Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Проектирование клубов

Клубные сети областей, краев, автономных республик РСФСР


Клубные сети областей, краев, автономных республик РСФСР

Конкретизация рассматриваемых клубных сетей сопровождается выделением все более однородных территориальных единиц — автономных республик, краев и областей. В СССР на этом уровне дифференцируется 147 единиц. Областное деление, так же как и республиканское, достаточно универсально. Области являются "непосредственными операционными единицами регионального планирования и управления". Следует отметить также, что этот Уровень представляет собой первую ступень сбора социологической информации в стратифицированных территориальных выборках при опросах общественного мнения. Для этих целей выделяют 130 первичных единиц отбора информации (Ряд республик Средней Азии и Закавказья рассматриваются как единичные объекты). В качестве сложных составных образований выступают четыре союзные республики - РСФСР, Украина, Белоруссия и Казахстан. Рассмотрим сети областей, краев, АССР, Российской Федерации (71 территориальную единицу). Подобный же анализ по нашей методике был проведен О.Н.Сахно и И.Г.Фильваровой для 25 областей УССР. Таким образом, анализом на этом уровне было охвачено 74% областей генеральной совокупности, дифференцированных по собственно клубным признакам. Эта дифференциация осуществлялась вначале раздельно для городской и сельской сети. Результаты затем сопоставлялись. Увеличение числа рассматриваемых объектов потребовало "свертывания" ряда функциональных показателей клуба.

Так, все виды клубной деятельности были объединены в четыре программы:
- зрелищную (спектакли и концерты художественной самодеятельности и профессиональные гастроли);
- досуговую (молодежные балы, танцы и театрализованные представления);
- информационную (лекции и тематические вечера); кружковую (кружки и любительские объединения). Кинопоказ на этом уровне не рассматривался. По этим программам определялись три функциональных показателя:
- активность, т.е. число посещений на 1 жителя в год; напряженность, т.е. интенсивность работы клуба — число мероприятий раздельно по четырем программам на один клуб;
- оборачиваемость, т.е. число посещений, приходящихся на одно место в зале, или загруженность условного места в кружковых комнатах.

Кроме функциональных показателей были получены характеристики обеспеченности местами в клубных залах и кружковых комнатах в городе и в сельской местности по 71 территориальной единице РСФСР.

Сопоставление всех показателей осуществлялось по сходной методике: вариационный размах (разница между самым большим и самым малым значением) делился на четыре части (квартиля).

При попадании области в картиль с наибольшими (наименьшими) значениями показателей она получала высокое (соответственно — низкое) значение, две срединные четверти давали среднее значение.

Двойной размер срединного интервала (2 квартиля) обеспечивает надежность в различении областей с высокими и низкими показателями. Области со средними значениями показателей следует рассматривать особо, с уточнением и проверкой отдельных характеристик или типов объектов.

Анализ показателей по клубным сетям производился с целью их последующей оптимизации.

Совершенствование сети требует:
- повышения активности посещения клубов (числа посещений на 1 жителя в год);
- экономного распределения капиталовложений на развитие сети с учетом фактических потребительских запросов, а не только существующей обеспеченности местами;
- поддержания перспективных местных тенденций в работе сети, развития материальной базы для наиболее напряженных программ.

Городская сеть. Анализ городской сети клубов по 71 административно-территориальным единицам РСФСР осуществлялся на основе данных за 1983 г.

В качестве наиболее развитых в клубно-культурном отношении рассматривались области с высокими показателями активности не менее чем по трем (из четырех) программам работы городского клуба. В эту группу попали: Бурятская и Калмыкская АССР, Краснодарский край, Воронежская, Ивановская, Ленинградская, Московская, Ростовская, Смоленская, Челябинская, Ярославская области — всего 11 единиц (16% единиц территории РСФСР). Эти области имеют высокий потенциал клубного потребления. К областям с низким потенциалом клубного потребления (низкие показатели активности не менее чем по трем программам) следует отнести Марийскую, Северо-Осетинскую, Чечено-Ингушскую, Чувашскую АССР, Алтайский край, Амурскую, Камчатскую, Липецкую, Мурманскую, Псковскую, Сахалинскую, Тамбовскую и Томскую области — 13 единиц (или 18% всех областей РСФСР).

Две трети оставшихся территориальных единиц занимают среднее положение по активности посещений клуба.

Совершенно иначе распределяются области по обеспеченности местами в залах клубов. Наиболее хорошо обеспечены клубными залами жители городов в следующих 18 единицах: Бурятской, Кабардино-Балкарской, Марийской, Тувинской АССР, Краснодарском, Красноярском, Ставропольском, Хабаровском краях, Архангельской, Владимирской, Вологодской, Воронежской, Кировской, Костромской, Магаданской, Московской, Ростовской, Свердловской областях. Они составляют 25% всех территориальных единиц РСФСР. У 17 административно-территориальных единиц (24%) в городах неблагоприятное положение с обеспеченностью клубами — это Марийская, Мордовская АССР, Горьковская, Иркутская, Калужская, Камчатская, Кемеровская, Липецкая, Мурманская, Орловская, Псковская, Рязанская, Томская области. В остальных областях обеспеченность клубами в городах близка к средней по РСФСР.

Приоритет в новом строительстве должны получать области, имеющие низкую обеспеченность и высокую активность посещения клубов (I очередь нового ввода). И наоборот, не эффективно новое строительство в тех областях, где обеспеченность и без того высокая, а показатели активности находятся на среднем и тем более на низком уровне (III очередь ввода). В этих областях требуется, возможно, развивать какие-либо другие (не клубные) объекты или менять ориентиры культурной политики. Ввод новых клубов здесь не в состоянии обеспечить коренного подъема культурно-досуговой активности населения.

При средних значениях активности — обеспеченности области могут быть отнесены к регионам II очереди развертывания клубного строительства.

Какие же районы РСФСР"нуждаются в клубном строительстве в первую очередь? Это Удмуртская АССР, Приморский край, Брянская, Ивановская, Курганская, Камчатская, Ленинградская, Омская, Смоленская, Челябинская и Ярославская области (16% территорий РСФСР). Обращает на себя внимание географическая "пестрота" объектов: здесь и Сибирь, и Урал, и Нечерноземье, и Северо-Западный район. Несмотря на низкую обеспеченность, здесь сложился высокий уровень клубного потребления, значительная напряженность работы городских клубов. Менее сильный контраст обеспеченности и активности в 47 областях, т.е. в 2/3 территориальных единиц РСФСР. Они отнесены к II очереди пополнения клубной сети.

К III очереди развития клубной сети, где новый ввод клубов не повысит посещаемость, отнесены Кабардино-Балкарская, Тувинская, Чечено-Ингушская АССР, Алтайский и Хабаровский края, Амурская, Костромская, Оренбургская, Сахалинская, Тамбовская, Читинская области. Здесь зафиксирована средняя и высокая обеспеченность при еще низкой, как правило, активности посещений. Эта группа составляет 17% территориальных единиц РСФСР.

Следует учитывать, что в пределах областей III очереди ввода существуют города и поселки, где клубов очень не хватает. В пределах всех городов области существует сильная неравномерность в обеспеченности. В этих случаях требуется более конкретный анализ ситуации, индивидуальные, целевые решения; нами же обсуждаются лишь межобластные различия, согласно суммарным показателям на каждую область.

Анализ функционирования клубов по отдельным программам не выявил сильной взаимосвязи показателей обеспеченности и напряженности (лишь 40% областей соответствуют этой прямой зависимости). Нехватка мест в клубах не компенсируется, как правило, их повышенной оборачиваемостью, как это происходит, например, в школах (с двух- и трехсменным обучением). В 17% областей при низкой и средней обеспеченности наблюдается низкая напряженность работы и не увеличивается, как можно было бы предположить, число проводимых мероприятий. В 15% областей при высо кой обеспеченности напряженность работы клубов — средняя или высокая.

В некоторых местах РСФСР большинство (не менее трех) программ клуба имеет низкую напряженность: Кабардино-Балкарская, Калмыцкая, Тувинская, Якутская АССР, Ставропольский край, Амурская, Архангельская, Магаданская, Сахалинская, Тамбовская, Тюменская и Читинская ^"чсти. Здесь заметно преобладание территорий Сибири. Напротив, более высокие значения напряженности у европейских областей РСФСР: Астраханской, Воронежской, Горьковской, Ленинградской, Московской, Мурманской, Челябинской, Ярославской. К ним примыкает также Приморский край. Как видно из перечисления, в этой группе заметное место занимают высокоурбанизированные промышленно развитые городские системы. Остальные области имеют средние показатели напряженности.

Особый интерес представляют такие области, где существует асимметрия клубных программ: одни имеют высокую, а другие — низкую напряженность работы. Этот контраст на-пряженностей показывает, что интересы потребителей как-то уклоняются от имеющихся стандартов культурно-просветительной работы и стандартов клубной типологии. Здесь статистика фиксирует ситуацию специализации сети — появление в ней профильных объектов (преимущественно кружковых, зрелищных или же досуговых с развитой танцевально-праздничной программой).

Итак, оценка областей РСФСР по напряженности городских сетей низка в 18%, высока в 15%, находится на среднем уровне в 50% и, наконец, специализированна в 17% территориальных единиц.

По-видимому, доля специализированных сетей еще выше, так как ряд таких объектов мог оказаться в результате осреднения "замаскированным" и попасть в среднюю группу. В этом случае доля специализированных клубов может достигнуть в городской сети 20--40% и более.

Согласно анализу, только половина областей РСФСР относится к "средней" ситуации и требует клубов с равномерным распределением программ, т.е. клубов общего профиля с обычным составом помещений, отвечающим перечню действующих типовых проектов. Остальные области требуют преимущественной специализации клубов общего профиля.

Анализ напряженности программ и оборачиваемости клубных помещений показал, что зрелища имеют высокую напряженность в 12% областей, танцевальные мероприятия в 75%, лекции и кружки по 12%. В то же время оборачиваемость зального места высока лишь в 25% случаев, загруженность кружковых комнат — в 75%.

Проведенный анализ позволяет определить ориентировочные пропорции объемов нового ввода "обычных" и специализированных типов клубов в городах областей РСФСР, в % общего ввода "обычные" клубы общего профиля — около 50; специализированные профильные клубы:
- гастрольно-досуговый профиль (большой и малый залы, группа помещений для отдыха, танцев, развлечений) -- около 8;
- физкультурный и досугово-развлекательный профиль (помещения для танцев, отдыха, малый зал, помещения для физкультурно-оздоровительных мероприятий) — около 20;
- учебно-студийный профиль (малые залы, аудитории, помещения для отдыха, кружков) — около 5;
- кружково-студийный профиль (помещения для работы кружков, клубов по интересам, мастерские, помещения для отдыха) — около 17%.

Указанное разделение сугубо ориентировочно, и для более точных выводов по структуре клубного ввода в каждой конкретной области и городе необходимо увеличить "масштаб" рассмотрения.

Вместе с тем выделение профильных клубов даже в масштабе областей является нетривиальным фактом, свидетельствующим против единообразной типологии клуба общего профиля. Налицо культурное разнообразие, не покрываемое единым типом клуба.

Сельская сеть. Анализ сельской сети 71 административно-территориальной единицы РСФСР осуществлялся по сгруппированным данным статистической отчетности клубов за 1982—1985 гг. по тем же признакам, что и при разборе городских сетей. В качестве дополнительных были привлечены следующие характеристики: число кружков разных видов и занимающихся в них, число клубов в аварийном состоянии и ряд других.

Кроме того, в анализе сельской сети четыре клубные программы рассматривались дифференцированно для органи-зационно-поселенческих уровней районных домов культуры (РДК), сельских домов культуры (СДК) и сельских клубов (СК).

Таким образом, каждая область РСФСР (село) была описана в трех аспектах: морфологическом — показателями обеспеченности; потребительски-деятельностном — показателями активности посещений; организационном — показателями напряженности работы клуба. Методика разделения областей с высокими и низкими показателями, как и для городской сети, основывалась на выделении верхнего и нижнего квартилей.

Сельское население оказалось потребительски-активным (по высокому числу посещений на 1 жителя) в следующих 14 областях: Брянской, Белгородской, Волгоградской, Ивановской, Калужской, Кемеровской, Курской, Новосибирской, Пензенской, Ростовской, Рязанской, Тульской, Ульяновской, Смоленской, а также в трех АССР: Башкирской, Татарской, Чувашской.



Рис. 1. Типы клубных сетей в областях РСФСР
1 - неразвитая сеть; 2 - слаборазвитая; 3 - среднеразвитая; 4 - развитая; 5 - высокоразвитая


Низкие показатели активности имеют 10 областей: Амурская, Архангельская, Вологодская, Калининградская, Куйбышевская, Ленинградская, Московская, Мурманская, Пермская и Томская; пять АССР: Кабардино-Балкарская, Карельская, Коми, Северо-Осетинская и Чечено-Ингушская и два края: Приморский и Хабаровский. Остальная часть областей федерации достигла среднего уровня клубной активности.

Характерно положение "передовых" и "отстающих" областей на карте. Нечерноземье и Южно-Черноземный районы имеют в целом средний уровень, "отстающие" области тяготеют к северу, югу и востоку республики. Так, наименьшие показатели по сельской сети имеют Карелия, Ленинградская и Мурманская области, Хабаровский край. Невысоки показатели в автономных республиках Северного Кавказа.

При определении актуальности пополнения клубной сети и очередности ввода клубных зданий сопоставлялись показатели функционирования клубов с обеспеченностью местами в них. Такой подход позволяет избежать уравниловки ("всем сестрам по серьгам") и поставить объем нового ввода в зависимость от эффективности капиталовложений — ожидаемому приросту активности посещения объектов: высокая активность сельской сети при низкой и средней обеспеченности -- I очередь необходимого нового ввода, низкая активность при высокой и средней обеспеченности -- III очередь ввода, остальные области — II очередь.

Анализ имеющихся материалов позволяет разделить РСФСР на три такие группы областей.

В первую очередь необходимо строительство сельских клубов в Брянской, Волгоградской, Ивановской, Магаданской, Новосибирской, Ульяновской и Челябинской областях, Краснодарском крае, Башкирской, Якутской, Чувашской АССР, Ростовской и Читинской областях, т.е. в 18% единиц. В 73% территорий, т.е. 52 областях и краях, актуальность сельского строительства соответствует II очереди. Наконец, к III очереди развития сельской сети отнесены, как уже упоминалось, области с высокой и средней обеспеченностью при низкой активности и напряженности функционирования клубов. Это 11 единиц: Амурская, Архангельская, Волгоградская, Иркутская, Калининградская, Калининская, Кировская, Орловская, Саратовская, Сахалинская, Тамбовская области, Дагестанская АССР и Красноярский край.

Еще раз заметим, что данное разделение на очереди не является окончательным, так как оно учитывает состояние каждой области в целом и может нивелировать высокие и низкие показатели отдельных сельских районов. Такая нивелировка менее вероятна для обобщенных показателей развитых или отстающих областей. Для областей со средними значениями необходим более детальный анализ.

Основанием для выбора перспективных типов сельских клубов для разных областей РСФСР на различных уровнях обслуживания (районном, отдельного хозяйства, бригады, поселения) явились показатели фактической напряженности работы (числа мероприятий на клуб) по четырем описанным программам. Наибольшие по объему виды клубной деятельности, а также осуществляемые со значительной перегрузкой, должны получить помещения и соответствующие площади в первую очередь.

Было обнаружено, что в разных областях уровни клубной сети "напряжены" по-разному. Так, выявлены области, в которых высокая напряженность клубной работы ограничивается в основном уровнем районного центра и РДК, в других областях большую культурную нагрузку несет среднее и низшее звено — СДК и СК.

15 областей с преимущественной напряженностью работы РДК относятся, в основном, к средним и низким по активности посещений клуба. С другой стороны, 10 областей с преимущественной напряженностью работы СК и СДК (и более низкими значениями напряженности для РДК) поровну делятся между регионами с высокой и средней активностью населения. Иначе говоря, в сельских районах с хорошо поставленной работой клубов и активностью посещений опорными объектами являются более массовые — СДК и СК, и, наоборот, в районах с плохим и средним уровнем работы особая напряженность присуща единичным головным объектам — РДК, а низовая сеть СДК и СК работает хуже.

Согласно распределению напряженности по разным видам клубных программ (зрелищным, досуговым, информационным, кружковым), были определены территории с низкой, средней и высокой напряженностью клубной сети на трех уровнях (РДК, СДК, СК).

Часть областей имеет по всем программам весьма низкие показатели. Их доля: на уровне РДК -- 17%; на уровне СДК — 21%; на уровне СК — 25% всех областей. Выявленное соотношение (с некоторой долей условности) можно считать примерной долей клубного фонда с низкими показателями оборачиваемости места (напряженности работы). Характерно, что вероятность более низких показателей функционирования выше у более мелких и массовых объектов — СК.

Часть областей характеризуется средней или высокой напряженностью по всем видам программ: для уровня РДК -- 52%, СДК - 57%, СК - 62%. Это отношение также можно интерпретировать, как число "нормально" и выше среднего функционирующих РДК, СДК и СК.

Выявлены области РСФСР, в которых преобладают клубы с контрастными показателями функционирования на разных градостроительных уровнях. Например, кружки испытывают значительную перегрузку, но слабо посещаются танцевальные программы, или же успешно проводятся зальные мероприятия, но сильно отстают кружки. В таких особых ситуациях сложилась неравномерность потребительского спроса на клубные услуги. Как правило, эта неравномерность не связана с материальными условиями, а объясняется стихийными процессами роста и перераспределения посещаемости в связи с изменением культурных потребностей населения. Фактически в этих случаях уже произошла частичная (в рамках клубов общего профиля) специализация клубов. Пополнение такой сети должно вестись за счет новых типов клубов, в том числе и специализированных.

Указанные специализированные (с неравномерной загрузкой частей) клубы распределяются по уровням сети следующим образом: в районных центрах (РДК) -- 31%, на уровне Усадеб (СДК) - 22%, на уровне поселков (СК) - 13% областей РСФСР. Обращает на себя внимание снижение доли специализированных объектов при переходе к более периферийным и мелким объектам. Это соотношение в целом применимо и к клубному фонду. Результаты анализа функционирования клубов села в РСФСР можно продемонстрировать следующим °бразом:

Клубам с низкой напряженностью всех программ в целом отвечает существующая типология и типология клубов досу-гового типа. Здесь требуется сокращение состава и площадей помещений, универсализация основных помещений. Клубам с равномерной или же высокой напряженностью отвечает тип общего профиля с обычным или расширенным составом помещений. Такой состав должен применяться в 50--60% случаев, особенно на низших уровнях. Клубам с неравномерными показателями функционирования должны отвечать новые профильные объекты, не отвечающие существующему перечню типовых проектов. В составе таких клубов могут применяться также культурно-спортивные центры, молодежные, семейные и другие досуговые клубы.

Проведенный анализ позволил определить соотношение необходимого ввода среди профильных клубов. Их число условно принято за 100%. На уровне районного центра соотношение скорее всего имеет вид: зрелищные — около 25%, кружково-студийные — 35%, досугово-развлекатель-ные - 40%.

На уровне центральных усадеб число клубно-зрелищных объектов несколько увеличивается — примерно до 30%.

Напомним, что приводимые рекомендации относятся к областям в целом и касаются стратегии подбора и заказа проектов только на этом обобщенном уровне. Для выбора типа клуба для конкретного населенного пункта, или даже сельского административного района требуется более подробное рассмотрение, привлечение исходных данных иного "масштаба".

Сравнительный анализ городской и сельской сети. На материалах союзных республик было выявлено значение культурного уклада, т.е. преобладания показателей функционирования на селе (сельский уклад) или же в городах (городской уклад). При равнозначности таких показателей уклад оценивался как нейтральный.

Для определения аналогичных укладов на областном уровне основным показателем служила относительная активность посещения кружков по отношению к активности посещения культурно-массовых (зальных) мероприятий. Все области по этому отношению были разделены по уровням (высокому, среднему, низкому) отдельно по городам и отдельно по сельской местности (методики приведены выше).

В тех случаях, когда в городах зафиксирована высокая кружковая активность при низкой и средней на селе, мы имеем дело с центростремительной ориентацией развития клубных систем и городским укладом. Это 21 область (АССР, край): Дагестанская, Калмыцкая, Тувинская, Чечено-Ингушская, Чувашская, Краснодарский край, Астраханская, Владимирская, Волгоградская, Воронежская, Калининградская, Камчатская, Кировская, Новгородская, Новосибирская, Оренбургская, Орловская, Ростовская, Саратовская, Томская, Читинская.

При доминировании кружковой активности на периферии (село) фиксировалась центробежная ориентация или сельский уклад. Таких областей (АССР, краев) было выявлено 26: Башкирская, Кабардино-Балкарская, Карельская, Мордовская, Татарская, Алтайский, Хабаровский край, Белгородская, Вологодская, Горьковская, Ивановская, Иркутская, Костромская, Курская, Ленинградская (без Ленинграда), Московская (без Москвы), Мурманская, Пензенская, Пермская, Псковская, Рязанская, Сахалинская, Свердловская, Тульская, Ульяновская, Ярославская.

Остальные 24 области РСФСР имеют равнозначные уровни кружковой активности в городе и в селе, т.е. нейтральный уклад.

Проверка показала, что тип уклада не связан с фактической обеспеченностью клубными местами в сельской и городской сети каждой области (совпадение тенденций обнаружено лишь в 14 областях из 71).

Естественно предположить, что культурный уклад (в узком, указанном здесь смысле) отражает глубинные процессы становления клуба, косвенно фиксирует образ жизни и систему ценностей населения и является следствием долговременных миграционных процессов, неявных стадий урбанизации. Культурный уклад служит устойчивой характеристикой каждого региона, его неравномерность есть следствие глубинных сдвигов.

Если эта гипотеза верна, то направление, в котором должно проходить ближайшее развитие сети клубов области, определяется именно укладом, т.е. центростремительной или центробежной ориентацией. Если же гипотеза неверна, то новое строительство должно, наоборот, сглаживать, нивелировать различие укладов, создавая общий равномерный, стандартно-нейтральный уклад в каждой области. Согласно нашей гипотезе, "нейтральный" уклад является переходным, неустойчивым; если же эта гипотеза неверна, то он является целевым, а неустойчивы, наоборот, специфические ориентации.

Для проверки этой гипотезы по отношению к областям РСФСР было проведено сопоставление уровня обеспеченности местами (по городу и селу отдельно) и абсолютного уровня активности посещений по всем четырем программам клуба (в городе и на селе).

Как и прежде, это сопоставление квалифицировалось как способ определения очередности развития сети: если по своему рангу активность обгоняет обеспеченность, то это область I очереди развития сети; если, наоборот, низкая активность возникает при высокой обеспеченности, то это область III очереди развития сети; при одинаковых рангах -- II очередь.

Оптимизация клубной сети сельских районов. Сравнение средней обеспеченности села, проведенное по трем областям (Киевской, Пензенской, Тюменской), показывает, что наиболее высока она в районах Западной Сибири -- 263, и самая низкая — в Пензенской области — 225 мест на 1000 жителей (среднее по РСФСР). Киевская областная сеть занимает промежуточное положение: 241 место на 1000 жителей. Но вывод о лучшей обеспеченности Тюменского региона клубами был бы неправомерен. Здесь слишком велики колебания этого показателя — 44%, в столичной области УССР они значительно ниже — 33%(
Рис. 2.12) и для Пензенской области близки к четверти средней величины — 29%. Таким образом, рост показателя обеспеченности подчас сопровождается усилением неравномерности его распределения по районам. Это означает, что выводы, сделанные на основе единого, одинакового для всех регионов норматива обеспеченности, вряд ли правомерны. Показатель обеспеченности сильно связан с типом расселения, степенью концентрации селян на территории района, дробностью поселений. Определение дифференцированного показателя необходимой обеспеченности требует сопоставления значений показателей активности и существующей обеспеченности. Такое сопоставление показывает, что зависимости, построенные для трех областей, имеют достаточно сходную форму и состоят из трех (или двух) зон. На первой стадии в развивающей области (Тюмень) рост обеспеченности не влияет на активность посещения клубов. Потребность в развитии этой формы досуга пока отсутствует (для Тюмени приблизительно до 175 мест на 1000 жителей). В более развитых (в использовании клубов) Киевской и Пензенской областях такая ступень отсутствует.



Рис. 2. Диаграмма рассеяния показателей активности посещений клубов в районах Киевской области


Здесь, начиная с самых низких показателей, прирост обеспеченности приводит к стимулированию клубной активности населения. После определенного предела (для Пензы он равен средней по области обеспеченности, для Киева и Тюмени он несколько выше средней) прирост обеспеченности не подкрепляется ростом посещаемости клуба, а в областях РСФСР даже несколько падает.

Используемый здесь показатель обеспеченности является статистическим — он получается в результате деления общего числа мест в сельских клубах районов на все сельское население, т.е. в качестве обеспеченного здесь включено население сел и деревень, в которых клубы отсутствуют. Пересчет этого показателя на население сел, имеющих клубные здания, приводит к увеличению показателя на 10—30%. Использовать выявленные в этом разделе зависимости можно лишь для межрайонного сопоставления. Для определения необходимой обеспеченности сельского населенного пункта требуется специальный анализ.



Рис. 3. Диаграмма рассеяния показателей активности посещений клубов в районах Тюменской области


В чем же смысл таких существенных различий в уровне необходимой обеспеченности сельских районов рассматриваемых областей? Так, например, в Новгородской области система расселения достаточно традиционна, здесь большое число населенных пунктов имеет меньше полусотни жителей. Все это обусловливает рост показателей обеспеченности из-за убывания сельского населения. Здесь основные проектно-строи-тельные мероприятия должны быть направлены на реконструкцию сети, увеличение ввода новых типов малых клубов."

Тюменская область состоит из трех различных поясов, имеющих различные уклады и направления хозяйственного развития. В южной части области, более близкой по форме расселения к европейским областям РСФСР, налицо повышенные показатели обеспеченности и активности. В срединной зоне области — Ханты-Мансийском округе — под влиянием расширяющейся нефтедобычи происходит интенсивная урбанизация, приток мигрантов, изменяется (омоложается) демографическая картина. В этой части края при невысокой наличной обеспеченности довольно стабильны высокие показатели посещаемости клубов. Эта зона первоочередного строительства. Северная территория области — Ямало-Ненецкий
округ — находится лишь в начальной стадии промышленного освоения. Здесь население сконцентрировано в редкоочаговые поселения с большим числом жителей. При низкой обеспеченности здесь невысокие показатели активности.



Рис. 4. Взаимосвязь активности и обеспеченности для Киевской (а), Тюменской (б) и Пензенской (в) областей


Киевская и Пензенская области относятся к равномерно-сплошному типу расселения. Но, если для Пензенской области целесообразно сохранить уровень обеспеченности, близкий к существующему, то для столичной области УССР он должен возрасти приблизительно в 1,5 раза. В Киевской области особенно актуально развитие клубной сети пригородных районов. Здесь уместно как развитие мелких специализированных или досуговых клубов, так и строительство крупных базовых объектов (типа культурно-спортивных центров, клу-бов-гастрольных площадок).

Вторым по значимости фактором, влияющим на посещаемость клубной сети сельских районов, является удаленность, от областного центра. Анализ показал, что эта зависимость имеет различную направленность и силу. Так, для высокоурбанизированной Киевской области контраст показателей пригородных и периферийных районов достаточно высок — периферия почти в 2 раза активнее посещает клубы.



Рис. 4. Взаимосвязь активности посещения клубной сети и удаленности от областного центра сельских административных районов в Киевской (1), Тюменской (2) н Пензенской (3) областях


Для Тюменской области характер этой зависимости существенно различается для южных и северных районов. На аграрном юге зависимость активности от радиуса удаления областного центра прямая: чем дальше, тем население активнее (коэффициент ранговой корреляции по Спирмену довольно высок: 0,65, что значимо на 1%-м уровне). Зависимость для районов, входящих в национальные округа — обратная, более северные районы менее активны (коэффициент ранговой корреляции также высок: - 0,5 и значим на 5%-м уровне).

Кроме влияния областного центра — Тюмени — была проверена роль в функционировании клубной сети второго по величине в области города — Сургута. Анализ не выявил значимого влияния на клубную активность сельских районов этой нефтяной столицы Тюменского Севера. Еще меньшее влияние на сельское население этого региона оказывают окружные центры — Салехард, Ханты-Мансийск и второй большой город Тюменского Приобья — Нефтеюганск.

Оригинально распределены показатели посещаемости клубов в Пензенской области. Здесь в пределах пригородной зоны (20-30 км от центра) происходит рост показателей посещаемости, а к периферии частота посещения сельских клубов падает. Такая связь несколько неожиданна, она противоречит сельскому укладу, зафиксированному на уровне областных показателей, и потребует в дальнейшем теоретического осмысления.

Рассмотрим особенности клубного потребления по четырем видам программ: лекциям, танцам, спектаклям и кружкам. Анализ показывает, что не только объем посещения падает с удалением от центра, но меняется вся структура клубного потребления: в 1,5 раза падает значение пассивно-лекционных занятий, развлекательно-танцевальная активность более развита в срединной зоне. Здесь доля посещения танцев несколько выше, чем на юге и более чем в 1,5 раза выше, чем на севере. Доля посещаемости спектаклей (гастрольных и самодеятельных) в структуре клубных посещений уменьшается при движении на север ровно в 2 раза. Кружки менее всего посещаются в зоне наиболее активного промышленного освоения и нефтедобычи. В Ханты-Мансийском округе они занимают лишь 1/4 всего объема посещений, в то время как на самом севере их значение превышает половину всех посещений.

Похожие статьи:
Развитие типов клуба

Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Проектирование клубов

Статьи по теме:





Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум