Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Проектирование дорог

Конструирование дорожной одежды и обочин


Конструирование дорожной одежды и обочин

Поверхность дорожного полотна состоит из проезжей части, краевых полос, обочин и откосов.

Ширину дорожной одежды назначают в зависимости от интенсивности движения и по категориям дороги согласно СНиП П-Д5-72. Поверхности дорожной одежды придают поперечный уклон для обеспечения быстрого и полного стока воды. Величину поперечного уклона назначают в зависимости от ровности поверхности; она не должна быть чересчур мала, чтобы на поверхности не задерживалась вода, уменьшающая сцепление колес с поверхностью дороги, и не должна быть чрезмерно велика, чтобы не создать опасности поперечного заноса автомобилей (движения юзом) при резком торможении и скользком (обледеневшем) покрытии. Величины рекомендуемых поперечных уклонов проезжей части приведены в таблицах 34 и 35. В первой из них указаны уклоны в зависимости от материала покрытия на прямых участках и на кривых с радиусом больше 2000 м. В табл. 33 приведены поперечные уклоны на виражах в зависимости от крутизны кривой.

Для сохранения прочности краев покрытия и повышения безопасности движения вдоль кромок проезжей части дорог I и II категории устраивают укрепленные краевые полосы шириной со стороны обочин по 0,5 м и со стороны разделительной полосы 0,75 м. При неблагоприятных климатических, грунтовых и гидрогеологических условиях укрепленные краевые полосы устраивают и на дорогах III технической категории.

Укрепляют краевые полосы бетонными плитками, щебеночными или гравийными материалами, обработанными вяжущими .или установкой бортовых камней. По цвету краевые полосы должны отличаться от проезжей части, а их поверхность должна быть менее ровная, чтобы исключить возможность использования их для проезда. Прочность укрепленных полос может быть меньше прочности дорожной одежды, но достаточной для того, чтобы въезд на них одиночных автомобилей не вызывал их разрушения.

Обочины на дорогах I и II категорий имеют ширину по 3,75 м, включая укрепленные краевые полосы, а на дорогах III, IV и V категорий соответственно 2,5; 2 и 1,75 м. Верхний слой грунта обочин рекомендуют отсыпать из грунтов оптимального состава. При необходимости можно устраивать укрепленные обочины с покрытием из щебня, гравия или грунта, обработанного вяжущими материалами, или с засевом трав. Поперечный уклон поверхности обочин равен 40—60%0.

Основание рекомендуют делать шире покрытия на 0,5 м с каждой стороны с целью повысить прочность дорожной одежды v кромок.

При устройстве основания Дорожной одежды из пористых материалов (щебня, гравия, песка) на суглинистых и глинистых грунтах во II и III дорожно-климатических зонах Должны быть предусмотрены подводящие воду к воронкам дренажные устройства для выпуска воды за пределы дорожного полотна.

Рис. 2. Пример дренирования пористого основания дорожных одежд с помощью дренажных воронок:
1 — корыто под дорожной одеждой; 2 — обочины; 3 — воронки; 4 — дренажные трубы; 5 —засыпка труб из песка, гравия или щебня; 6 — дерн, уложенный травой вниз; 7—грунт обочин; 8 — укрепленные лотки в местах выпуска воды из дрен; 9 — продольные лотки.

Выпуск воды из дренирующих слоев дорожной одежды может быть выполнен различными способами:
1. Устройством сплошного песчаного слоя на всю ширину земляного полотна.
2. Устройством поперечных воронок с укладкой в них трубо-фильтров или труб керамических, асбоцементных и других диаметром 8—10 см.

Приток воды к поперечным дренажам обеспечивают уклонами поверхности грунта в основании под дорожной одеждой. Поперечные уклоны делают равными 30%о. Продольные уклоны обеспечивают устройством ровиков глубиной до 12 см вдоль кромок проезжей части с уклоном 5—:10%о. В ровики укладывают дренажные трубы, собирающие воду и отводящие ее к поперечным сбросам.

Поперечные сбросы устраивают во всех местах вогнутого перелома продольного профиля и в промежутках между ними: при заполнении продольных ровиков дренирующим материалом — через 8—10 м, а при укладке продольных водосборных труб — через 50—100 м.

На откосах насыпей в местах выпусков поперечных дренажных труб устраивают укрепленные лотки для того, чтобы предотвратить размыв откоса стекающей водой.

В зависимости от грунта земляного полотна (супесь, суглинок, глина), от наличия карьеров местных материалов вдоль трассы (щебень, гравий, песок) и условий их разработки устанавливают конструкции оснований и требуемую по расчету общую толщину дорожных одежд на отдельных участках дороги с учетом интенсивности движения на этих участках.

Для каждой назначенной конструкции определяют потребность в материалах на 1000 м2, или на 1 км дорожной одежды. Каждая конструкция обозначается определенным индексом или номером. На продольном профиле и в ведомости дорожной одежды точно указывают границы применения каждой из разработанных конструкций.





Похожие статьи:
Исполнительные чертежи

Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Проектирование дорог

Статьи по теме:





Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум