Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Образ города

Изменения, которые сделаны видимыми


Изменения, которые сделаны видимыми

Мы выстраиваем образ мира из. материала, предоставляемого нашими чувствами. Предъявляя этот материал в новых формах, художественные открытия меняют нашу чувствительность: то, что мы видим, то, как мы воспринимаем мир, и то, как мы смотрим. Хочется подчеркнуть один специфический аспект этого общего процесса: возникли новые временные манипуляции окружением, которые не только для нас привлекательны, но и обостряют наш образ времени, помогая «заштопать» разрыв между сугубо абстрактной идеей и ее эмоциональным переживанием.

Возможности выражения времени через ландшафт почти не раскрыты, а соответствующие приемы малоизвестны. Поэтому в поисках опоры мы обращаемся к тем искусствам, которые издавна занимались временем.

Так, литература способна организовать время в наибольшем охвате по сравнению с другими искусствами, представляя его гигантские интервалы: ее можно воспринимать, читая или слушая, в течение целых дней или недель. Художественная литература — богатейший источник информации относительно образов времени, что служит одной из ее наиболее устойчивых тем. Однако техника литературы лишь в самом обобщенном виде может представлять для нас какой-то интерес. Ландшафт не сведешь к застывшей поэзии (или к застывшей музыке), хотя он может вдохновлять поэзию или находить выражение через нее. Временные искусства — танец, музыка, театр — охватывают максимальный промежуток в несколько часов. Временная непрерывность в них в наибольшей степени бчизка к восприятию окружения, однако техника этих искусств, применяемая буквально, может быть полезна только в организации быстрых перемен, на которых осознанно фокусируется внимание аудитории.

Живописны и скульпторы также иногда обращаются к выражению динамических образов. Этим увлекался Тернер, этим увлекались футуристы, пытавшиеся создать образ внутренней жизни вешен — живых и неживых — и показать их связь с окружением. Они использовали искажения, взаимопроникновения, силовые липни, яростные контрасты. Они взламывали абрис предметов, показывая их в непрерывном движении, накладывая одна на другую фазы существования того же образа во времени, подобно тому, как кубисты совмещали различные перспективы, отображая движение наблюдателя. Футуристы использовали серии отображений различных фигур, чтобы совместить действия, на самом деле происходящие в различные моменты. Все эти средства стали уже казаться столь естественными, что подлинная «мгновенная» фотография, замораживающая реальное движение, выглядит странным образом нереалистичной. Нередко мы не в состоянии ощутить реальное движение столь же остро, как воображаемое движение в художественно избранном и «фальсифицированном» моменте действия.

Время представлено и в тех произведениях искусства, которые выглядят достаточно статичными. Этьен Сурио показал, что «Пастухи в Аркадии» Пуссена передают ритмы жизни и смерти, возврат к прошлому и движение в будущее. «Симфония, фильм, балет покоятся на ложе времени... но живописцы, в силу еще более тонкой магии, становятся господами нематериального времени... мира, временные измерения которого могут растягиваться и сжиматься странно подвижным образом. То краткий и хрупкий миг блистательно выступает на поверхность, то вдруг протяженность вселенной обретает себе эквивалент в вечности».

Сурио считает Канта виновником возникновения ложного противопоставления «пространственных» искусств «временным» — различения, которое Кант ввел, чтобы предоставить музыке и поэзии наивысший ранг в силу их предполагаемой монополии на сугубо человеческое овладение временем. Непосредственно контрастна этому увлеченность многих художников торжественным празднованием данного момента и его витальной силой. Несомненно, пластические искусства насыщены временными темами, и все же лишь при особых обстоятельствах их техника может быть применена к проектированию окружения.

Из всех искусств скорее всего кино наиболее значимо для нас, коль скоро его материальной подосновой является зримое изменение. Его популярность не только как зрелища, но и как творческой коммуникации среди молодых режиссеров отражает близость к возникающему у нас восприятию мира как процесса. Кино использует движение и во времени, и в пространстве, в отношении к зрителю, который и сам движется и меняется. В кино время можно ускорять и замедлять, останавливать и поворачивать в обратном направлении, искривлять в любом направлении. Все эти искажения вызывают у зрителя сильный эмоциональный отклик. В отличие от литературы здесь нет открытого предъявления слияния и напряженности потоков времени, что может порождать недоумения, но зато дает огромную свободу и силу внезапности. Как и в проектировании среды, потенциальные измерения фильма богаты и сложны: цвет, свет, форма, движение, повествование, звук, диалоги. Фильмы обычно рассказывают о чем-то, но их подосновой является ритм внимания, навязываемый последовательностью сцен и эпизодов, и этот ритм должен соответствовать ожиданиям аудитории и ее готовности к го.: приятию.

Сопоставление и столкновение эпизодов рождают в сознании зрителя ассоциативные образы, и несколько разных времен можно сжать в один короткий интервал. Различные эмоции сопряжены с пространственной позицией — верх, низ, сзади, спереди, к, от, пространнее, стиснутое, — но в еще большей степени с условиями времени: прошлое, будущее, быстрое, медленное, ожидание, неожиданность. Пространство и время влияют одно на другое: идея пространств] выстраивается из временной последовательности сцен, время обогащается наполненность пространственными ощущениями. Камера движется в обоих измерениях, трансформируя одно в другое и переводя их оба в эмоциональную согласованность. Во всех этих средствах мы можем обнаружить продуктивные аналоги для прс актирования окружения. Однако ключевые различия неустранимы: в окружении внимание, как правило, не так детерминирован-но и не столь протяженно-, поток образов не поддается обычно контролю, а формой нельзя столь-свободно и быстро манипулировать.

Роль времени в проектировании окружения обычно оказывалась второстепенной или незнач! тельной. Подлинным исключением были процессии и их пространственное оформление: приближение к божеству, королю, мертвым С другой стороны, ландшафтная архитектура, особенно в японских садах для прогулок или английских парках романтической эпохи, отработала метод изображения грандиозного ландшафта через серию последовательно воспринимаемых контрастных одна другой картин Поскольку к тому же здесь использовался живой материал, в этих садах разыграна и последовательность состояний — роста или упадка во Еремгни. Эти последовательности уже не были никем запланированы — сады обычно проектируются так, чтобы придать некоторое желанное состояние в определенный момент, даже если он отодвинут вперед на несколько поколений. Однако старинные парки обычно имеют особое очарование, привносимое зрелостью и некоторой заброшенностью.

Все эти примеры — далёкое прошлое Если сегодня ставить задачу проектирования окружения как чего-то организованного во времени или являющегося знаком времени, то в нашем распоряжении немало общих методических средств. Одно из них — зримое накопление знаков прошлых событий, что придает очевидность глубине исторического времени. Другое — выделение сопутствующих и вместе с тем контрастных между собой состояний, что передает нам ощущение ритмики времени через контраст нынешнего состояния с тем, о котором помнят, и с тем, которое ожидается. Третье — прямое предъявление перемен окружения, когда за счет трансформаций мизансцен или изменения позиции наблюдателя перемены становятся достаточно осязаемыми, чтобы быть воспринятыми в настоящем. Наконец, нам доступны средства символического ускорения или замедления тех изменений, которые иначе проходят незамеченными, будучи слишком неспешными или слишком мгновенными, чтобы мы могли их уловить нашими чувствами. У всех названных методов собственный характер — ни один из них не используется сегодня сколько-нибудь систематически; их потенциальные возможности составляют содержание этой главы.

Похожие статьи:
Создание общественных укрытий

Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Образ города

Статьи по теме:





Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум