Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Строительная экология

Источники и объекты экологического права


Источники и объекты экологического права

Главным экологическим законом России является Закон РФ Щ «Об охране окружающей среды». В его 16 разделах содержатся основные вопросы регулирования отношений в сфере взаимодействия человека с природой. В комплексе с мерами организационного, правого, экономического и воспитательного воздействия закон призван способствовать формированию и укреплению экологического правопорядка и обеспечению экологической безопасности на территории Российской Федерации. Задачами природоохранного законодательства РФ является также сохранение природных богатств и естественной среды обитания человека, предотвращение экологически вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности, оздоровление и улучшение качества окружающей природной среды. Источники природоохранного законодательства (экологического права) имеют свои особенности, они отмечены в так называемых «экологизированных» нормах и нормативных актах, которые в известной мере отражают требования охраны окружающей среды. Наконец, в числе источников экологического права определенное место занимают международно-правовые акты, регулирующие внутренние экологические отношения на основе примата (главенства) международного права. В истории развития экологического права необходимо рассматривать два этапа. Первый, возникнув в 1917—1918 гг. как российское законодательство, длительное время развивался в составе законодательства СССР и был лишен как бы своей самостоятельности. На втором, с самого начала и до конца 1980-х гг., экологическое право развивалось в рамках земельного законодательства. Следует назвать шесть периодов экологического законодательства: 1917 — 1922 гг. — возникновение и становление законодательных актов об охране и использовании природных ресурсов; 1922—1957 гг. — активное развитие союзного законодательства природноресурсового направления; 1957 — 1963 гг. — принятие во всех республиках СССР законов об охране природы — новой формы природоохранного законодательства, принятие Закона РСФСР «Об охране природы в РСФСР» от 26 октября 1960 г.; 1968 —1980 гг. — проведение кодификации союзного и республиканского законодательства о земле, недрах, водах, лесах, животном мире, атмосферном воздухе; 1985 — 1990 гг. — попытка перестроить общественные отношения в области охраны природы и рационального использования природных ресурсов, разработать закон об охране природы в СССР и создать специальные органы управления в СССР и республиках; 1990 г. и до настоящего времени — суверенизация России, распад СССР, пересмотр законодательства Российской Федерации, в том числе экологического законодательства; принятие Закона об охране окружающей природной среды (1991 г.), Земельного кодекса (1991 г.), Закона РФ «О недрах» (1992 г.), Основ лесного законодательства (1993 г.) и других актов экологического направления. В результате кодификации сложилась система экологического законодательства. В основе этой системы находятся три основополагающих нормативных акта: Декларация Первого съезда народных депутатов РСФСР о государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, принятая 12 июня 1990 г.; Декларация Прав и Свобод Человека и Гражданина, принятая Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г.; Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 г. Система экологического права, воспринимая идеи конституционных актов, состоит из двух подсистем: природоохранного и природноресурсового законодательств. В подсистему природоохранного законодательства входит Закон РФ «Об охране окружающей среды» и другие законодательные акты правового регулирования. В подсистему природноресурсового законодательства входят: Земельный кодекс РФ, Закон РФ «О недрах», Основы лесного законодательства РФ, Лесной кодекс РФ, Водный кодекс РФ, Закон РСФСР «Об охране и использовании животного мира» (1982 г.), Закон РФ «О животном мире» (1995 г.), а также другие законодательные и нормативные акты, регулирующие использование природных ресурсов. Конституция Российской Федерации включает в себя основные положения экологической системы государства и главные направления укрепления экологического правопорядка. Кроме того, Конституция РФ вводит в научно-практический оборот трехзвенное определение экологической деятельности человека в сфере взаимодействия общества и природы: природопользование; охрана окружающей среды; обеспечение экологической безопасности. Главное место среди экологических прав Конституции РФ занимает ст. 9, ч. 1, где указывается, что земля и другие природные ресурсы в Российской Федерации используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Статья 42 Конституции РФ закрепляет право каждого человека на благоприятную окружающую среду и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью и имуществу. Отдельные положения Конституции РФ конкретизируются в источниках экологического права. В области охраны окружающей среды действуют указы Президента, постановления Правительства, нормативные акты министерств и ведомств. По Конституции РФ Президент РФ издает указы и распоряжения. Указы устанавливают нормы права, распоряжения принимаются, как правило, по индивидуальным вопросам — о назначении на должность или смещении кого-либо, образовании советов по различным областям государственной и общественной жизни. Но строгого соблюдения этого порядка не наблюдается. Распоряжение Президента РФ может быть посвящено утверждению какого-либо нормативного документа, например положения. Круг экологических вопросов, по которым издаются указы, распоряжения и постановления Президента РФ, практически не ограничен. В числе указов Президента РФ следует назвать Указ от 4 февраля 1994 г. «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» и Указ от 27 декабря 1993 г. «О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации». Постановления Правительства по вопросам экологии можно разбить на три группы. К первой группе относятся те, которые принимаются во исполнение закона для конкретизации его отдельных положений. Таким актом следует назвать Постановление Правительства РФ от 20 июня 1993 г. «Об утверждении Положения о государственной экологической экспертизе». Вторая группа постановлений предназначена для определения компетенции органов управления и контроля. Третья группа постановлений Правительства включает в себя нормативно-правовые акты дальнейшего правового регулирования экологических отношений. Среди источников права следует назвать нормативные акты министерств и ведомств. Природоохранные министерства и ведомства наделяются правом издавать в рамках утвержденной для них компетенции нормативные акты, обладающие признаком обязательности для других министерств и ведомств, физических и юридических лиц. За последние время Правительство Российской Федерации приняло ряд постановлений, которыми урегулирован комплекс вопросов природоохранной деятельности с учетом складывающейся эколого-экономической ситуации в стране, например: «Об утверждении с 1991 г. и с 1993 г. нормативов платы за выбросы загрязнений в природную среду и порядке их применения»; «Об утверждении такс для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный выловом или уничтожением рыбы»; «О совершенствовании управления лесами»; «О лицензировании информации о недрах» и др. В ряде правительственных актов предусмотрены мероприятия, направленные на улучшение экологической обстановки в отдельных регионах, выделение особо охраняемых природных территорий и сохранение их природных богатств. В соответствии со ст. 5 — 10 Закона РФ «Об охране окружающей среды» органы Федерации осуществляют свою компетенцию относительно федеральных природных ресурсов: по республиканским природным ресурсам — субъекты Федерации республики; по краевым, областным природным ресурсам — субъекты Федерации края, области. Порядок отнесения природных ресурсов к федеральным и иным субъектам Федерации регулируется Указом Президента РФ «О федеральных ресурсах». Экологизированные нормативно-правовые акты. Под экологизацией нормативно-правовых актов надо понимать внедрение эко-лого-правовых требований в содержание и правовую область нормативно-правового акта. Необходимость такого процесса объясняется тем, что нормы экологического права, заложенные в специальных законах, не всегда способны действовать напрямую в регулировании экологических вопросов. По отношению к хозяйствующим субъектам, т.е. к тем, кто загрязняет и истощает природную среду, нормы экологического права действуют через нормативные акты, регулирующие экономическую деятельность этих субъектов. Базовым законодательным актом для экологизации законодательства служит Закон РФ «Об охране окружающей среды» и другие отраслевые экологические правовые акты, дополняющие закон. В числе других основополагающих законов, ставших объектами активной экологизации, надо назвать Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Экологизированная группа законов РФ о налогах с юридических лиц — подоходный налог с предприятия, налог с имущества, в которых закреплены соответствующие льготы в налоговом обложении средств, имущества, также используется для природоохранной деятельности. Экологизированные акты являются источниками права в своих правовых отраслях. Объекты экологического права. Под объектом права понимается совокупность общественных отношений; в уголовном праве в качестве предмета преступления рассматриваются отдельные материальные вещи, а у объекта права — общественные отношения. Все охраняемые законом объекты земной природы подразделяются на три категории: интегрированные, дифференцированные и особо охраняемые территории. К интегрированным относятся естественные экологические системы, озоновый слой атмосферы; к дифференцированным — отдельные природные объекты: земля, недра, воды, леса, растительность, атмосферный воздух, животный мир, генетический фонд, природные ландшафты. Особой охране подлежат объекты, включенные в Список всемирного культурного наследия и Список всемирного природного наследия, государственные природные заповедники, в том числе: биосферные, государственные природные заказники, памятники природы, национальные, природные и дендрологические парки, ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты, другие природные комплексы, исконная среда обитания, места традиционного проживания и хозяйственной деятельности корен-льгх малочисленных народов Российской Федерации. То есть объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, континентальный шельф, а также редкие или находящиеся под угрозой исчезновения почвы, леса и иная растительность, животные и другие организмы и места их обитания. Правовая охрана отдельных объектов предполагает определение понятия природного объекта, его признаков и видов. Природный объект в отличие от товарно-материальных ценностей обладает следующими тремя признаками: естественное происхождение; взаимосвязь с экологической системой природы; выполнение функций жизнеобеспечения. Кроме того, признаки природного объекта находят свое проявление в трех функциях: экологической, экономической и культурно-оздоровительной. С точки зрения экологического права необходимо сказать о природных ресурсах и природных комплексах. Природный ресурс — это источник экономического потребления природы человеком. В природных комплексах на одной территории действует несколько природных объектов и ресурсов, которые органически связаны между собой.



Похожие статьи:
Перечень правовых и нормативных документов по экологии строительства

Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Строительная экология

Статьи по теме:





Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум