Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Дизайн

Исходные моменты проектирования


Исходные моменты проектирования

Искусство экспозиции во многом связано с практическими вопросами проектирования экспозиции, рационального использования современного арсенала приемов и технических средств. Задача выбора необходимых художественных средств в рамках экономических возможностей для доведения темы до посетителя лежит на художнике-дизайнере.

Первым этапом его работы является изучение темы, глубокое проникновение в нее, выявление главных, «ударных» моментов экспозиции. Рабочим методом на этом этапе является изучение литературы, материалов выставок на аналогичные темы, осмотр отобранных экспонатов. Это помогает проектировщику создать решение экспозиции и ее сценарий, а также с помощью художественно-технических средств раскрыть тему.

Сложившийся в результате изучения темы подход к ее раскрытию через те или иные средства конкретизируется изучением той среды — территории или интерьера, где будет развернута экспозиция.

Организация предметной среды экспозиции немыслима без организации пространства выставки в целом. Это справедливо для оценки особенностей заданного закрытого помещения и открытой территории, где также нужно учитывать окружающую обстановку.

Хотя решение экспозиции и является трехмерным, в основе лежит хорошо решенный ее план. Именно он при наличии у проектировщика развитого пространственного воображения гарантирует логичную и гармоничную организацию системы экспозиции.

Анализ отведенной площадки ведет к предметно-пространственному решению экспозиции, дает материал для будущего сценария. Проектное мышление намечает в будущей экспозиции зоны повышенной зрительной информации и зоны зрительной разрядки.

Опыт лучших экспозиций доказывает абсолютную необходимость тщательно разработанного сценария. Сценарий — это развернутый тематико-экспозиционный план с указанием художественных, сюжетных, изобразительных средств, которые следует применить для воплощения в экспозиции каждого пункта плана, его форма показа и содержание взаимно дополняются. Это могут быть предметные экспонаты, рассматриваемые непосредственно или через оптические системы, киносредства, технические и динамические средства, произведения искусства, музыка, а также различные сочетания этих средств. В коммерческих выставках играет большую роль разработка их рекламной идеи.

Подход к выставке как к спектаклю характерен для практически реализованных экспозиций. Разница между спектаклем и выставкой прежде всего в отношении к зрителю. Спектакль активно воздействует на зрителя, не делая его, однако, участником спектакля. На выставке же сам зритель становится участником зрелища.

Ни один вид искусства не дает художнику готовых решений. Искусство экспозиции не является исключением — оно требует творческого подхода, объемно-пространственного и композиционного воображения.

Выставка — это коммуникативное пространство, функциональное назначение которого состоит, с одной стороны, в удовлетворении определенных потребностей посетителя, а с другой — в достижении организаторами цели психологического воздействия на посетителя, передаче ему необходимой информации.

Выставочная среда организует и ориентирует информацию, создает формы показа, обеспечивающие выявление главных свойств пропагандируемых предметов и понятий.

Средствами показа являются индивидуальные качества материального экспоната или обобщенного абстрактного понятия. Можно подчеркнуть различия или же, наоборот, смягчить контрасты, подчеркнуть родственность предметов, поэтому экспонаты помещаются в специальное окружение, которое создает гармонию или контрасты.

В основе восприятия экспозиции лежит зрительный ряд, образующийся в сознании посетителя при возникновении перед его глазами предметной среды выставки. Важно, чтобы восприятие заданного ряда шло гладко, не вызывая внутренних противоречий и отрицательных эмоций. Выставка должна быть спроектирована и оборудована так, чтобы не мешать принятию посетителем свободных решений и вместе с тем обеспечивать ему возможность получать нужную информацию благодаря тщательно разработанной системе экспозиции.

Создание зрительных рядов, зон активного эмоционального воздействия и маршрутов следования посетителей является важной областью искусства организации выставочной среды, средством повышения эффективности экспозиции и облегчения посетителю возможности охватить экспозицию единым мысленным взором (рис. 7.1).





Похожие статьи:
Структура экспозиции

Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Дизайн

Статьи по теме:





Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум