Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Архитектура промышленных зданий

Использование средств и приемов архитектурной композиции


Использование средств и приемов архитектурной композиции

Ряд специалистов (Н. Н. Ким, В. В. Блохин, О. С. Бутаев и др.), рассматривая вопросы формирования композиции в промышленной архитектуре, указывают на еще сохраняющиеся во многих случаях однообразие промышленных комплексов, невыразительность, а порой серость и безликость решения ряда производственных зданий промышленных предприятий.

Поскольку технологический процесс может иметь несколько принципиально различных рациональных решений, архитектору необходимо освоить и изучить требования технологии, чтобы достичь выразительности архитектурно-планировочного и пространственного решения, т. е. создать наиболее прогрессивный вариант во всех отношениях (технологическом, архитектурном, художественно-эстетическом и др.).

Опыт архитектурного проектирования и строительства подтверждает, что при правильном использовании определенных художественных средств и приемов архитектура ряда зданий становится более выразительной. Поэтому при выборе используемых художественных приемов и средств решения композиции следует рассмотреть специфику промышленной архитектуры с учетом той или иной отрасли промышленности. Сюда следует отнести такие особенности, как значительность горизонтальной протяженности и крупномасштабность строя зданий, наличие инженерно-технических сооружений крупных размеров, открытого оборудования, их специфический силуэт, формы и другие черты.

Проектно-строительная практика последних лет показала, что в повышении архитектурно-художественных качеств промышленных предприятий и их отдельных зданий важная роль принадлежит правильному выявлению, учету и использованию в эстетических целях свойств, присущих промышленным зданиям и определяемых специфическими особенностями технологии, применяемых конструкций, конкретными условиями строительства и его организацией.

Таким образом, необходим комплексный учет особенностей организации и технологии строительного производства, принятых конструкций и изделий заводского изготовления, а также географических, топографических, природно-климатических, градостроительных, экологических и других условий региона, создающих условия возведения и использования прогрессивных, удобных и красивых комплексов промышленных предприятий и их отдельных зданий.

Общепризнано, как уже отмечалось, что в современной промышленной архитектуре до сих пор недостаточно уделяют внимание использованию художественно-эстетических аспектов в подавляющем большинстве спроектированных и построенных зданий и сооружений.

Руководствуясь выводами исследований, проведенных в ЦНИИпромзданий, приведем примеры использования некоторых средств и приемов архитектурной композиции, характерных для проектирования промышленных предприятий*.

Пропорциональность в промышленной архитектуре. Одним из важных средств достижения художественной выразительности в архитектуре являются пропорции, под которыми понимают определенную систему отношений частей и форм архитектурного сооружения. Эта система отношений создает соразмерность, гармоническую согласованность частей и форм сооружения. Таким образом, пропорции любого подлинного произведения архитектуры и отдельных его частей, в том числе и промышленной, являются основой его гармонии. Существует ряд работ, посвященных анализу пропорций памятников промышленной архитектуры.

Рассмотрим пример пропорционального анализа доменной печи № 6 Новолипецкого металлургического завода, выполненный канд. архит. В. А. Красильниковым (Пром-стройпроект). В приведенной работе пропорции не рассматриваются как произвольно вносимые архитектором средства гармонизации художественного образа, они неразрывно связаны с самой сущностью архитектурного сооружения и являются внутренней присущей ему мерой, способствующей раскрытию функционального и идейного его содержания.

Анализируя композиционное построение главных объемов центрального узла доменной печи, автор архитектурно-строительного решения указывает, что элементы объемов и их образующие запроектированы так, что они находятся в определенной пространственной и композиционной взаимосвязи. Далее он указывает, что через самую верхнюю точку колошникового устройства печи проходит дуга, описанная радиусом, равным половине основания большого треугольника, сторонами которого служат продолжения торцовых наклонных стен зданий установок придоменной грануляции шлака. Таким образом, почти весь комплекс как бы ограничивается этой дугой. Занимаясь подробным анализом пропорций сооружения, В. А. Красильников приходит к выводу, что основные его параметры в пропорциональном отношении близки к золотому сечению или его функции.

Рис. 1. Проект доменной печи № 6 Новолипецкого металлургического завода-

Тектоника промышленных зданий. Конструктивные системы многих современных зданий предусматривают разделение на несущие и ограждающие конструктивные элементы. Эти специфические черты промышленных зданий находят свое выражение в тектонике. Характерная особенность стеновых ограждений современных промышленных зданий — их значительная легкость по сравнению с массивными несущими стенами, выполняемыми из штучных относительно малогабаритных элементов (кирпич или мелкие блоки). За счет тонкой пластической обработки панелей архитектор создает впечатление легкости стены, которая особенно воспринимается в углах и проемах здания. Восприятие легкости достигается также за счет светлых тонов облицовки или окраски, а также большого числа проемов. Приведенные приемы и средства позволяют выявить легкость, присущую панельной стене.

Широкое применение стеновых панелей вызывает необходимость повышения архитектурной выразительности крупнопанельных зданий. Как уже говорилось, применение панелей создало новый масштаб, который обычно отчетливо выявляется сеткой швов. Совершенно очевидно, что шестиметровая панель менее пластична, чем мелкоразмерные строительные материалы, дающие большую свободу композиции. Поэтому панельная стена, лишенная светотени, бесспорно нуждается в использовании дополнительных приемов для придания ей архитектурной выразительности.

Рис. 2. Пример выявления конструктивной структуры промышленного здания в г. Свердловске

Использование в ограждающих конструкциях свойств материалов и их различных комбинаций является одним из основных композиционных приемов промышленной архитектуры, дополняющих объемно-прострпнственное решение.

Таким образом, архитектурная выразительность производственных зданий, вариантность решений их фасадов находятся в прямой зависимости от имеющегося ассортимента типовых индустриальных изделий и строительных материалов, их качества и, конечно, от мастерства в их применении.

Достоверная оценка конструктивной схемы здания связана с пониманием и выявлением несущей роли остова здания — его каркаса. Так, например, при удачной компоновке остекления можно достигнуть выявления каркаса посредством его обнажения. В этом случае он легче и проще читается, создавая на фасаде членения и подчеркивая тем самым структуру здания. Таким образом, во многих случаях тектоника выявляет особенности архитектурных и конструктивных решений зданий, их индустри-альность, малую материалоемкость, подчеркивая тем самым техническое и эстетическое совершенство, а также лаконизм, свойственный высококачественным элементам и деталям заводского изготовления.

Одним из приемов, подчеркивающих сборность конструкции, является обнажение монтажных швов на фасаде здания между отдельными элементами (панелями и др.), а также применение сборных элементов и других, окрашенных в цвета различной насыщенности. Особенно большое значение сейчас приобретает полихромия (многоцвет-ность), которая может быть достигнута окраской сборных деталей или применением цветных материалов для ограждающих конструкций. Использование полихромии расширяет творческую палитру архитектора, поскольку в этом случае значительно возрастают возможности вариантности при многократном применении однообразных архитектурных элементов заводского изготовления. Все перечисленные приемы способны подчеркнуть и выявить сборно-индустриаль-ный характер решения промышленного здания.

Архитектурный масштаб промышленных зданий и сооружений. Общепризнано, что масштаб в промышленной архитектуре дает возможность выделить и подчеркнуть здания и сооружения, являющиеся основой, главным компонентом промышленного комплекса, и создать органическую связь с остальными менее важными зданиями и сооружениями. Естественно, что производственные здания в большинстве случаев будут технологическим и архитектурно-эстетическим стержнем всей структуры предприятия, что диктует их более крупный архитектурный масштаб. При этом промышленные здания будут, кроме того, нести значительную градостроительную нагрузку, а иногда могут быть композиционным центром в структуре селитебной территории. Однако архитектурный масштаб и масштабность не должны быть абстрактными понятиями. Масштаб определяет крупность или мелкость принятых архитектурных форм, а масштабность—их соразмерность с человеком. В проектной практике часты случаи, когда промышленные здания несоизмеримы с человеком, их формы подавляют зрителя, вызывая у него неприятные ощущения. При размещении крупномасштабных промышленных зданий в удалении от зрителя снижается неприятное восприятие их с близкого расстояния за счет наличия административных, инженерно-лабораторных, бытовых и других вспомогательных зданий или незастроенной территории.

Рис. 3. Вариант зонирования территории по архитектурному масштабу

Одновременно при этом создается благоприятный для человека переход от крупного масштаба, характерного для промышленной застройки, к более мелкому масштабу жилых и вспомогательных зданий. Таким образом, принимаемый масштаб производственных зданий во всех случаях следует назначать учитывая ряд факторов, в том числе месторасположение здания, его значение в комплексе, специфику окружающей производственной среды, особенности и условия восприятия, выбор точек зрения и др.

«Руководство по совершенствованию эстетических качеств промышленных предприятий» ЦНИИпромзданий подчеркивает, что наряду с параметрами и элементами зданий, помогающих выявить их масштаб (высота этажа, шаг и пролет, проемы и др.), определенную роль играют средства архитектурной композиции — констраст, ритм, пластика, цвет и др.

Важным средством выявления архитектурного масштаба являются строительные элементы, связанные с привычным представлением зрителя о форме и размерах зданий и сооружений и их частей, — окна, двери, ворота, тамбуры, лестницы и др., размеры которых известны, привычны и помогают оценить архитектурный масштаб.

Художественный контраст. Как известно, важным средством архитектурной композиции является художественный контраст, от которого в значительной степени зависит архитектурная выразительность промышленного здания. В контрастных отношениях могут находиться размеры и форма элементов здания, характер их расположения, различная степень освещенности, интенсивность цвета и т. д. Например, ярко освещенную часть здания можно сопоставлять с сильно затененной, глухую стену — с проемами, вертикальные элементы — с горизонтальными. Таким образом, художественный контраст является наиболее эффективным средством и приемом архитектурной композиции, так как оттеняет и фиксирует контрастные оттенки и различия в однородных характеристиках архитектуры промышленных зданий и сооружений.

Для создания впечатляющих ярких и выразительных контрастов следует лучше использовать особенности архитектурно-эс-тетического и природного фона, специфику размещения здания в окружающей застройке, а в ряде случаев наиболее выразительные характеристики самого промышленного здания и его частей.

Однако, чтобы достигнуть художественной выразительности, необходимо умело использовать положительные качества контраста. Поэтому во всех случаях в композиции следует использовать не всякий, а только такой контраст, при котором как целое, так и отдельный его элемент например, весь комплекс и отдельное здание) эстетически взаимно обогащаются. Так, при комплексной застройке можно добиться органического художественного сочетания городской и производственной среды, что может существенно обогатить город Следовательно, контраст дает возможность при определенных условиях взаимно располагать жилые и промышленные здания и достигать их пространственно-композиционного взаимодействия и обогащения.

Рис. 3. Пример сопоставления глухих участков стен и участков с проемами

Ритмический порядок расположения элементов и архитектурных форм в промышленных композициях. Простейший порядок расположения элементов, основанный на равномерном чередовании одного или нескольких элементов с равными интервалами, называют метрическим. Последовательное закономерное изменение (возрастание или убывание) элементов или интервалов характеризует ритмический порядок повторности.

В промышленной архитектуре чаще всего встречаются метрические повторения, органически связанные со структурой современных промышленных зданий. Более сложный ритмический порядок в композициях промышленных комплексов зданий и инженерных сооружений пока относительно редок.

Архитектор должен всемерно стремиться к наилучшему использованию метрических закономерностей при создании проекта промышленного здания. Для создания непрерывности ритмического ряда необходимо не менее трех-четырех элементов, расположенных по горизонтали или вертикали. Как правило, увеличение количества элементов должно усиливать выразительность ритма. Для достижения композиционной завершенности промышленного здания или сооружения необходимо применять средства и приемы повышения активизации метрического ряда подчеркиванием акцентов из числа имеющихся или введением новых, например подчеркиванием в метрическом ряду вертикальных членений фасада шага пристенного каркаса промышленного здания— соответствующими размерами, пластической обработкой или цветом, использованием различных вставок, лестничных клеток, подъемников и других элементов здания. Решая метрический ряд, во всех случаях следует обязательно учитывать конкретные условия восприятия.

Рис. 4. Использование ритмических закономерностей при формировании силуэта промышленных предприятий:
а — сталеплавильный цех; 6— то же, коксохимический

При рассмотрении приемов и средств архитектурной композиции необходимо помнить, что во многих случаях архитектурно-художественный уровень ряда промышленных зданий и комплексов еще низок и порой проистекает из-за однообразия и невыразительности их пластики. Следовательно, проектировщики, работающие в промышленной архитектуре, должны выработать новые прогрессивные приемы достижения пластической выразительности промышленных зданий. При проектировании предприятий и их комплексов, при компоновке зданий и инженерных сооружений необходимо обратить особое внимание на формирование их силуэта.





Похожие статьи:
Основные направления совершенствования архитектурно-строительных решений промышленных зданий

Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Архитектура промышленных зданий

Статьи по теме:





Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум