Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Развитие дорожного строитеьства

Конструкция одежд на римских дорогах


Конструкция одежд на римских дорогах

Аппиева дорога, участок которой сохранился вблизи от Рима, явилась эталоном, по которому впоследствии составили впечатление о римских дорогах.

Византийский историк Прокопий Кесарийский (V в. н. э.) следующим образом описывал Аппиеву дорогу спустя почти 850 лет после ее постройки: «Аппиева дорога длиной в пять дней пути для идущего без багажа человека, она ведет из Рима в Капую. Ширина этой дороги такая, что на ней могут разъехаться две встречные повозки, и из всех дорог она наиболее замечательная. Весь камень для нее, являющийся таким же, как в жерновах, и твердым по природе, Аппий выламывал и привозил сюда изделия из другой области. В этой стране его нигде нет. Сделав эти камни гладкими и ровными и по краям прямоугольными, он плотно положил их один к другому, не проложив внутри ни цементом, ни чем-либо другим. Они так плотно приложены друг к другу и как’ бы слиты, что для смотрящих на них казались… сросшимися между собой. И несмотря на то, что в течение столь долгого времени по ней ежедневно проезжало много телег и проходило всякого рода животных, их порядок и согласованнось не были нарушены и ни один из камней не был испорчен и не стал меньше, а тем более не потерял ничего из своего блеска».

Столь тщательная выкладка покрытий из больших каменных плит, вырубленных из базальта, многогранных и прямоугольных, укладывавшихся относительно правильными поперечными рядами, но без перевязки продольных швов (рис. 2.5), характерна для пригородных участков дорог и улиц больших городов Северной Африки (Карфаген, Антиохия, Алеппо, Эфезус), по которым происходили торжественные шествия. В удалении от Рима покрытия на сохранившихся участках Аппиевой и Фламиниевой дорог более похожи на мостовую из крупных камней.

Описание римских дорог было дано также Плутархом. В жизнеописании Гая Гракха (153—121 гг. до н. э.) говорится, что «более всего занялся он исправлением дорог, приложив старания, чтобы в них польза была соединена с приятностью и красотой. Дороги проводимы были прямые по местам твердым, устилаемы обтесанным камнем и утверждались насыпным песком. Лощины, которые пересекались рытвинами и протоками, были засыпаемы и соединяемы мостами; между тем возвышения с обеих сторон были сравниваемы и принимали ровный и приятный вид. …По обеим сторонам дороги поставил… камни…, дабы путешествующие верхами могли удобнее влезать на лошадей, не нуждаясь в подставке или посторонней помощи.

Рис. 1. Вымощенная крупными плитами дорога в Помпее

К строительству римских дорог, как и вообще к строительству в рабовладельческих государствах, полностью относятся цитируемые К. Марксом слова Р. Джонса, что благодаря исключительному праву распоряжаться избытками рабочей силы у правителей создавалась возможность выполнения исключительно больших и трудоемких работ. «При установке колоссальных статуй и переноске огромных тяжестей, что вызывает изумление, расточительным образом применяли почти исключительно человеческий труд. Для этого достаточно было большого числа рабочих и концентрации их усилий». Это заставляло руководителей строительств приспосабливать технологию работ к выполнению их неквалифицированными исполнителями, от которых можно было требовать только физической силы.

Долгое время было распространено мнение о чрезмерной капитальности и однотипности конструкции одежд на римских дорогах. Его истоки идут к Н. Бержье, использовавшему при описании римской дороги, обнаруженной в г. Реймсе, терминологию, примененную Марком Витрувием в книге «Об архитектуре» для конструктивных слоев каменных полов. Считалось, что римские дороги обязательно имели четыре слоя. Нижний слой (statumen) состоял из двух рядов крупных камней, уложенных плашмя на известковом растворе. Выше были расположены камни размером с кулак (rudus), затем слой бетона из камней величиной с орех (nucleus) и, наконец, верхний слой гравия с песком (summa crusta) или каменные плиты (summa dorsum).

Следует отметить, что это описание было сделано совершенно формально, так как сам М. Витрувий ни разу не упоминает в книге слово «дорога». Тем не менее на основе конструкции дорожной одежды, исследованной Н. Бержье, и описания полов в книге М.Витрувия возникло гипотетическое представление о «типовой конструкции» римской дороги, часто встречающееся в литературе. Оно предполагает наличие в одеждах римских дорог слоев бетона или камней, связанных бетоном.

Рис. 2. Примеры конструкций дорожных одежд на римских дорогах:
а — в — дороги в окрестностях г. Реймса, описанные Н. Бержье; г, д и е — дороги в районе г. Кельна; ж — дорога в Британии вблизи от г. Редстока; з — дорога на Нижнем Рейне; и — улица Св. Якова в Париже (толщины слоев не указаны):

Рис. 3. Поперечные профили занесенных грунтом римских дорог:
1 — поверхность грунта; 2 — мощеный булыжным камнем лоток; 3 — крупные камни; 4 — гравий; 5 — боковые каменные лотки; 6 — подпорные стенки; 7 — лотки; 8 —- известняковый гравий; 9—известняковые плиты; 10—болото

слойки уплотненного суглинка могут быть остатками грязевого слоя, покрывавшего дорогу до ремонта. В пределах Италии нижние слои дорожных одежд могут относиться еще к периоду этрусков, а верхние — быть уложенными позднее, в XV—XVI в в., когда после феодальной разрухи начался новый этап дорожного строительства.

Грязевые прослойки, разделяющие отдельные слои каменных одежд, хорошо видны на рис. 2., и, изображающем конструкцию дорожной одежды, обнаруженной инж. Вакэ (Vacquer) при раскопках на улице Св. Якова в Париже, совпадающей с римской дорогой в г. Лютеции — предшественнике Парижа.

Нельзя считать конструкции каждой из римских дорог неизменными в период всей их многовековой службы. Верхние покрытия из базальтовых плит в ряде случаев укладывали спустя много лет после постройки дорог. Подтверждением этому является надпись, высеченная на указывающем расстояние столбе, который установлен в 216 г. н. э. (через 530 лет после постройки дороги) на 71-й миле Аппиевой дороги. После перечисления многочисленных титулов императора Аврелия Антонина (Каракаллы) надпись заканчивается фразой «…Дорогу, которую прежде бесполезно мостили известняковым камнем, он покрыл новыми плитами способом, который будет более удобен для путников, и сделал это за свои деньги на протяжении 21 мили». Тит Ливий, говоря о мощении улиц в Риме в 174 г. до н. э., отмечал, что вне города дороги покрыты гравием. Это также подтверждает более позднюю укладку на них покрытий из плит.

Рис. 4. Постройка мостовой на Аппиевой дороге (гравюра Пиранези, 1784 г.)

В какое время укладывали каждый из слоев одежды на римских дорогах, установить практически невозможно. В отдельных случаях этому могли бы помочь лишь случайно найденные при разры-тиях потерянные монеты или несгнившие обломки древесины, которые можно подвергнуть радиоуглеродному анализу. Тем не менее дорожные одежды, даже учитывая постепенность их создания, имели избыточно большую с современных точек зрения толщину.

На плотных грунтах слои каменных материалов — гравия, естественного щебня — укладывали непосредственно на поверхность грунта, заполняя пустоты между ними местным грунтом или погружая в грунт каменную шашку или булыжник, как это делается теперь при постройке мостовых. Очень часто это были простые мостовые из булыжных камней, не подбираемых по крупности, добываемых в местных каменоломнях. На слабых грунтах отрывалось корыто, на дно которого плашмя укладывали каменные плиты. В Англии в районах выплавки железа в дорожных одеждах были обнаружены сцементировавшиеся слои шлака. Конструкция дорожных одежд не была постоянной и менялась часто на коротком расстоянии. В этом отношении интересна изображенная на рис. 4, а конструкция одежды на главной улице бывшего римского города Магна в Херфордшире (Англия), на которой посередине проезжей части проложена продольная канавка, укрепленная мелким булыжником на растворе, по краям выложены подпорные стенки из каменных блоков, а сбоку дороги устроены лотки из каменных плит.

Конструкции одежд на городских улицах были аналогичны загородным, но на них обязательными были покрытия из каменных плит. Под тротуарами главных улиц прокладывались «клоаки» (cloaca) — перекрытые плитами канавы для стока нечистот и дождевых вод. Страбон отмечал как крупную ошибку строителей г. Смирны, «что при облицовке камнем улиц они не провели под ними подземных сточных каналов, поэтому нечистоты покрывают поверхность улиц, в особенности же во время дождей, когда клоаки переливаются через край.

В Риме «клоаки, выведенные сводом из плотно пригнанных камней, оставляют даже достаточно пространства для проезда возов с сеном. Водопроводы подают такое огромное количество воды, что через город и по клоаке текут настоящие реки».





Похожие статьи:
Земляное полотно и дорожные одежды

Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Развитие дорожного строитеьства

Статьи по теме:





Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум