Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Строительная экология

Государственная экологическая экспертиза


Государственная экологическая экспертиза

Экспертиза (от лат. expertus — опытный) — исследование специалистом (экспертом) каких-либо вопросов, решение которых требует специальных познаний в области науки, техники, искусства. Экспертные оценки представляют собой количественные или порядковые оценки процессов или явлений, не поддающихся непосредственному измерению, а потому основываются на суждениях специалистов. В Российской Федерации в соответствии со ст. 33 Закона РФ «Об охране окружающей среды» осуществляется и государственная, и общественная экологическая экспертиза. Экологическая экспертиза является одним из основных рычагов государственного регулирования защиты окружающей среды и природных ресурсов России, а также предупредительного контроля в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. Экологическая экспертиза, как сказано в ст. 1 Федерального закона «Об экологической экспертизе»1, — это установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы. В Федеральном законе «Об экологической экспертизе» установлены полномочия: Президента Российской Федерации, который обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти в области экологической экспертизы; Федерального собрания РФ, которое обеспечивает соответствие законодательных актов РФ законодательству Российской Федерации об экологической экспертизе; Правительства Российской Федерации в области экологической экспертизы, которое утверждает порядок проведения и контроля исполнения законодательства РФ федеральными органами; субъектов Российской Федерации на соответствующих территориях, которые регулируют правовые отношения в области экологической экспертизы, получают информацию об объектах, делегируют экспертов для участия в экспертизе в качестве наблюдателей и заседаниях экспертных комиссий, осуществляют контроль за исполнением законодательства РФ и пр.; федерального специально уполномоченного государственного органа; территориального специально уполномоченного государственного органа; местного органа самоуправления, к полномочиям которого относятся: делегирование экспертов для участия в качестве наблюдателей в заседаниях экспертных комиссий Государственной экологической экспертизы объектов; принятие обсуждений, опросов, референдумов, заявлений общественных экологических организаций и движений; вопросы информирования специально уполномоченных государственных органов, органов прокуратуры, территориальных специально уполномоченных органов в области охраны окружающей природной среды и органов субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в области экологической экспертизы имеют право Получать необходимую информацию об объекте экспертизы и направлять в письменной форме специально уполномоченным органам аргументированные предложения по экологическим аспектам реализации намечаемой хозяйственной деятельности. Для государственной экологической экспертизы предоставляется документация, выполненная в соответствии с требованиями законодательства РФ. Заключение государственной экологической экспертизы является официальным документом (подписанным руководителем соответствующего экспертного подразделения), по результатам которого обосновывается строительство объектов. Положительное заключение государственной экологической экспертизы является документом, подтверждающим: - соблюдение заказчиком намечаемой деятельности экологических требований при подготовке обосновывающей документации; - гарантии заказчика по выполнению экологических условий и реализации намечаемой им деятельности; - возможность открытия финансирования реализации проекта намечаемой деятельности. В случае отрицательного заключения государственной экологической экспертизы заказчик намечаемой деятельности с учетом ее выводов и рекомендаций имеет право пересмотреть заключение эксперта и обосновывающую документацию. Федеральным законом «Об экологической экспертизе» установлено два уровня ее проведения: на федеральном и на уровне субъектов РФ. Остановимся на обязательной государственной экологической экспертизе, проводимой на федеральном уровне, которой подлежат: - проекты правовых актов РФ нормативного и ненормативного характера, реализация которых может привести к негативным воздействиям на окружающую среду; - нормативно-технические и инструктивно-методические документы, утверждаемые органами государственной власти РФ, регламентирующие хозяйственную и иную деятельность, которая может оказывать воздействие на окружающую среду, в том числе на использование природных ресурсов; - материалы, предшествующие разработке прогнозов развития и размещения производительных сил на территории РФ, в том числе: проекты комплексных и целевых федеральных социально-экономических планов научно-технических решений и иных федеральных программ, при реализации которых может быть оказано воз-Действие на окружающую среду; - технико-экономические обоснования и прочие проекты. Государственная экологическая экспертиза осуществляется на принципах обязательности ее проведения, научной обоснованности и законности ее выводов, независимо от вневедомственности в организации и проведении, широкой гласности и при участии общественности. Она является обязательной мерой охраны окружающей среды, предшествующей принятию хозяйственного решения, осуществление которого может оказывать вредное воздействие на окружающую природную среду и экологическую безопасность общества. Государственная экологическая экспертиза на федеральном уровне проводится экспертными комиссиями, образованными Министерством природных ресурсов РФ и его подразделениями на местах; межотраслевыми экспертными комиссиями, создаваемыми этими органами совместно с органами Минздрава РФ, органом санитарно-эпидемиологического надзора РФ и другими министерствами и ведомствами. В состав экспертной комиссии государственной экологической экспертизы включаются внештатные эксперты, штатные сотрудники и штатные сотрудники территориальных органов. Назначение руководителя и ответственного секретаря экспертной комиссии государственной экологической экспертизы, формирование комиссии и утверждение персонального состава осуществляются специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы. Эксперт, прежде всего, должен быть специалистом и обладать научными и практическими познаниями по рассматриваемому вопросу. Эксперт не может быть представителем заказчика документации, а также представителем юридического лица, состоящего у заказчика. Эксперт свою работу организовывает и проводит в соответствии с заданием и федеральными законами. Задание выдает специально уполномоченный государственного органа в области экологической экспертизы. Эксперт при проведении экологической экспертизы имеет право заявлять о дополнительных материалах для объективной оценки и формулировать особое мнение по объекту, которое прилагается к заключению. Он в то же время обязан осуществлять всесторонний и объективный анализ представленных на экспертизу материалов и руководствоваться нормативными и правовыми актами РФ и субъектов РФ. Председатель и члены экспертной комиссии несут ответственность за правильность и обоснованность своих заключений в соответствии с законодательством РФ. Работа экспертной комиссии завершается составлением заключения, в котором должна быть дана оценка и сделаны выводы о допустимости и возможности принятия решения о реализации объекта экологической экспертизы. Заключение экспертной комиссии по экологической экспертизе утверждается руководителем компетентного государственного органа — министром, заместителем министра, председателем комитета, его заместителем края, области, города, района. Член экспертной комиссии, не согласный с общей оценкой, излагает собственное мнение. Утвержденная экологическая экспертиза и ее выводы приобретают юридическую силу и становятся обязательной для всех участников реализации объекта экологических отношений. Организации и лица (заказчики), не согласные с заключением экспертной комиссии, могут обратиться с жалобой в тот орган, который назначил экспертизу, в вышестоящий орган, прокуратуру, народный или арбитражный суд. Административный орган, согласившись с жалобой, может отменить заключение экологической экспертизы, одновременно назначив повторную. Ответственность за экологические правонарушения наступает в следующих случаях: - за заведомо неправильное заключение либо выводы. В этом случае возможно привлечение к уголовной ответственности за должностные преступления; - за невыполнение условий экспертного заключения. В этом случае может быть применена административная ответственность в виде денежного штрафа; - ответственность относится к третьим лицам, которые пытались принуждать к изменению выводов экологической экспертизы. Субъектами ответственности здесь, разумеется, выступают лишь должностные лица, виновные в совершении подобных деяний.



Похожие статьи:
Перечень правовых и нормативных документов по экологии строительства

Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Строительная экология

Статьи по теме:





Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум