Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Изготовление вентиляционных систем

Канаты, стропы, блоки и полиспасты


Канаты, стропы, блоки и полиспасты

Почти при всех такелажных операциях приходится пользоваться пеньковыми и стальными канатами. В последнее время получили распространение канаты из капрона и перлона.

Пеньковые канаты, бывают трехпрядные пропитанные и бельные. Пропитанные канаты изготовляют из каболок (нитей), пропитанных горячей древесной смолой, а бельные — из непропитанных. Бельные канаты гибки и удобны в работе, но подвержены загниванию и при раз-мокании их прочность резко снижается. Поэтому при монтажных работах применяют преимущественно пропитанные канаты. В механизмах с машинным приводом пеньковые канаты не используют.

Для крепления каната к оборудованию на конце его делают петлю, внутрь которой заделывают коуш, предохраняющий канат от перетирания.

В заготовительных работах и при монтаже систем вентиляции и кондиционирования воздуха применяют стальные канаты, которые состоят из стальных высокопрочных проволочек диаметром до 3 мм. Стальные канаты подразделяются по ряду признаков:
— по форме поперечного сечения — на круглые и плоские;
— по конструктивному признаку — на одинарной, двойной и тройной свивки. Канаты одинарной свивки изготовляют из отдельных проволок. При двойной свивке сначала свивают отдельные проволоки в пряди, а затем из готовых прядей свивают канат; канаты двойной свивки бывают одно-, двух- и трехслойными. Канаты тройной свивки называются кабелями;
— по материалу сердечника — на канаты с органическим сердечником, с металлическим мягким сердечником из проволоки, с металлическим сердечником из канатной проволоки, с сердечником из пластмасс;
— по способу свивки — на обыкновенные (раскручивающиеся) и нераскручивающиеся;
— по направлению свивки — на канаты правого и левого направлений;
— по виду покрытия поверхности проволок и каната — из светлой проволоки и из оцинкованной проволоки;
— по типу прядей — с точечным касанием отдельных проволок (ТК), с линейным касанием проволок (ЛК) и с точечным и линейным касанием проволок в пряди (ТЛК).

Условные обозначения канатов нормируются ГОСТом, например стальной канат двойной свивки типа ТК конструкции 6X19 (1+6+12) + 1 о. с. (ГОСТ 3070—74 с изм ). Буквы ТК означают, что канат по роду свивки проволок изготовлен с точечным касанием отдельных проволок между слоями прядей; цифра 6 —число прядей в канате; цифра 19-число проволок в каждой пряди каната; (1+6+12)-сечение пряди, где 1 – число проволок в первом слое пряди, 6 —во втором слое и 12 —з третьем {наружном) слое; 1 о. с. — один органический сердечник.

В вентиляционных работах обычно применяют канаты двойной свивки типов ЛК и ТЛК с органическим сердечником.

Каждый канат характеризуется определенным разрывным усилием, которое зависит от его конструкции, числа проволок и т. д. Разрывное усилие — это нагрузка, под действием которой канат разрывается.

В тех случаях, когда в сертификате или свидетельстве об испытании дано суммарное разрывное усилие всех проволок в канате, усилие Р определяют умножением суммарного разрывного усилия на 0,83.

Долговечность работы стальных канатов зависит от диаметров блоков или барабанов лебедок, которые они огибают: чем меньше диаметр барабанов и блоков, тем короче срок службы канатов. В процессе эксплуатации проволоки канатов изнашиваются, рвутся, перетираются и канат становится менее прочным. Стальные канаты бракуют по числу обрывов проволоки на длине одного шага свивки по степени износа.

Пример. Рассмотрим браковку каната конструкции 6X19=114 С одним органическим сердечником, изготовленного из проволок различного диаметра, Число обрывов как норма браковки принимается за условное. При подсчете обрыв тонкой проволоки принимают за 1, а обрыв толстой—за 1,7, Если на длине одного шага свивки каната при первоначальном запасе прочности до 6 имеется шесть обрывов тонких проволок и пять обрывов толстых проволок, то условное число обрывов составит 6-1+5-1,7= 14,5, т. е. более 12, и следовательно, канат бракуется.

Канаты крепят к оборудованию петлями или различными узлами. Прямым узлом соединяют стальные канаты; концы петель стального каната соединяют с основным канатом сжимами. Рифовым узлом образуют петли при стыковании наглухо концов стальных и пеньковых канатов. С помощью штыкового узла канаты соединяют и получают петли на их концах. Вязка в коуш или петлю служит для удлинения стальных или пеньковых канатов, оканчивающихся коушем или петлей. При соединении канатов на конце удлиняемого каната ставят зажимы.

Рис. 1. Канатные узлы
а — прямой; б — рифовый; в — штыковой; г — вязка в коуш или петлю; 1 — узел до затяжки; 2 — узел после затяжки

Стропами называют отрезки канатов, соединенные в кольца или снабженные специальными подвесными приспособлениями, обеспечивающими быстрое, удобное и безопасное закрепление грузов. По конструкции стропы бывают гибкими и жесткими. Гибкие стропы, изготовляемые из отдельных кусков каната или цепей, подразделяют на простейшие, универсальные, облегченные и мно-говетвевые.

Простейшие стропы — кусок каната, которым поднимаемый груз обвязывают и закрепляют к крюку грузоподъемного механизма. Концы каната закрепляют сжимами или такелажными узлами.

Универсальные стропы — замкнутая в кольцо петля длиной 5—15 м. Их изготовляют из канатов диаметром 19,5—30 мм. Концы каната соединяют заплеткой на длину, равную 40 диаметрам каната, или постановкой сжимов. Такие стропы под нагрузкой не раскручиваются, что выгодно отличает их от строп других видов.

Облегченные стропы изготавливают из куска каната диаметром 12—30 мм. В зависимости от назначения стропа на концах каната заделывают петли или коуши — металлическую обойму овальной формы, вокруг которой образуется петля стропа. Коуши изготовляют кованые, штампованные или из труб, разрезанных вдоль (кузнечным способом). Концы облегченных стропов можно выполнять в виде петель и соединять сжимами, а также с помощью гильзокли-нового соединения.

Схемы подвески на крюк грузоподъемного механиз-М3 УнивеРсальных стропов показаны на рис. 2, е, ж.

Многоветвевые стропы служат для подъема грузов за Две или четыре точки. При роповке четырехветвевым стропом следят за тем, чтобы все его ветви работали в одинаковых условиях и нагрузка передавалась на все ветви равномерно. В качестве отдельных ветвей многоветвевых стропов применяют облегченные стропы. Отдельные облегченные стропы в многоветвевых стропах крепят к петле, которая даже при разных длинах стропа дает возможность путем поворота регулировать усилия в отдельных ветвях.

Рис. 2.

Рис. 3. Двухветвевой (а) и четырехветвевой (б) стропы

Рис. 4. Схема расположения нагрузок, Н, в стропах

Распределение усилий в ветвях стропа зависит от угла наклона ветви к вертикали. При подвешивании груза к вертикально расположенному канату усилие в нем будет равно весу поднимаемого груза. Если груз будет подвешен к двум вертикальным канатам, то усилие в каждом из них будет равно Р/2. При наклоне ветвей стропа на угол 60° усилие в каждом канате будет равно 0,575Р, при наклоне на угол 180°—2,85Р. Из приведенных на рис. 4 схем видно, что для уменьшения нагрузки ветви стропа необходимо по возможности приближать к вертикальному положению.

На рис. 5 показаны различные способы строповки вентиляционного оборудования и воздуховодов.

Жесткие стропы разделяют на захваты и траверсы. Их применяют в тех случаях, когда необходимо сократить высоту строповки, а также, когда поднимаемые элементы, рассчитанные на работу в данном сооружении, не могут выдержать сжимающую монтажную нагрузку, возникающую при наклоне гибких стропов.

Рис. 5. Способы крепления воздуховодов и оборудования с помощью
а — удавки о нахлесткой»; б — «мертвой петли» на двух концах; в — натянутой «мертвой нетлей»; г— четырех стропов; д —двух стропов

Строповка и особенно расстроповка — трудоемкие операции. Чтобы освободить строп после подъема груза, рабочий часто поднимается на большую высоту. Во избежание этого в такелажных работах используют специальные стропы с дополнительным устройством, позволяющим выполнить расстроповку, не поднимаясь на высоту. Такие стропы называют полуавтоматическими.

Блоки — простейшие механизмы для подъема грузов— входят в состав большинства грузоподъемных механизмов. Блоки применяют для подъема грузов (грузовые блоки) и изменения движения каната (отводные). По грузоподъемности и числу роликов блоки бывают одно- и многорольные с числом роликов до семи.

Однорольный блок представляет собой ролик, насаженный на ось. По наружному периметру в ролике выполнена канавка (ручей) для каната. Диаметр ролика не менее 16—20 диаметров каната. Оси блока закреплены между двумя щеками. На верху щек укреплена проушина для мертвой петли, а внизу — крюк для подвешивания груза. При такелажных работах применяют монтажные блоки с крюками или петлями. Од-норольные блоки, применяемые в качестве отводных, иногда изготовляют с откидными щеками, что позволяет при необходимости освобождать блок без распасовки каната.

Рис. 6. Однорольный блок

В многорольном блоке щеки отделяют ролики один от другого. В блоке, состоящем из нескольких роликов, все ролики вращаются на оси самостоятельно независимо друг от друга.

Полиспасты — грузоподъемные устройства, состоящие из двух однорольных или многорольных блоков, соединенных между собой стальным канатом. Полиспастом можно поднимать груз или перемещать его по горизонтали. Полиспаст дает выигрыш в силе за счет проигрыша в скорости: во сколько раз выигрывают в силе, во столько раз проигрывают в скорости.

Оба блока соединяют между собой канатом. Канат, последовательно огибая все ролики блоков, одним концом крепится к верхнему неподвижному блоку, другим —через отводные блоки к барабану лебедки. При нагрузке полиспаста нити каната не должны касаться одна другой и перекручиваться, а блоки не должны иметь перекоса. В случаях когда полиспасты используют для перемещения грузов, под блоки и канаты помещают деревянные подкладки.



Похожие статьи:
Монтаж систем вентиляции и кондиционирования воздуха

Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Изготовление вентиляционных систем

Статьи по теме:





Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум