Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Реставрация окон

Каждый стиль требует своей формы окон


Каждый стиль требует своей формы окон

Широко распространенным термином «стиль» издавна обозначают характерный для определенной эпохи вид творческой деятельности в различных областях искусства.

Уже древние римляне говорили о стиле и подразумевали под этим стиль письма своих поэтов и ученых, своеобразный метод, используемый в изобразительных искусствах и особенно соответствие формы и содержания. С давних пор форма представления считается соответствующей стилю, если она отвечает существу предметов, и наоборот, не представляет стиль, если ему противоречит.

Каждый стиль, в том числе в строительстве, является продуктом своего времени, но в то же время он развивается на основе опыта прошлого. Строительное искусство, как никакое другое, связано с конструкциями, функциями и назначением здания или сооружения и материалом. Задачей архитектора является, таким образом, употребить отдельные конструкции при возведении здания с учетом его внешнего облика, чтобы было достигнуто соответствие между формой здания и его функциональным назначением. При этом следует помнить, что соответствие вида здания функциональному назначению еще не гарантирует его высоких эстетических качеств, с другой стороны, — эстетическая форма остается определяющей, пока она не противоречит функциональному назначению и конструктивным особенностям здания.

Стили, связанные с определенной эпохой, следует рассматривать в контексте общего исторического процесса. Именно поэтому любое развитие связано с прошлым, в развитии воплощены прежние представления о форме и современные представления о содержании.

Во все времена архитекторы при проектировании зданий придавали большое значение окнам и уделяли созданию этого конструктивного элемента особое внимание. Издавна известно, что окна сильно влияют на вид фасада здания и, кроме того, решающим образом воздействуют на качество интерьера и удобство эксплуатации дома.

Размещение окон на поверхности стен, величины проемов, образование перемычек и членение окон всегда оставались главными задачами архитектора в процессе проектирования. Так создавались фасады, которые благодаря общему гармоничному впечатлению отражали вкус времени, а в наших сегодняшних понятиях представляют определенный стиль.

Специалист, ставящий в наши дни перед собой задачу модернизировать окна старых зданий, должен знать, что потеря оригинальности почти всегда становится также потерей качества здания.

Рис. 1. Примеры окон различных стилей двух последних столетий
1 — фахверковое строительство до 1800 г.; 2 — классицизм, 1790—1870 гг.; 3 — неоренессанс, 1870—1900 гг.; 4 — модерн, 1900—1914 гг.; 5 — так называемый отечественный стиль, 1920—1939 гг.; 6 — функционализм, 1910 г. и по настоящее время

Поскольку к работе по модернизации окон архитектор, как правило, не привлекается, роль консультанта-заказчика обычно ложится на изготовителя окон. В этом случае наряду с общими Действующими правилами модернизации фасадов следует обсудить также указания, действующие в различных районах страны. При появлении у домовладельца сомнений его следует ознакомить с негативными примерами. Усилия будут вознаграждены тем, что приведут к правильному решению.

При этом, чтобы согласовать желание заказчика и требования специальных служб, необходимо обсудить следующие вопросы:
1) тип окна и его внешний облик;
2) материал и окраска;
3) членение на створки, наличие стоек и перекладин;
4) способ монтажа и примыкание к другим конструкциям здания;
5) приборы, остекление и вентиляция.

Для выбора правильного решения этих вопросов ответственный изготовитель окон должен осмыслить свой опыт, изучить многочисленные ошибки, из-за которых в течение последних лет был испорчен облик многих фасадов. Кроме того, изготовитель должен владеть знаниями о строительных стилях последних столетий и особенно стилях окон, соответствующих эпохе и стилю зданий.

Фахверковое строительство преобладало примерно до 1800 г. Оконные створки разделялись горбыльками или поперечинами, которые вначале примыкали непосредственно к стойкам каркаса; с начала последнего столетия раздельные рамы начинают применяться также в фахверковом строительстве.

Классицизм был распространен в строительстве примерно до 1870 г. Он характеризуется изысканными формами. Особым отличительным признаком оштукатуренных фасадов становятся крестообразные окна с большой нижней и маленькой верхней парой переплетов.

В стиле неоренессанса строят после 1872 г. и до начала настоящего столетия. Окна остаются вертикально удлиненными, однако верхняя фрамуга почти всегда выполняется в виде цельного стекла, не разделенного стойками.

Начиная с 1900 г. вид фасадов жилых зданий определяет стиль модерн. Окна приобретают дополнительные перекладины в верхних фрамугах в сочетании с прямым или даже закругленным импостом.

Первые тенденции так называемого отечественного стиля становятся заметны уже с 1910 г. После 1920 г. этот стиль становится преобладающим в жилищном строительстве Германии. При устройстве окон на первых порах отдается предпочтение дву



Похожие статьи:
Уход за окнами и их эксплуатация

Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Реставрация окон

Статьи по теме:





Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум