Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Образ города

Качества формы


Качества формы

Поскольку мы обнаруживаем общность сюжетов для всех элементов, «ключи» к проектированию города можно упорядочить еще одним способом — отнесением к обобщенным предметным характеристикам формы, которыми может оперировать проектировщик. Их можно обобщить следующим образом.

1. Отдельность или чистота соотнесения «фигура — фон» — четкость границы (как при внезапном прекращении развития города); замкнутость (подобно площади); контрасты формы, поверхности, сложности, интенсивности, величины, использования; пространственной локализации (одиночная башня, пятно пышною декора, сверкающая эмблема и т. п.). Сама контрастность может определяться как в отношении непосредственного окружения, так и по отношению к ожиданиям наблюдателя...

Все эти качества способствуют распознанию любого элемента, превращая его в нечто выделяющееся, заметное, яркое, опознаваемое. По мере того, как наблюдатели глубже познают свое окружение, их восприятие все меньше зависит от обобщенных пространственных целостностей и в организованности целого все больше обращается к контрастности и индивидуальности, которые оживляют всю «сцену» города.

2. Простота формы — чистота и ясность формы в сугубо геометрическом смысле, подобная ясности решетки, прямоугольника, купола.

4. Доминанта-доминирующая позиция одной части по отношению к другим за счет размера, плотности или вызываемой ею заинтересованности. В результате целое воспринимается как система, охватывающая некий основной элемент и связанную с ним группу элементов. Наличие этого качества подобно непрерывности дает возможность осуществить необходимое упрощение образа через отбрасывание второстепенного соподчинения элементов. Предметные свойства словно эмани-рукл свой образ, распространяясь от центра, если, конечно, их сила превышает порог начальной заметности

5. Ясность соединения-отчетливость или выявленность любых соединений и швов (подобно главным перекресткам или побережью);

ясность соотнесенности и взаимосвязанности (здания с участком или станции метро с улицей наверху). Соединения обладают стратегическим значением в формировании структуры, и от их восприятия зависит восприятие целого.

6. Различение направлений — асимметрия, наличие градиентов или соотнесенности вдоль радиуса — одного конца с другим (как при подъеме пути, движении от моря или к центру), одной стороны к другой (подобно застройке, фланкирующей парк), одного направления по странам света к другому (выраженной освещенностью солнцем или шириной авеню, идущих с севера на юг) Все эти качества имеют принципиальное значение для организации структуры крупного масштаба.

7 Поле видения — совокупность качеств, способствующих действительной или символически обозначенной глубине обзора. Это и прозрачность (использование стекла или зданий на столбах), и наложение кулис (когда здания выступают одно из-за другого), и организация панорам или иного строения «кадра», усиливающие глубину обзора (подобно прямым улицам, широким площадкам или обзору с верхних точек). Это также специальные элементы, подчеркивающие ясность пространства (фокусирующие точки, указатели расстояний, пронизывающие преграды «стержни»), облегчающие его понимание; углубления или выпуклости (дальний холм или изгиб улицы), подчеркивающие значение удаленных объектов; наконец, намеки на присутствие непосредственно не наблюдаемого элемента (интенсивность, характеризующая район, к которому мы с очевидностью приближаемся, или наличие каких-то знаков, начинающих встречаться еще в пределах другого элемента). Все эти взаимосвязанные качества облегчают освоение крупного и сложного целого за счет усиления эффективности видения, его широты, глубины, силы.

8. Осознание движем я - качества, которые делают для наблюдателя ощутимым и зрительно, и кинестетически его собственное движение — действительное или потенциальное. Такими качествами обладают все устройства, повышающие ясность восприятия уклонов, изгибов или взаимопроникновение; дающие ощущение угла движения и глубины перспективы; поддерживающие непрерывность направления движения или его изменения; делающие видимым расстояния. Поскольку город воспринимается человеком в движении, эти качества имеют фундаментальное значение и широко используются для структурирования и даже распознания ситуаций, если только они достаточно последовательны для этого (как-то: «налево и потом направо», «у крутого поворота» или «через три квартала по этой улице»). Благодаря этим качествам возможность наблюдателя оценить направление и дистанцию, ощутить форму в движении возрастает и расширяется. В современном городе при росте скоростей движения подобная техника работы с пространством потребует, несомненно, дальнейшего развития.

9. Временные серии — последовательности, воспринимаемые во времени, включающие как простые связи (элемент за элементом), где

один элемент «подвязан» к предшествующему и последующему (случайная последовательность ориентиров), так и сложные, действительно структурированные во времени и потому мелодические по своей природе. В этом случае интенсивность индивидуальной формы очередного ориентира возрастает вплоть до достижения кульминационного пункта. Простая последовательность широко распространена и характеризует прежде всего привычные, постоянно используемые пути. Мелодический строй встречается гораздо реже, но должен приобрести чрезвычайное значение в больших, динамически развивающихся агломерация Здесь возникающий в сознании образ должен соответствовать не столько самим элементам, сколько теме связывающего их рисунка, подобно тому как мы запоминаем мелодию,

а не отдельные ноты. Не исключено, что в сложном окружении мы могли бы даже воспользоваться техникой контрапункта — подвижным рисунком противопоставленных мелодий и ритмов. Но это уже весьма утонченная техника, нуждающаяся в тщательной разработке. Нам нужны здесь свежие идеи как для теории форм, воспринимаемых во времени, так и для создания прототипов, пригодных для того, чтобы в проектной модели представить мелодический строй элементов образа, оформленные последовательности пространства, фактуры, движения, света, силуэтов.

10. Названия и значения — нематериальные качества, способствующие усилению представимости элемента. Названия весьма важны для ясности опознания, нередко давая прямые ключи к локализации (Северный вокзал, например), а система наименования (вроде алфавитных серий улиц) значительно облегчает структурное упорядочение элементов. Значения и ассоциации — социальные, исторические, функциональные, экономические или сугубо индивидуальные — образуют широкую сферу, лежащую уже за пределами предметных качеств, с которыми мы здесь имеем дело. Однако нужно сознавать, что они, как правило, работают на усиление тех черточек индивидуальности или структурности, которые потенциально содержатся в самой предметной форме.

Конечно же, все перечисленные качества не проявляются изолированно. Там, где наличествует лишь одно качество (скажем, постоянство строительного материала), или там, где качества спорит между собой (две зоны с идентичной застройкой, но разным типом использования), результирующий эффект неизбежно слаб и структурирование или опознание целого нуждается в постоянно возобновляющемся усилии. Несомненно, что известная повторяемость, подчеркнутость и даже избыточность качеств оказываются в равной мере необходимыми; поэтому безошибочно распознаваемым будет такой район, где есть простота обобщающей формы, последовательность применения типа застройки и использования, являющихся специфическими по отношению ко всему городу, четкость границы, ясность соединения с соседним районом и визуальная целостность.



Похожие статьи:
Создание общественных укрытий

Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Образ города

Статьи по теме:





Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум