Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Основы проектирования зданий

Кинотеатры


Кинотеатры

Из всех зрелищных зданий наиболее распространенными являются кинотеатры. Многообразные типы кинотеатров можно классифицировать по следующим признакам:

По репертуару — на кинотеатры художественного, научно-популярного и хроникального фильма. Практически это деление осуществляется эпизодически в крупных городах.

По характеру эксплуатации — на кинотеатры круглогодичного действия и летние закрытые и открытые. Летние кинотеатры чаще всего строятся в южных районах, где срок их эксплуатации более продолжителен, а также в местах большого скопления приезжих в теплое время года, например, на курортах.

По технике показа фильмов — на кинотеатры с обыкновенным (узким) экраном, широкоэкранные, панорамные с универсальной проекцией и стереокино. Кинотеатры с обыкновенным узким экраном в настоящее время проектируют только в случае малой вместимости зрительного зала (менее 400 мест). В кинотеатрах большей вместимости следует обеспечивать возможность показа широкоэкранных фильмов. Кинотеатры для демонстрации широкоформатных и панорамных фильмов проектируются по специальным заданиям.

По количеству зрительных залов — на однозальные, двухзальные, трехзальные.

По композиционному решению — на кинотеатры, размещаемые в самостоятельных зданиях, встроенные, пристроенные и кооперированные с другими культурно-просветительными учреждениями, например, клубами, лекториями, концертными залами и т. д.

Количество зрительных мест в типовых кинотеатрах принимается ,в пределах от 200 до 1600. Кинотеатры большей вместимости проектируются по специальным заданиям.

В настоящем параграфе рассматриваются вопросы проектирования однозальных кинотеатров круглогодичного действия, размещаемых в самостоятельных зданиях и рассчитанных на показ обычных и широкоэкранных фильмов.

Размещение кинотеатров на городской территории

Необходимое количество кинотеатров определяется из расчета 30—40 мест на 1000 населения.

Крупные кинотеатры на 800 и более мест размещают в общегородском центре и в районных центрах. Кинотеатры меньшей вместимости следует возможно приближать к зрителю, располагая их в жилых районах и микрорайонах. Для строительства кинотеатра желателен самостоятельный участок площадью 0,3—0,7 га, граничащий с площадью или людной улицей. При этом необходимо учитывать недопустимость проникновения в зрительный зал внешнего шума, поэтому кинотеатры нельзя располагать вблизи железнодорожных путей, открытых линий метрополитена и улиц с интенсивным трамвайным и грузовым движением. В глубине участка необходимо разместить небольшой хозяйственный двор, трансформаторный киоск и, в случае необходимости, собственную электростанцию. Остальную часть участка вблизи главных входов в здание и улицы следует озеленить и приспособить для удобного пребывания ожидающих на открытом воздухе. Здесь целесообразно организовать торговлю мороженым, прохладительными напитками и т. п.

Здание кинотеатра следует отодвинуть от красной линии не менее чем на 5 м, чтобы скапливающаяся перед входом публика не мешала уличному движению. Необходимо также продумать удобные пути эвакуации зрителей, покидающих кинотеатр. При крупных кинотеатрах должна быть предусмотрена площадка для стоянки легковых автомашин.

Состав помещений

Все помещения кинотеатров можно разделить на три группы: зрительную, киноаппаратную и служебно-хозяйственную.

Внимательно ознакомившись с таблицей, мы обнаруживаем:
1. Площадь на одного зрителя во всех помещениях зрительной части (кроме уборных) не зависит от вместимости здания кинотеатра и принимается в зале (включая эстраду и балкон) 0,8 м2, а для вестибюля и распределительных кулуаров — 0,25 м2.
2. Площадь помещений зрительной части значительно превосходит суммарную площадь киноаппаратной и служебно-хозяйственных помещений. При этом процент, падающий на площадь зрительной части по мере увеличения вместимости зала с 200 до 1600 мест, возрастает с 54,7 до 88%.
3. Площадь киноаппаратной при увеличении вместимости зала почти не меняется (88—91 м2).
4. При увеличении количества мест в зале в 8 раз (с 200 до 1600) площадь помещений служебно-хозяйственной группы увеличивается со ЮЗ м2 до 147 м2, т. е. меньше чем в 1,5 раза.
5. В результате суммарная площадь киноаппаратной и служебно-хозяйственной группы в кинотеатре на 200 мест составляет 45,3%, а в кинотеатре на 1600 мест — только 12%.
6. Все это приводит к тому, что кубатура здания на 1 зрителя при зале на 200 мест составляет 15 м3, а при 1600 — только 9,38 м3. Эксплуатационные расходы в крупных кинотеатрах также значительно ниже. Отсюда становится ясной экономическая целесообразность строительства кинотеатров большой вместимости.

Кроме перечисленных в таблице основных обязательных помещений, в кинотеатрах повышенного типа с разрешения Совета Министров союзной республики и по согласованию с Госстроем СССР могут проектироваться дополнительные помещения для обслуживания зрителей. В состав этих расширенных и дополнительных помещений обычно входят:
а) фойе — взамен ограниченных по площади распределительных кулуаров. Часто часть фойе, не расположенную на путях к входам в зрительный зал, оборудуют местами для зрителей и устраивают эстраду для концертных выступлений. При эстраде проектируют артистическую и кладовую хранения музыкальных инструментов; в южных районах из фойе устраивают выходы на плоскую крышу, где посетители могут ожидать начало сеанса на открытом воздухе;
б) помещение буфета, оборудованное столиками и буфетной стойкой. Буфет обеспечивают необходимыми подсобными помещениями, моечной посуды и хозяйственным выходом;
в) комната (или место) для газет, журналов и настольных игр, оборудованная мебелью библиотечного типа;
г) курительные, обеспеченные необходимой мебелью и вытяжной вентиляцией.

Характерная особенность кинотеатров по сравнению с другими зрелищными зданиями заключается в отсутствии гардероба, в который зрители возвращались бы после окончания сеанса. Это обстоятельство дает возможность организовать сквозной поток посетителей, полностью разобщить входы и выходы из здания и осуществлять быстрое и удобное заполнение и эвакуацию зрительного зала, что крайне необходимо при многократности сеансов. Все это оказывает решающее влияние на композицию планов кинотеатров.

Зрительная часть

При решении плана вестибюля кассы следует располагать в стороне от потока зрителей, входящих с билетами. Кассы должны иметь окна для продажи билетов не только со стороны вестибюля, но и снаружи. В крупных кинотеатрах часть вестибюля у кассовых окон целесообразно отделить барьером или организовать отдельный кассовый вестибюль. Площадь касс включается в площадь вестибюля и определяется из расчета 1,5 м2 на одно окно. Количество окон — одно на 300—400 зрительных мест.

Из вестибюля зритель, пройдя пост контроля билетов, попадает в распределительные кулуары, представляющие небольшое фойе для публики, накапливающейся перед началом сеанса. Ширина кулуаров не менее 2,4 м. При кулуарах в стороне от входов в зрительный зал размещают уборные. Перед входами в уборные устраивают шлюзы с умывальниками. Высота вестибюля, кулуаров (фойе) должна быть не менее 3,0 м в чистоте. Коэффициент естественной освещенности 1 :7—1 : 8.

Зрительный зал является самым ответственным помещением кинотеатра. Основными факторами, влияющими на его композицию, являются:
а) удачное соотношение параметров и нормальный объем;
б) удобное решение путей заполнения и эвакуации зрителей и размещения мест в зале;
в) хорошие видимость и акустика.

Наиболее простая и целесообразная в конструктивном отношении форма зала — прямоугольная.

Рекомендуемые соотношения длины, ширины и высоты зала: Длина 1,00] ширина 0,6—0,8; высота 0,50—0,55.

Объем зала на одно место 4,0—4,5 мг. При наличии установки для кондиционирования воздуха объем зала не лимитируется.

По эксплуатационным и противопожарным соображениям заполнение и эвакуация зала должны занимать минимум времени, что зависит от количества непрерывно установленных мест и ширины прохода между рядами, общей ширины проходов в зале, ширины и размещения выходов.

Ширина одного места в осях подлокотников кресел 0,5 м. Суммарная ширина проходов и выходов (и маршей лестниц) определяется из расчета 0,6 м на каждые 100 человек зрителей, но не менее 1 м. Ширина прохода между первым рядом кресел и краем эстрады должна быть не менее 1 м. Эвакуационные выходы в количестве не менее двух следует рассредотачивать.

Эвакуацию зрителей с балкона желательно осуществлять по самостоятельным путям, минуя зрительный зал. В зданиях кинотеатров не ниже II степени огнестойкости допускается эвакуация зрителей балкона через зал, однако при устройстве отдельных выходов, недоступных для зрителей партера. Входы в зрительный зал также следует рассредотачивать. Тоннели для входа в амфитеатр должны иметь ширину и высоту не менее 1,2 и 2 м.

При размещении зрительных мест и проходов следует руководствоваться следующими соображениями: центральные проходы отнимают места с лучшей видимостью; поперечные проходы отдаляют часть зрителей от экрана, увеличивают площадь и кубатуру зала, поэтому в большинстве кинотеатров с залом вместимостью до 1000—1200 мест их располагают сплошным массивом с входами в задней торцовой стене, двумя проходами вдоль боковых стен и выходами в нижней части зала. При этом входящим зрителям интерьер зала раскрывается с самой интересной точки зрения: видом на экран и занавес.

Видимость экрана обеспечивается превышением луча зрения на нижнюю кромку экрана над глазом зрителя, сидящего впереди (в следующем ряду), приблизительно на 12 см. Расчетная высота глаза сидящего зрителя принимается 1,15 м. Сделав соответствующее графическое построение, мы увидим, что уровень пола в первых рядах может быть горизонтальным. Однако по мере удаления от экрана подъем пола постепенно нарастает по так называемой кривой наименьшего подъема. Практическое устройство пола по кривой наименьшего подъема затруднительно, поэтому кривую заменяют ломаной линией, откладывая суммарное повышение в точках перелома. В результате получился продольный профиль зала. По ходу построения легко заметить, что разница в отметках пола в начале его подъема и в конце зала зависит от количества рядов и высоты нижней кромки экрана.

Рис. 1. Схема повышения зрительных мест

При значительном количестве рядов указанная разность отметок настолько значительна, что становится целесообразным несколько увеличить уклон пола и организовать заполнение зрительного зала со второго этажа через тоннели, сохранив выходы на отметке первого этажа, т. е. перейти от обычного партера к амфитеатру. При этом затраты на устройство перекрытия под повышенной частью зала могут компенсироваться размещением части вспомогательных и технических помещений в «подтрибунном» пространстве. Устройство амфитеатральных залов вполне себя оправдывает при вместимости зала до 1500—1600 мест.

Наконец, стремление увеличить вместимость зала в крупных кинотеатрах и приблизить часть зрителей к экрану приводит к Устройству зала с балконом, частично перекрывающим партер. 1 лубина партера под балконом не должна превышать двукратной высоты от края балкона до пола партера, поэтому глубину подбалконного пространства часто используют для размещения помещений киноаппаратной. Этот прием экономит кубатуру и упрощает конструктивное решение балкона. Количество мест на балконе обычно составляет 25—30%. Несмотря на многие преимущества, устройство балкона усложняет конструктивное решение, а также заполнение и эвакуацию зрителей, поэтому залы с балконами разрешается проектировать в кинотеатрах, рассчитанных не менее чем на 800 мест.

Рис. 2. Продольные разрезы залов
а — партерного; б — амфнтеатрального; в — с балконом;

Необходимые параметры залов, обеспечивающие нормальную видимость, приводятся в табл. 32 и на рис. 3.

Рис. 3. Схемы обеспечения видимости в залах кинотеатров а — план и разрез при широком экране; б — план и разрез при узком экране

Хорошая слышимость в зрительном зале зависит от технического совершенства и размещения звуковой аппаратуры акустических свойств зала. Поскольку основные громкоговорители размещаются за экраном необходимо обращать особое внимание на достаточную слышимость в глубине зала (и под балконом). Постепенное уменьшение высоты зала за счет подъема пола очень благоприятно, так как сокращение объема в глубине зала отчасти возмещает спад мощности звуковой волны, поэтому при большой вместимости амфитеатральные залы и залы с балконом при условии его небольшого выноса над партером особо благоприятны в акустическом отношении, завышенный объем зала нежелателен, поэтому в зале должен быть обеспечен надлежащий обмен и кондиционирование воздуха.

При размещении мест одним массивом избыток кубатуры зала можно устранить снижением высоты над боковыми проходами—«базиликальный разрез».

Кроме архитектурной композиции, акустика зала зависит от оптимальной реверберации2 и отсутствия проникновения посторонних шумов. В акустическом отношении опасны большие вогнутые поверхности. Наоборот, благоприятны выпуклые поверхности, кессоны и прочие звукорассеивающие виды обработки стен и потолка.

Однако необходимость проведения сложных акустических мероприятий и расчетов обычно возникает в залах большого объема —свыше 3000 м3 (600—800 мест).

Киноаппаратная

Комплекс помещений киноаппаратной занимает в здании кинотеатра изолированное положение в основном по противопожарным требованиям. Помещения киноаппаратной следует располагать в пределах одного этажа, но электросиловую и уборную допускается размещать этажом выше или ниже. Аккумуляторная с кислотной может быть размещена в любом этаже, по возможности ближе к кинопроекционной. Последнюю с при: мыкающими к ней помещениями необходимо ограждать несгораемыми стенами и перекрытиями с пределом огнестойкости не менее 1 часа. Помещение кинопроекционной на три проектора должно иметь глубину 5 и ширину 6,5 м. Кинопроекционная и перемоточная должны иметь непосредственный выход в тамбур; ширина тамбура не менее 1,2 м.

Выход из тамбура необходимо устраивать на самостоятельную служебную лестницу, балкон или плоскую крышу. При наличии двойного тамбура допускается выход на лестницу общего пользования, если этот выход на 1,5 м выше или ниже эвакуационных .выходов на ту же лестницу.

Расстояние между центрами окон смежных кинопроекторов 1,5 м. Высота центра окна кинопроектора над полом в зависимости от угла наклона кинопроектора 1,3—1,1 м. При каждом окне кинопроектора должно быть смотровое окно на расстоянии в осях окон 0,5 м. Высота помещений киноаппаратной в чистоте 3,0 м.

Административно-хозяйственные помещения

Комната администратора размещается при вестибюле, рядом с кассами и имеет окно для переговоров со зрителями. Вход в контору и кабинет директора удобнее всего делать из вестибюля до поста контроля билетов, чем обеспечивается беспрепятственный доступ деловых посетителей в эти помещения. Комнату персонала следует размещать при кулуарах. Необязательные помещения плакатной и столярной мастерской допускается располагать в подвальном и полуподвальном этаже.

Высота административно-хозяйственных помещений в чистоте 3,0 м. В кабинете директора, комнате администратора и конторе коэффициент естественной освещенности 1:7—1:8.

В случае отсутствия внешних источников тепла в подвальном или полуподвальном этаже зданий кинотеатров может размещаться комплекс помещений котельной, обеспеченной изолированным выходом во двор.

Основные требования взаиморазмещения помещений кинотеатров иллюстрирует функциональная схема.

Композиция кинотеатров

Вследствие большой высоты зрительного зала процент объема зрительной части будет еще намного больше. Отсюда становится ясным, что от взаиморазмещения объемов ведущих помещений зрительного зала, распределительных кулуаров (фойе) и вестибюля будет в основном зависеть вся композиция здания. Поэтому, приступая к проектированию здания кинотеатра, необходимо прежде всего взаиморазместить эти основные объемы, а затем, переходя от общего к частному, целесообразно размещать небольшие помещения.

Рис. 3. Функциональная схема кинотеатра (пунктиром показаны необязательные помещения)

Рассмотрим и проанализируем некоторые наиболее часто встречающиеся в практике схемы размещения объемов основных помещений.

При симметричной композиции здания однозального кинотеатра имеются два основных композиционных приема.

Торцовая композиция, при которой длинная ось зрительного зала совпадает с осью симметрии и расположена перпендикулярно плоскости главного фасада.

Рис. 4. Торцовая композиция кинотеатра (пунктиром показан график движения зрителей)
а — схема плана; б — разрез партерного зала; в — разрез амфитеатрального зала; г — разрез зала с балконом; д — разрез зала, находящегося во втором этаже; 1 — вестибюль; 2 — фойе; 3 — зрительный зал; 4 — кинопроекционная

Фронтальная композиция, при которой длинная ось зрительного зала параллельна плоскости главного фасада.

Торцовая композиция имеет следующие варианты:
б) партерный зал размещен в первом этаже; в этом случае вестибюль, кулуары и зал располагаются анфиладно по направлению оси симметрии;
в) амфитеатральный зал в задней части расположен на отметке второго этажа с выходами на отметке первого этажа; вход зрителей в зал осуществляется по лестницам или через тоннели. При этом кулуары (фойе) могут частично размещаться и на втором этаже;
г) партерный зал целиком расположен на втором этаже; зрители, пройдя вестибюль и фойе, поднимаются на второй этаж, входят в зал и покидают его, спускаясь по лестницам, расположенным вблизи главного фасада;
д) в зале с балконом вход в партер осуществляется с первого, а на балкон — со второго этажей. Эвакуация зрителей с балкона может производиться совершенно самостоятельно или через партер с разделением потоков.

Вариант «б» имеет минимум лестниц и железобетонных перекрытий, что важно в экономическом отношении. Анфиладный прием расположения главных помещений зрительной части создает благоприятные возможности решения интерьеров. Прием хорош для кинотеатров малой и средней вместимости.

Вариант «в» при расположении части вспомогательных и технических помещений под повышенной частью зала дает благоприятные экономические показатели и ввиду хорошей видимости и акустики может быть рекомендован для кинотеатров средней и большой вместимости.

Вариант «г» применим только при проектировании кинотеатров по специальным заданиям с большим вестибюлем, фойе, буфетом и читальней, которые в сумме с административно-хозяйственными помещениями имеют площадь, равную площади зрительного зала с киноаппаратной. При таком наборе помещений вариант «г» дает минимальную площадь застройки, что может иметь большое значение в центральных районах крупных городов. Однако большое количество лестниц и перекрытий значительно удорожает строительство, что делает этот вариант неприемлемым в массовом строительстве.

Вариант «д» дает хорошее использование объема зала и обогащает композицию интерьера, кроме того, балкон приближает часть зрителей к экрану. Вместе с тем балкон усложняет конструктивное решение, удорожает строительство и усложняет эвакуацию. Прием можно допускать исключительно в кинотеатрах очень большой вместимости.

Фронтальная композиция характеризуется простым решением плана. Легко решается комплекс помещений киноаппаратной с самостоятельным выходом. Входы в зрительный зал (вследствие уклона пола) усложняются необходимостью устройства пандусов или перепадов в уровне пола кулуаров.

При объемной композиции здания часто возникают серьезные затруднения, так как более низкий объем вестибюля и кулуаров обращен в сторону главного фасада.

Схемы фронтальной композиции находят применение при проектировании небольших кинотеатров с партерным залом в условиях малоэтажной застройки.

Асимметричные приемы композиции зданий кинотеатров многообразны, а потому трудно поддаются систематизации. На рис. 61, в дан пример, относительно часто встречающийся в практике строительства. Достоинством этого решения является хорошая освещенность фойе, недостатком — отсутствие четкой осевой композиционной связи между вестибюлем и кулуарами.

Этот прием иногда применяется в небольших кинотеатрах с партерным залом при стремлении создать непосредственную связь кулуаров с озелененным участком. Следует отметить, что асимметричные приемы композиции чаще применяются при строительстве кинотеатра на угловом участке.

Рис. 61. Кинотеатр на 850 зрителей
а — план на отметке 0,00; б — план на Отметке 3,30; в — план на отметке 6,60; г — продольный разрез; 1 — вестибюль; 2 — кассовый вестибюль; 3, 4, 5 — комнаты администратора, директора и служащих; 6 — фойе; 7 — буфет; Ь — настольные игры; 9 — читальня; 10 — кинопроекционная

Проектирование планов кинотеатров следует вести на основе укрупненной модульной сетки 3X3 м. Для зрительных залов это требование является обязательным. Для стен желательны кар-касно-панельные и крупноблочные конструкции. Для -перекрытий зала — железобетонные балки с подвесным потолком из пегких кессонированных панелей, предварительно напряженные панели и сборные оболочки двоякой кривизны. В крупных залах по акустическим соображениям часто применяются специальные звукоотражающие и рассеивающие приемы решения потолков.

Здания кинотеатров решаются в лаконичных формах. Как средство художественной выразительности, может быть использована панельная и крупноблочная разрезка стен. Крупные поверхности остекления кулуаров и вестибюля могут остро контрастировать с глухим объемом зрительного зала. Необходиж) подчеркнуть вход и найти места для рекламных стендов и светотехнического оформления здания,

При решении интерьеров особое внимание следует обращать на фойе и вестибюль, предусмотреть места для ожидающих, для стендов реклам и фотокадров из фильмов. Зрительный зал, в котором публика спешит занять места, а затем быстро уходит, решается просто. Со спокойным цветовым оформлением стен и потолка могут эффектно контрастировать колоритный занавес и обивка мебели.

Рис. 6. Примеры композиций кинотеатра
а, б — фронтальная; в — асимметричная; I — вестибюль; 2 — фойе; 3 — зрительный зал; 4 — кинопроекционная



Похожие статьи:
Понятие о проектировании генерального плана промышленного предприятия

Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Основы проектирования зданий

Статьи по теме:





Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум