Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Общественные здания

Композиция клубных здании и их интерьер


Композиция клубных здании и их интерьер

Основной принцип композиционного построения здания клуба состоит в организации взаиморасположения зрелищной и клубной частей, которые должны быть достаточно разобщены для независимого использования и в то же время удобно связаны между собой. Во внутреннем и внешнем построении здания, несмотря на разнородность. его частей, должно быть достигнуто единство архитектурной композиции и масштабности.

Создание архитектурного образа здания-важная и сложная задача. Клуб является значительным общественным зданием-центром культуры того или иного жилого образования. Его архитектура должна быть эмоционально насыщенной, выразительной.

Особые требования предъявляют к сельским клубам, так как клуб в селе- это и театр, и концертный зал, и кинотеатр, и место культурного общения и отдыха. Клубу принадлежит ведущая роль в застройке центра села.

На выбор объемно-пространственной композиции зданий клубов решающее влияние оказывают тип и вместимость клуба, градостроительные и климатические условия места строительства.

Крупные клубы или дома культуры, особенно при большой вместимости зала, имеют расширенный состав помещений, поэтому их внутренняя, а следовательно, и внешняя структура более развиты. В таких клубах логична сложная объемная композиция, выявляющая различные функциональные зоны. Для клубов средней вместимости характерна более простая композиция, а для небольших клубов-компактная. Однако для южных районов возможны решения со сложным планом, когда отдельные функциональные зоны клуба группируются вокруг внутреннего дворика.

При всем разнообразии возможных композиционных решений клубных зданий можно выделить два основных принципа взаиморасположения зрительного зала, фойе, вестибюля и клубных помещений.



Рис. 1. Пример компоновки Дома культуры из отдельных объемно-планировочных блоков:
а-план; б-варианты компоновок




Рис. 2. Сельский Дом культуры с залом на 400 мест




Рис. 3. Сельский клуб с залом на 200 мест




Рис. 4. Клуб с залом на 500 мест и внутренним двором


Первый принцип-зрительный зал расположен продольной осью перпендикулярно фасаду. При этом возможны следующие варианты: вестибюль примыкает к торцу зала, фойе размещено над ним на втором этаже, клубные комнаты расположены вдоль одной из продольных сторон зала в двух уровнях; фойе находится на первом этаже, примыкая к продольной стороне зала, клубные помещения над вестибюлем и фойе, как с торца, так и с продольной стороны зала. Преимуществом этого решения является расположение фойе в уровне зрительного зала, недостатком-некоторая трудность в решении главного фасада (со стороны входа), на который выходят мелкие клубные помещения.



Рис. 5. Проект клуба с залом на 400 мест:
1 — вестибюль; 2-зрительный зал; 3-кружковые; 4-библиотека-читальня; 5-кабинет директора; 6-фойе; 7-малый зал


Второй принцип-зрительный зал расположен продольной осью параллельно фасаду. При этом возможны следующие варианты: со стороны главного фасада находятся вестибюль и фойе, клубно-кружковая часть помещений примыкает к торцу зала со стороны сцены, располагаясь в двух уровнях; со стороны главного фасада размещен зрительный зал, вестибюль примыкает к его торцу, а фойе расположено вдоль продольной стены с заднего фасада; кружковые помещения находятся на втором этаже над вестибюлем и фойе. В первом случае кружковые комнаты удобно связаны со сценой. Недостатком решения является проходное фойе, которое во время работы зала в качестве кинотеатра не может быть использовано как самостоятельное помещение. Этот недостаток устраняется в том случае, если фойе располагают на втором этаже, а зал проектируют амфитеатральным со входами из вестибюля и фойе. Во втором случае фойе при необходимости может быть использовано в качестве дополнительного клубного помещения независимо от зала.



Рис. 6. Проект клуба с залом на 400 мест:
1-вестибюль; 2-фойе; 3-зрительный зал; 4- сцена; 5-кружковые; 6-артистические; 7- библиотека




Рис. 7. Проект клуба с залом на 400 мест:
1-вестибюль; 2-фойе; 3-зрительный зал; 4-кружковые; 5-малый зал; 6- библиотека




Рис. 8. Городской клуб с залом на 500 мест:
1 — эстрада; 2-зрительный зал; 3- фойе; 4-вестибюль; 5-аудитория; 6- комната для занятий с детьми; 7 — артистические; 8 — склады; 9 — кружковые; 10 — читальный зал; 11 — буфет с подсобными; 12-выставочный зал; 13- гостиная; 14-киносветопроекционная; 15-звукоаппаратная




Рис. 9. Городской клуб с залом на 400 мест:
1-вестибюль; 2 — гардероб; 3 — санузлы; 4 — курительная; 5 — администратор; 6-кулуары аудитории; 7 — аудитория; 8 — зрительный зал; 9 — склад бутафории и мебели; 10 — сцена; 11, 12- служебные помещения; 13 артистическая; 14 — костюмерная; 15 — мастерские; 16 — кладовая




Рис. 10. Сельский клуб с залом на 200 мест (типовой проект)


Изложенные выше приемы композиции не всегда встречаются в чистом виде. Если для крупных клубов характерно развитое многоплановое решение внутреннего пространства, то в маленьких клубах чаще встречаются решения интерьеров единым перетекающим пространством, когда между отдельными помещениями нет жестких границ. Однако при всех возможных вариантах решений должно быть достигнуто единство внутреннего пространства и характера интерьеров с внешним обликом здания. Это важнейшая задача композиции.

Образ клуба складывается во взаимосвязи с его архитектурным и природным окружением, в соответствии с той ролью, которая принадлежит клубу в конкретной застройке.

Образной трактовке клубных зданий должна быть присуща значительность и в то же время демократичность. В решении этой задачи участвуют скульптурные композиции и другие элементы монументально-декоративного искусства, озеленение и благоустройство участка с включением малых архитектурных форм, художественно выполненных рекламных стендов, вечернее освещение и др.

Решение образной задачи относится не только к внешнему облику здания клуба, но и к решению интерьера. При сравнительно скромных размерах отдельных помещений, особенно в небольших клубах, некоторые из них, например вестибюль, фойе, гостиные, следует группировать, благодаря чему при проведении различных клубных мероприятий их можно объединять, создавая ощущение простора. Применение в интерьере в качестве конструктивных отделочных материалов дерева, естественного камня, кирпича, включение в интерьер зимнего сада или использование декоративных растений придает помещениям клуба выражение уюта и теплоты, а использование живописи, пластики, витражей позволяет создать праздничный и торжественный образ.

Похожие статьи:
Конструктивные решения вспомогательных здании

Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Общественные здания

Статьи по теме:





Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум