Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Проектирование дорог

Классификация дорожных одежд


Классификация дорожных одежд

Для обеспечения быстрого, удобного и безопасного движения автомобилей независимо от погодных условий на проезжей части автомобильных дорог устраивают дорожную одежду.

Рис. 1. Конструкция дорожной одежды.

В дорожной одежде различают следующие конструктивные слои.

Покрытие— верхний слой, непосредственно воспринимающий вертикальные и горизонтальные усилия от колес автомобиля и подвергающийся воздействию атмосферных факторов. Покрытие может состоять из одного или двух слоев, из которых верхний должен обладать наибольшей износоустойчивостью на истирание под действием колес транспортных средств.

Основание — несущая часть дорожной одежды, назначение которой — передать сосредоточенные нагрузки от колес автотранспорта, несколько трансформированные покрытием, земляному полотну автомобильной дороги. Так как напряжения от подвижной нагрузки с глубиной постепенно уменьшаются, основание может состоять из двух и более слоев из различных материалов, характеризуемых различной деформативностью. В местах с возможной повышенной влажностью грунтов земляного полотна нижние слои должны состоять из хорошо дренирующего материала для обеспечения быстрого отвода воды от основания одежды.

Одним из важнейших условий прочности дорожной одежды в целом является требование, чтобы деформация нижних слоев под действием нагрузки от проезжающего транспорота не была больше деформации вышележащего слоя. Поэтому при определении толщины этих слоев учитывают прочность и деформативность смежных слоев дорожной одежды и земляного полотна.

Дорожные одежды в зависимости от свойств составляющих их материалов разделяют на три типа:
— упруго-жесткие, у. которых материал обладает значительным сопротивлением изгибу. Сюда относятся одежды из цементобетона в виде жесткой плиты, лежащей на упругом основании. В этой плите при движении транспорта возникают основные напряжения и деформации изгиба;
— полужесткие, верхние слои которых состоят из материалов (щебня, гравия), связанных вяжущими (битумом, дегтем, цементом) и в которых, кроме напряжений сжатия, под действием нагрузки возникают также растягивающие напряжения изгиба;
— нежесткие, состоящие из слоев несвязных материалов, не сопротивляющихся изгибу, в которых распределение нагрузки при передаче ее нижележащим слоям обусловливается главным образом величиной внутреннего трения.



Похожие статьи:
Исполнительные чертежи

Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Проектирование дорог

Статьи по теме:





Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум