Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Изготовление вентиляционных систем

Конструкция воздуховодов и фасонных частей


Конструкция воздуховодов и фасонных частей

Воздуховодами называют объемные элементы, имеющие в поперечном сечении круглую или прямоугольную форму, предназначенные для перемещения воздуха или других газов.

Воздуховоды состоят из прямых участков и фасонных частей различного назначения. Воздуховоды с фасонными частями, соединенные между собой в определенной последовательности, образуют вентиляционную сеть; воздуховоды, совмещенные с оборудованием и сетевыми деталями,— вентиляционную систему или вентиляционную установку.

Наибольшее распространение (до 65—70%) имеют круглые воздуховоды. При изготовлении круглых воздуховодов, имеющих одинаковые аэродинамические характеристики с прямоугольными воздуховодами, расходуется меньше металла и трудовых усилий. Поэтому во всех случаях следует отдавать предпочтение воздуховодам круглого сечения. Прямоугольные воздуховоды применяют в административных, культурно-бытовых и общественных зданиях, а также в некоторых промышленных сооружениях исходя из архитектурных и эстетических требований.

В зависимости от материала, из которого изготовлены, воздуховоды делятся на металлические и неметаллические, при этом металлические воздуховоды составляют 95—97% всех воздуховодов. Для экономии металла следует применять, где это возможно, неметаллические воздуховоды. В соответствии со СНиП 2.04.05—86, для жилых и общественных зданий, а также вспомогательных зданий и помещений предприятий следует предусматривать воздуховоды из неметаллических материалов.

В связи с большой потребностью в вентиляционных воздуховодах и с целью уменьшения трудовых затрат воздуховоды, как правило, изготовляют индустриальными методами. Для этого была проведена большая работа по их унификации и типизации, т. е. по уменьшению и доведению типоразмеров и марок воздуховодов и их фасонных частей до небольшого числа.

Металлические воздуховоды. В настоящее время воздуховоды и фасонные части изготовляются определенных размеров, установленных нормалями и строительными нормами. Госстрой СССР утвердил временные строительные нормы Минмонтажспецстроя СССР «Проектирование и применение воздуховодов из унифицированных детален ВСН 353-86», в которых приведены размеры унифицированных воздуховодов круглого и прямоугольного сечений и их деталей, а такл<е «Временную нормаль на металлические воздуховоды круглого сечения для систем аспирации». Этими нормами следует руководствоваться при проектировании и монтаже систем вентиляции, воздушного отопления и кондиционирования воздуха, а также систем аспирации и пневмотранспорта.

В соответствии со СНнП 2.04.05—86 и ВСН 353-86 воздуховоды круглого сечения должны иметь следующие наружные диаметры, мм: 100, 125, 160, 200, 250, 315, 355, 400, 450, 500, 560, 630, 710, 800, 900, 1000, 1120, 1250, 1400, 1600, 1800 и 2000. Для систем аспирации и пневмотранспорта сохраняются те же размеры воздуховодов— от 100 до 1600 мм, но добавляются размеры 110, 140, 180, 225 и 280. Площади поверхности прямых участков воздуховодов и заглушек приведены в табл. 4.

Сеть воздуховодов следует компоновать из унифицированных деталей — прямых участков, отводов, переходов, заглушек и узлов ответвлений. Длина прямых участков обычно составляет 2500, 3000, 4000, 5000 и 6000 мм. По конструктивным и технологическим соображениям допускается изменение длины прямого участка.

Узлы ответвлений круглого сечения необходимо выполнять из прямых участков с одной или двумя врезками, переходов и заглушек по схемам, приведенным на рис. 35, а. Узлы ответвлений по схеме II следует применять на участках воздуховодов, определяющих общее аэродинамическое сопротивление сети. Во всех остальных случаях надлежит применять узлы ответвлений по схеме.

Врезка в магистральный воздуховод ответвлений сечением, равным сечению этого воздуховода, не допускается. Сочетания размеров сечений (диаметров) ствола и ответвлений узлов ответвления следует применять в соответствии с ри”. 35 и табл. 5. Врезку, как правило, необходимо выполнять высотой h — 100 мм. Минимальное расстояние I от врезки до торца прямого участка составляет 50 мм.

Изготовление воздуховодов с размерами, отличающимися от размеров, принятых в указанных выше нормалях, крайне нежелательно. В этом случае разметка металла при их изготовлении выполняется не по типовым шаблонам, а вручную со сложными построениями, снижающими производительность труда рабочих. Все типовые детали вентиляционных систем — фланцы, бандажи, воздухораспределители, дефлекторы и т. п. имеют стандартные размеры для присоединения их к воздуховодам.

Рис. 1. Схемы образования узлов ответвления круглого (а) и прямоугольного (б)

Воздуховоды должны обладать герметичностью н иметь достаточную прочность. Внутренняя поверхность воздуховодов должна быть гладкой для уменьшения потери давления на трение.

По способу соединения металлических листов воздуховоды подразделяются на фальиевые и сварные; по конструкции — на прямошовные, спирально-замковые и спирально-сварные. Наибольшее распространение имеют прямошовные воздуховоды, получившие свое название из-за прямых швов, с помощью которых соединяют на

фальцах или сварке кромки листов металла при изготовлении воздуховодов.

Воздуховоды круглого сечения со спирально-сварным швом изготовляют диаметром 100—2000 мм, со спирально-замковым швом — диаметром 100—1600 мм, длиной до 6 м на специальных станах. Спирально-замковые воздуховоды делают из стальной холоднокатаной ленты, черной или оцинкованной, толщиной 0,5—1 мм, шириной 100 мм; в станах старой конструкции применяют ленту шириной 125, 130 и 135 мм. Для предупреждения коррозии металла в швах ленту до поступления в формующую головку стана грунтуют.

Спирально-сварные воздуховоды имеют следующие преимущества: повышенную жесткость и плотность соединения по сравнению с прямошовными и спирально-замковыми воздуховодами; длину до 6 м и более, что очень важно при строительстве крупных объектов, где воздуховоды изготовляют непосредственно на месте монтажа; хороший внешний вид. Недостатком таких воздуховодов является то, что около 12—15% металла расходуется на образование фальцевого типа. Спирально-сварные воздуховоды делают из.стальной.горячекатаной ленты 0,8— 20 мм. После того как на стане будет сформирован круглый воздуховод, его стык сваривают нахлесточным швом сварочным полуавтоматом. Величина нахлестки не должна превышать 10 мм. Освоено изготовление воздуховодов из металла толщиной 0,7—1,4 мм методом сварки по отбортовке. Спирально-сварные воздуховоды являются наиболее перспективными и масштабы их применения все время увеличиваются.

В последнее время стали выпускать круглые воздуховоды из алюминиевой или стальной фольги диаметром до 500 мм. Такие воздуховоды успешно применяют на таких участках вентиляционных сетей, где использовать обычные жесткие воздуховоды трудно, например для присоединения воздухораспределителей потолочного типа в системах приточной вентиляции и кондиционирования воздуха, соединения опусков с местными отсосами or технологического оборудования и т. п.

Воздуховоды прямоугольного сечения следует принимать с размерами наружных сечений, мм: 100X150, 150X150, 150X250, 150X300, 250X250, 250×300, 250Х: 1X400, 250X500, 400X400, 400X500, 400X600, 400X800, 600X500, 500X600, 500X800, 500X1 ООО, 600X600, 600Х Х800, 600ХЮ00, 600X1250, 800X800, 800ХЮ00, 800Х X1250, 800X1600, 1000X1000, 1000X1250, 1000X1600, 1000X2000, 1250X1250, 1250X1600, 1250X2000, 1600Х Х1600, 1600X2000.

Сеть воздуховодов следует компоновать из унифицированных деталей — прямых участков, отводов, переходов, заглушек и узлов ответвлений из унифицированных

деталей. Длина прямых участков обычно составляет 2500 мм. По конструктивным и технологическим соображениям допускается изменение длины прямого участка.

Узлы ответвлений необходимо выполнять из прямых участков с одной или двумя врезками, переходов и заглушек по схемам, приведенным на рис. 35,6. Узлы ответвлений по схемам II следует применять на участках воздуховодов, определяющих общее сопротивление сети. Во всех остальных случаях надлежит применять узлы ответвлений по схеме I.

Минимальное расстояние I от врезки до торца прямого участка составляет 50 мм. Размер стороны , врезки, перпендикулярной оси магистрального воздуховода, должен быть меньше размера соответствующей стороны прямого участка.

Прямоугольные воздуховоды большого сечения (каналы, коллекторы) собирают на месте монтажа из транспортабельных панелей, которые изготовляют из листовой стали на монтажных заводах или крупных ЦЗМ. Для соединения панелей между собой и придания им жесткости по всему периметру делают обрамление из угловой стали с отверстиями под болты. В этом случае угловую сталь крепят к стальному листу с помощью электросварки или клеесварного соединения. В клеесварном соединении угловую сталь приваривают к стальному листу прерывистым швом, а промежутки между швами заполняют эпоксидным клеем. Замаркированные панели доставляют к рабочему месту на строительной площадке, где их соединяют между собой на болтах,уплотняя стыки резиновыми прокладками.

Рис. 2. Заготовки для воздуховодов с угловым заще-лочным фальцем а — Г-обраэные; б — плоские

Неметаллические воздуховоды изготовляют из синтетических материалов (стеклоткань, винипласт, полиэтилен и т. п.), а также из бетона, железобетона, керамзи-тобетона, шлакоалебастра, шлакогипса и др.

Гибкие воздуховоды из стеклоткани на металлическом каркасе применяют при присоединении воздуховодов к радиальным вентиляторам (гибкие вставки), воздухораспределителей к магистралям, особенно в стесненных условиях, а также укрытий и местных отсосов над технологическим оборудованием.

Гибкие воздуховоды изготовляют из стеклоткани СПЛ, пропитанной латексами синтетического каучука, армированными стальной проволокой с использованием специального клея 4НБ. Такие воздуховоды выпускают диаметром 100—710 мм, длиной 2 м. Основное достоинство этих воздуховодов — возможность их изгибания под любым углом в любой плоскости. Кроме того, они не токсичны и слабовозгораемы. Область применении воздуховодов из стеклоткани такая же, как и гибкич металлических воздуховодов.

Гибкие воздуховоды из стеклоткани можно применять только в виде отдельных участков — аетавок, так как в них удельная потеря давления в 3—4 раза больше, чем в металлических. Трудоемкость работ при монтаже гибких воздуховодов по сравнению с их трудоемкостью при монтаже металлических значительно ниже.

Воздуховоды из винипласта применяют в системах вентиляции при транспортировании по ним воздуха или газа, которые вызывают коррозию стали. Применение таких воздуховодов в настоящее время ограничено из-за того, что они подвержены горению, а также из-за резкого ухудшения механических свойств винипласта при изменении температуры. При нагреве свыше 60°С винипласт становится пластичным, а при охлаждении до —20 °С — хрупким и ломким. По условиям пожарной безопасности воздуховоды из винипласта разрешается прокладывать только в пределах вентилируемого помещения (без пересечения перекрытия).

В настоящее время начато внедрение воздуховодов из полиэтиленовой пленки. Исходными материалами для пленочных воздуховодов являются готовые полиэтиленовые рукава диаметром 500 и 800 мм или обычная полиэтиленовая лента. Ленту сваривают по краям и таким образом получают рукав любой длины. В этих воздуховодах делают отверстия диаметром 40 мм с шагом 500 мм, через которые воздух подается в помещения. Заготовленные плоские рукава закладывают в кольца из стальной оцинкованной проволоки, подвешенные к натянутому вдоль помещения канату. При включении вентилятора рукав заполняется воздухом и приобретает форму цилиндра. При прекращении работы вентилятора воздух выходит из воздуховода и рукав становится плоским. Недостаток таких воздуховодов — их небольшая прочность. Воздуховоды из полиэтиленовой пленки обычно применяют в сельскохозяйственных помещениях и складах.

Асбестоцементные воздуховоды используют в системах вентиляции и кондиционирования воздуха промышленных, общественных и жилых зданий. Изготовляют воздуховоды из асбестоцементных коробов, которые имеют ряд преимуществ по сравнению с воздуховодами из других материалов, в том числе и металлическими. Асбестоцементные короба не подвержены коррозии, имеют гладкую внутреннюю поверхность, допускают транспортирование воздуха повышенной влажности, негорючи, легко распиливаются и сверлятся. Недостатком таких коробов является их хрупкость, что усложняет транспортировку и монтаж.

Воздуховоды из бетона и железобетона изготовляют обычно при устройстве вентиляции в крупных промышленных офъектах. Их чаще всего используют в качестве приточных каналов, располагаемых в полах или технических этажах зданий. Главным условием при сооружении воздуховодов (каналов) из этих материалов является плотность, отсутствие трещин и пустот, а также гладкая поверхность внутренних стенок.

Воздуховоды из керамзитобетона, арболита, известково-гипсовых плит и других материалов в виде каналов, приставных и подвесных коробов применяют при устройстве вентиляции в жилых, общественных и гражданских зданиях, а также в бытовых помещениях промышленных сооружений.

В качестве стенок воздуховодов (каналов) можно использовать несгораемые конструкции зданий при условии их оштукатуривания (затирки) и окраски масляной краской. Металлические конструкции подшивных потолков, пространство которых используется в качестве воздуховодов, должны быть защищены антикоррозионным покрытием.

В настоящее время значительное распространение получили воздуховоды из металлопласта, применяемые для работы в слабо-, средне- и сильноагрессивных средах. Металлопласт — это металлический стальной лист, покрытый с одной или двух сторон поливинилхлоридной пленкой. Воздуховоды из металлопласта изготовляют круглого и прямоугольного сечения, на обычных станках, обрабатывающих стальные листы размерами в соответствии со СНиП 2.04.05—86.

При изготовлении и особенно при монтаже защитное покрытие металлопласта может быть повреждено. В этом случае поврежденные места подкрашивают. На специально подготовленную поверхность кистью наносят различные материалы: клей 88Н, грунт ХС-068, эмаль ХСЭ и др. После сушки при плюсовой температуре в течение 24 ч воздуховоды можно монтировать.



Похожие статьи:
Монтаж систем вентиляции и кондиционирования воздуха

Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Изготовление вентиляционных систем

Статьи по теме:





Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум