обнажений в обрывах, оврагах и т. п.

В местах предполагаемого устройства глубоких выемок бурение должно быть произведено не менее чем на 3 м ниже дна выемки. При этом должны быть установлены глубины смены грунтовых слоев, естественная влажность грунтов и горизонт появления грунтовых вод. Образцы для испытаний отбирают из каждого слоя грунта.

При бурении ведут подробные записи в буровом журнале с обязательной послойной характеристикой проходимых пород и их физического состояния (плотность, влажность, цвет, гранулометрический состав и т. д.). Плотность определяют по трудности проходки отдельных слоев, влажность — по извлекаемым образцам породы.

В местах перехода рек с помощью бурения необходимо установить глубину расположения «материка», т. е. пласта грунта, достаточно мощного и прочного для того, чтобы на него можно было поставить опоры моста.

Геологические обследования склонов производят для определения их устойчивости как в естественном состоянии,- до постройки дороги, так и после изменений, произведенных при постройке насыпей или выемок. Устойчивость склона зависит от чередования слоев, образующих склон пород, угла их падения и простирания. Для суждения об устойчивости необходимо составить геологический разрез склона. Разрез составляют по результатам бурения склона, располагая скважины по оси трассы, выше и ниже ее. Расстояния между скважинами измеряют по горизонтальному проложению, устья скважин нивелируют и от отметки устья вычисляют отметки поверхностей, разделяющих породы. Положение скважин определяют по ординатам от трассы. По построенным разрезам определяют углы падения и направления простирания слоев.

В оползневых местах устанавливают площадь оползневого участка с привязкой его к трассе, строение тела оползня, бурением и шурфованием определяют положение поверхностей скольжения, влажность грунтов, уровень грунтовых вод и места их выхода на поверхность. Образцы грунтов из шурфов и скважин отбирают с нарушенной и ненарушенной структурой для исследований в лаборатории. Образцы с ненарушенной структурой обязательно парафинируют. По линиям намечаемых сооружений (подпорные стенки, глубокие дренажи) составляют грунтовые разрезы.

В районах осыпей бурением и шурфованием определяют мощность тела осыпи, свойства и степень выветрелости материала осыпи на разных глубинах, составляют продольный и поперечные разрезы тела осыпи, характеристику бассейна, питающего осыпь, и условий подмыва осыпи водотоком.

На участках карста выявляют свойственные карсту морфологические элементы (коррозийные и провальные воронки и т. п.) с описанием их формы и приведением основных размеров (диаметра и глубины, строения стенок, обнажающиеся породы, скопления воды и т. д.).

Геологическими выработками определяют положения горизонтов и направления течения грунтовых вод, их химический состав, связь с поверхностными водами, наличие карстовых пещер, мощность слоев растворяемых пород и т, п. Большое облегчение в геологическом обследовании приносят геофизические методы вертикального зондирования и профилирования.

При обследовании болот производят продольное и поперечное зондирование и бурение буром геолога (диаметром 25 мм) или болотным буром.

В местах возведения высоких насыпей грунты обследуют для определения их прочности, пористости и влажности, возможной осадки под весом насыпи, а в некоторых случаях и выдавливания из-под насыпи под действием ее большого веса.

Деформации осадки и выдавливания в основании вызывают неравномерные осадки насыпи, нарушение ее структуры и разрушение дорожной одежды. Такие деформации возможны на пористых и сильно увлажненных илистых грунтах, встречающихся в наносах на поймах рек, дне оврагов и других пониженных местах.

В этих случаях должны быть взяты образцы грунта с ненарушенной структурой, парафинированы и направлены в лабораторию для компрессионных испытаний. Если окажется, что грунт имеет слоистое строение, образцы должны быть взяты из каждого слоя. Общая толщина неустойчивых грунтов и толщина каждого слоя должны быть определены по возможности тщательно.

В местах устройства глубоких выемок исследование грунта бурением должно быть произведено на глубину не менее 3 м ниже возможного положения проектной линии. Так как водный режим грунтов ниже проектной линии обычно мало меняется после устройства выемки, особое внимание должно быть обращено на определение влажности и плотности грунта в условия^ естественного залегания, поэтому бурение должно быть без применения промывки скважины и образцы извлекаемого грунта нужно немедленно заключать в бюксы, парафинировать и направлять в полевую лабораторию для определения влажности. ‘ Плотность определяют по объемному весу извлекаемых грунтоносами образцов с ненарушенной структурой. Кроме того, следует фиксировать сопротивление бурению, например, по скорости проходки скважины с учетом веса бурового инструмента.

Все выходы грунтовых вод на склонах вблизи расположения трассы должны быть осмотрены и в случае возможности вредного влияния грунтовых вод на устойчивость земляного полотна должны быть составлены геологические разрезы по склону для выявления напластований грунтов и их устойчивости как в условиях естественного залегания, так и в будущем, когда склон будет нагружен грунтом насыпи или подрезан откосом выемки.

Буровые скважины, шурфы или зачистки склона должны быть выполнены таким образом, чтобы дать материал, необходимый для проектирования мероприятий, обеспечивающих устойчивость земляного полотна. При неблагоприятных условиях нужно обходить неустойчивые участки.





Похожие статьи:
Исполнительные чертежи

Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Проектирование дорог

Статьи по теме:





Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум