Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Проектирование дорог

Инженерно-геологические обследования на месте перехода


Инженерно-геологические обследования на месте перехода

Геологические обследования дают материал для проектирования оснований опор сооружения, а также служат основанием для расчета устойчивости подходных дамб. Одновременно изучают гидрогеологические условия, выявляют стейень агрессивности грунтовых и речных вод для проектирования защитных мероприятий.

В результате инженерно-геологических обследований на переходе составляют геоморфологическое описание и геологические разрезы речной долины в месте перехода. Глубину геологических разрезов при несложном геологическом строении и выдержанных напластованиях ограничивают 8—15 м. При сложном геологическом строении и невыдержанности напластований глубина обследования должна быть не менее 15—20 м. Если есть выходы скальных пород, разведочные работы ограничивают определением мощности выветрившегося слоя.

При неблагоприятных геологических условиях и признаках оползневых явлений, заболоченности и т. д. собирают подробные данные для проектирования мероприятий, обеспечивающих устойчивость подходов.

Изучают строение речной долины, характер напластований грунтов на склонах, поймах и берегах, работу реки: подмыв берегов, размыв дна, выходы грунтовых вод, наличие оползневых или карстовых явлений — цирков, трещин, просадок, воронок, а в сейсмических районах — тектонические нарушения: сбросы, надвиги. Для обследований закладывают разведочные выработки — шурфы, зачистки, буровые скважины. Все неустойчивые места, а также места выработок наносят на план (масштаб 1:1000—1:10000).

Рис. 1. Геологический разрез по створу перехода:
1 — известняк; 2 — угленосные пески; 3 — глины; 4 — делювиальные суглинки; 5 — лёссовидные суглинки; 6 — песок со щебнем и галькой; 7 — иловатый суглинок со щебнем; 8 — иловатый суглинок; 9 — торф; 10 — уровень грунтовых вод в коренных породах

Буровые скважины в наносных и мягких грунтах надо закладывать на глубину, позволяющую определить устойчивость тех напластований, которые будут использованы в качестве оснований опор, т. е. на 4—6 м ниже предполагаемой отметки заложения опор.

Вдоль проектируемого сооружения составляют геологический разрез, охватывающий все опоры, а при сложном геологическом строении — и подходы к сооружению. Для этого скважины закладывают на берегах и пойме через 100—500 м ив русле реки через 50—100 м по оси трассы, а также на 25 м выше и ниже оси перехода, чтобы установить поперечный наклон напластований грунта. Диаметр скважин 75—100 мм. Через каждые 0,5 м глубины буровой скважины отбирают пробы для определения состава грунта и его свойств. Образцы грунтов направляют в лабораторию для выявления их свойств и пригодности в строительных целях.

В необходимых случаях берут образцы с ненарушенной структурой для установления объемного веса, пористости, влажности, пределов пластичности, компрессионных свойств и сопротивления сдвигу.

Для ускорения и повышения качества работ при инженерно-геологических обследованиях мостовых переходов внедряются аэрогеологические и геофизические методы разведки. Сущность аэрогеологических методов заключается в применении авиации для аэровизуальных обследований, рекогносцировок. Геофизические методы обследований основаны на изучении физических свойств горных пород. Применение геофизических методов в сочетании с обычными методами разведки сокращает объем буровых работ на 40—50% и повышает качество геологических обследований.



Похожие статьи:
Исполнительные чертежи

Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Проектирование дорог

Статьи по теме:





Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум