Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Строительная экология

Государственный экологический контроль


Государственный экологический контроль

Система государственного экологического контроля состоит из государственной службы наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе государственного, производственного, муниципального и общественного контроля. Государственный контроль — одна из функций управления современного государства по обеспечению экологической безопасности общества. Вместе с тем он является составной частью механизма реализации эколого-правовых норм и экологических принципов. В целом государственный контроль — это проверка соблюдения предприятиями и организациями любого типа, в том числе и гражданами, экологических требований по охране окружающей природной среды. Государственный экологический контроль в отличие от государственного экологического мониторинга представляет один из видов государственной административно-управленческой деятельности. Его непосредственной задачей является выполнение всеми организациями и гражданами экологических требований законодательства и нормативов качества окружающей природной среды. Помимо общих требований — законности, обоснованности, объективности, независимости и т.п. — государственный экологический контроль имеет два уровня. Первый касается надведомственности контрольной деятельности и осуществляется федеральными органами исполнительной власти, когда его указания и предписания являются обязательными независимо от форм собственности и подчиненности. Второй выражается в разделении функции государственного контроля в сфере охраны окружающей среды и в использовании природных ресурсов в рамках единого органа, т.е. в соответствии с законом запрещается совмещение функций государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля) и функций хозяйственного использования природных ресурсов. В принципе контроль является неотъемлемой частью управления и регулируется Законом РФ «Об охране окружающей среды» (ст. 64 — 69). Производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рационального использования и восстановления природных ресурсов. Субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны предоставлять любые сведения об организации производственного экологического контроля в органы исполнительной власти и органы местного самоуправления. Муниципальный контроль в области охраны окружающей среды (муниципальный экологический контроль) на территории городского образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами. Общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль) осуществляется в целях реализации права каждого гражданина на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства. Общественный контроль осуществляется общественными и иными некоммерческими объединениями в соответствии с их законодательством. Результаты общественного контроля представляются в органы государственной власти Российской Федерации, органы субъектов РФ, органы местного самоуправления и подлежат обязательному рассмотрению этими органами. По ним делаются соответствующие выводы. Кроме того, существуют следующие формы контроля: информационная, предупредительная и карательная. Информационный контроль выражается в сборе и обобщении необходимой экологической информации для передачи ее соответствующим органам государства. Предупредительный контроль направлен на предотвращение наступления вредных последствий, которые могут возникнуть вследствие невыполнения необходимых мероприятий по охране окружающей природной среды, несоблюдения законов. Карательный контроль выражается в применении мер государственного принуждения к нарушителям, виновным в невыполнении мероприятий по охране окружающей среды или статей законов природопользования. Природными объектами контроля являются: окружающая среда, земля, недра, вода, леса, животный мир, атмосферный воздух, природно-заповедный фонд, континентальный шельф, морская экономическая зона. В соответствии со ст. 66 Закона РФ «Об охране окружающей среды» контроль в области охраны окружающей среды осуществляют государственные инспекторы, которые наделяются совокупностью прав и обязанностей, необходимых им для выполнения поставленных задач. В пределах своих полномочий инспекторы имеют право в установленном порядке: - посещать подконтрольные объекты и знакомиться с документацией; - проверять соблюдение нормативов, стандартов в области охраны окружающей среды; - проверять соблюдение требований норм и правил при размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и выводе из эксплуатации производственных объектов; - проверять требования, указанные в заключении государственной экологической экспертизы, и вносить предложения о ее проведении; - предъявлять требования и выдавать предписания юридическим и физическим лицам об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды; - приостанавливать хозяйственную деятельность при нарушении законодательства; - привлекать к административной ответственности лиц, допустивших нарушения законодательства; Кроме того, государственные инспекторы обязаны: предупреждать и пресекать нарушения законодательства и разъяснять нарушителям законодательства их права и обязанности. Эти полномочия распространяются на все виды субъектов независимо от форм собственности и подчиненности. Ежегодно государственными природоохранными органами в порядке контроля за соблюдением природоохранного законодательства природопользователями обследуется около 30 тыс. предприятий и организаций России, при этом выявляется примерно 20...25% организаций, нарушающих установленные нормативы выбросов и сбросов загрязняющих веществ в природную среду. Ежегодно за нарушения привлекается к административной ответственности несколько тысяч человек. Из общего количества рассмотренных экологической экспертизой документов около 35% не проходят согласования вследствие низкого качества экологического обоснования проектируемых объектов. Результаты государственной экологической экспертизы весьма пессимистичны. Они показали, что вопросы охраны окружающей природной среды при проектировании прорабатываются поверхностно. Продолжается практика подготовки проектной документации без ее предварительного анализа и возможных последствий антропогенной нагрузки на окружающую природную среду. Вместе с тем государственная экологическая экспертиза является достаточно эффективным рычагом реализации государственного экологического контроля, и наиболее важно то, что с ее помощью закладываются основы экологически ориентированного ведения хозяйственной деятельности в будущем.



Похожие статьи:
Перечень правовых и нормативных документов по экологии строительства

Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Строительная экология

Статьи по теме:





Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум