Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Лесосечные работы

Количество рейсов в смену


Количество рейсов в смену

Числитель этого выражения представляет собой «чистое» время работы трактора на трелевке, а знаменатель т.е. время одного рейса.

Подавляющее большинство хронометражных наблюдений, которые проводились и проводятся на лесосеках различными институтами, нормативными бюро, леспромхозами, относятся именно к фотохронометражу времени рейса трактора. Ритм работы комплексных бригад, производительность тракторов и организация труда рабочих связаны с количеством рейсов трактора.

Продолжительность смены Т при расчетах берется равной 480 мин при восьмичасовом рабочем дне. Однако следует иметь в виду, что действующие нормы выработки составлены для семичасового рабочего дня (Г = 420 мин). Поэтому прямое сравнение расчетных и нормативных показателей производить нельзя. На восьмичасовой рабочий день нормы выработки пересчитывают по нормам времени. Например, норма времени на трелевку в заданных условиях 0,368 чел-ч на 1 м3, отсюда норма выработки при двух рабочих за 8 ч равна 43,5 м3.



Рис. 1. Затраты времени в зависимости от количества хлыстов в пакете:
I — средние на формирование воза; II — для лучших бригад; III — средние на, отцепку воза; IV — для лучших бригад; А — рекорд на формирование воза из пяти хлыстов; в - рекорд на отцепку воза из пяти хлыстов

Время т затрачивается на подготовительно-заключительные работы, в состав которых входит- ежесменный технический уход, т.е. осмотр и проверка трактора, подтяжка креплений, смазка, заправка горючим, водой, запуск двигателя, перегон от места стоянки к месту работы бригады, а после окончания смены — перегон к месту стоянки и сливание воды в морозное время. Время т находится в пределах от 10 мин до 1 ч, в зависимости от состава выполняемых работ, который в свою очередь зависит от состояния трактора, сезона, квалификации тракториста. Официальный норматив на подготовительно-заключительные работы установлен 44 мин на смену.

Затраты времени на формирование воза зависят от многие факторов: от рейсовой нагрузки, т.е. от числа хлыстов (деревьев) в пакете и их объема, правильности повала деревьев, глубины снега, запаса древесины на 1 га, качества и конструкции чокеров. Выше отмечалось, что наиболее устойчивым показателем является количество хлыстов (деревьев) в пакете. Оно, как правило, не мене 6 и не более. На рис. 1 показаны полученные лабораторией технологии лесосечных работ ЦНИИМЭ зависимости затрат времени на формирование воза от числа хлыстов в пакете. Кривая характеризует средние затраты времени при массовых наблюдениях, кривая II- те же затраты, но для лучших комплексных бригад и точка А — рекордный показатель для пакета из пяти хлыстов, полученный во время профессионально-спортивных соревнований лесозаготовителей Центра и Севера в Крестецком леспромхозе.

Если общее время на формирование пакета с увеличением числа хлыстов в пакете увеличивается, то удельное время на один хлыст, наоборот, уменьшается. Это объясняется тем, что время на растаскивание троса и сбор воза распределяется в этом случае на большее число хлыстов (деревьев).

На скорость порожнего трактора при переходе его к месту сбора воза влияет расстояние пробега. Значительная разница в скорости (от 35 до 65м/мин) имеет место при коротких расстояниях трелевки. Это объясняется тем, что скорость не успевает установиться. При расстояниях трелевки 300 м и более скорость порожнего хода при удовлетворительном состоянии волока достаточно устойчива: 85-100 м/мин (5-6 км/ч) для тракторов ТДТ-75 и 100-120 м/мин (6-7,5 км/ч) для тракторов ТДТ-40М.

Скорость движения трактора с грузом зависит от состояния волока и объема воза. По данным наблюдений, средняя техническая скорость движения трелевочных тракторов с грузом находится в пределах 30-65 м/мин (1,8-4 км/ч).

Хотя перемещение трактора с грузом и является основным содержанием операции трелевки, т.е. под трелевкой именно и понимается перемещение древесины от пня до лесовозной дороги, удельный вес по времени грузового хода трактора в общем балансе невелик, 19-25%, а общее транспортное время занимает 32-40% времени рейса трактора.

С увеличением мощности трактора удельный вес как на грузовой, так и на порожний ход снижается. Так, по данным лаборатории технологии лесосечных работ и лаборатории нормирования ЦНИИМЭ, транспортное время при трелевке на расстояние до 300 м для тракторов ТДТ-40М составляет в среднем 31%, для тракторов ТДТ-75-28% и для Т-100-20%. Это объясняется тем, что по мере увеличения объема воза увеличивается и время на его формирование.

Время на отцепку хлыстов 4 зависит от количества хлыстов в пакете. Существующие нормативы на отцепку воза — 3-4 мин на рейс. Время отцепки воза зависит также от объема хлыстов. В среднем на один хлыст объемом 0,25 ж3 затрачивается 0,28 мин, на хлыст объемом 0,55 м3-0,42 мин и на хлыст объемом 0,75 м3-0,45 мин.

Похожие статьи:
Основные принципы выбора расчетных деревьев

Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Лесосечные работы

Статьи по теме:





Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум