Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Обслуживание газового хозяйства предприятий

Краны запорные газовые


Краны запорные газовые

Краны являются распространенными запорными устройствами газопроводов с диаметром до 70 мм. Они устанавливаются главным образом на вводах и газовых разводках внутри помещений котельных и других установок, потребляющих газ как топливо. Кранами называются такие запорные устройства, в которых открытие и закрытие проходного отверстия осуществляется поворотом пробки вокруг ее оси. Для определения положения пробки крана наверху ее, на квадрате, на который надевается ключ, делается риска, показывающая направление сквозного отверстия в пробке; если риска крана расположена вдоль крана (или газопровода) — кран открыт, а при положении поперек — кран закрыт.

По своему устройству краны разделяются на две основные группы: краны натяжные и краны сальниковые. Натяжные краны состоят из корпуса, конусной пробки крана, оканчивающейся хвостовиком с винтовой нарезкой, натяжной гаики, расположенной на нарезке хвостовика пробки, и шайбы. Необходимая плотность между запирающими поверхностями корпуса и пробки достигается притиркой и прижатием этих поверхностей друг к другу при помощи натяжной гайки. Для получения нужного натяжения пробки конец конической ее части не доходит до шайбы на 2—3 мм, а нижняя часть внутренней поверхности корпуса имеет цилиндрическую выточку. Это дает возможность по мере износа пробки крана и при притирке во время ремонта опускать ее ниже, натягивая гайку хвостовика, и этим обеспечить снова необходимую плотность.

Рис. 1. Кран натяжной, муфтовый:
1 — пробка крана с риской на квадрате; 2 — корпус крана с выступом—остановом; 3 — прорез в пробке; 4 — шайба; 6 — натяжная гайка.

Рис. 2. Цапковые натяжные краны:
1 — корпус; 2 — цапковая часть; 3 — накидная гайка; 4 — прокладка; 5 — муфта.

Притирка запорных поверхностей крана производится при помощи мелко истолченного стекла, наносимого тонким слоем на пробку, смазанную маслом; после этого пробку вставляют в корпус крана и, прижимая слегка, проворачивают в нем в одну

и в другую стороны, добиваясь того, чтобы пробка всей своей поверхностью плотно прилегла к внутренней поверхности корпуса и чтобы на запирающих поверхностях не было ни малейшей царапины. Перед притиркой и после нее корпус и пробка крана должны быть промыты керосином и насухо протерты. При сборке крана его части необходимо смазать, а затяжку хвостовой гайки производить с таким расчетом, чтобы пробка проворачивалась с небольшим усилием при помощи съемного накидного ключа. Притирка бронзовых кранов может производиться, кроме толченого стекла, пастой ГОИ и наждаком М-14 и М-10, а чугунных кранов — корундом М-20, М-10 и наждаком М-20, М-10 и пастой ГОИ.

Натяжные краны, устанавливаемые на газопроводах, должны иметь ограничители поворота, т. е. специальные выступы на корпусе и штифты на пробке, позволяющие поворачивать ее только на 90°. Это дает возможность сразу определить полное открытие или закрытие крана.

Натяжные краны применяются на газопроводах с давлением не выше 1 атм. В сальниковых кранах плотность достигается также притиркой конусной пробки к внутренней поверхности корпуса крана и при помощи устройства, называемого сальником. Сальник состоит из мягкой набивки, укладываемой в сальниковую коробку, т. е. в пространство между верхней частью пробки и стенками корпуса, сверху прикрываемое сальниковой крышкой или буксой. Подтягиванием гаек крышки создается давление через набивку на буртик конусной пробки, чем и достигается уплотнение крана. В качестве сальниковой набивки применяется шнуровой асбест, пропитанный в жиру с добавлением графита. Для приготовления набивки берется 50 г шнурового асбеста, 40 г технического жира и 10 г графитного порошка. Жир растапливается, в него добавляется графит и укладывается асбестовый шнур, который должен впитывать в себя указанную смазку.

Рис. 3. Сальниковый кран фланцевый:
1 — крышка сальника; 2 — набивка; 3 — фланцы; 4 — пробка крана; 5 — отжимной болт.

Могут применяться и другие набивочные материалы, например, просаленная льняная прядь, «Термопласт» и др. Подтягивание гаек сальника при уплотнении крана должно производиться поочередно, не более как по половине оборота каждой гайки, во избежание перекоса сальника. В кранах с диаметром прохода более 40 мм обычно устанавливаются отжимные винты, которыми при необходимости можно отжать пробку несколько вверх в случае ее заедания и невозможности провернуть обычным ключом. При этом сальниковые гайки следует отпустить, но не более как па половину или один оборот, во избежание проникновения газа через сальник. После поворота пробки в нужное положение отжимной винт следует отпустить обратно, а сальниковые гайки снова подтянуть.

Сальниковые краны считаются более надежными в смысле плотности, чем натяжные, так как они имеют сплошное дно. Так как сальниковые краны изготавливаются без ограничителей поворота, то установка их перед горелками допустима при устройстве необходимых стопоров.

Применяются сальниковые краны при давлении газа не свыше 10 атм. Натяжные краны малых проходных диаметром от 15 до 32 мм изготавливаются из бронзы, а больших размеров, от 40 до 70 мм, — из бронзы и чугуна. Сальниковые краны всех размеров (от 15 до 70 мм) изготавливаются как из бронзы, так и из чугуна. Применение чугунных пробочных кранов допускается лишь на вводах, газовых стояках, на ответвлениях к котлам, т. е. в таких местах, где краны не находятся в ежедневном пользовании. При этом краны должны иметь ограничители поворота, о которых было сказано выше.

Присоединение кранов к трубопроводам производится на резьбе при помощи ввертывания обрезков труб в муфты кранов. Такой способ монтажа вынуждает делать на трубах сгоны (длинную резьбу с уплотнением соединения специальной гайкой), без чего нельзя кран демонтировать (снять, заменить Другим).

Применяя натяжные цапковые краны, можно избежать устройства сгонов и облегчить монтаж кранов на газопроводах. В этом случае кран своей левой стороной навертывается отказа на короткую резьбу трубы. С правой стороны муфта рана навертывается тоже до отказа на короткую резьбу другого резка трубы, и соединение обеих труб производится через цРав накидной гайкой 3, прижимающей муфту 5 к корпусу крана Ри помощи кожаной прокладки. При необходимости разъединить соединение или заменить кран достаточно отвернуть накидную гайку.

В качестве уплотнения при резьбовых присоединениях кранов употребляется длинноволокнистая льняная прядь, пропитанная свинцовыми белилами или суриком. Установка кранов с резьбовыми соединениями может быть допущена только на наземных газопроводах. Третий вид присоединения кранов к газопроводам, допускаемый и под землей, — соединение при помощи фланцев.

Для установки фланцевых кранов на газопроводе на концы труб надеваются такие же фланцы, привариваемые к трубам. Для уплотнения между фланцев кладутся прокладки из клингернта, паронита, асбестового или тряпичного картона, после чего фланцы стягиваются болтами. При этом подтягивание гаек болтов производится постепенно, за несколько приемов и обязательно крест-накрест, чтобы не допустить перекоса фланцев и неплотного их соединения.

Кроме указанных выше конструкций кранов, для установки на газопроводах употребляются самосмазывающиеся краны. В этих кранах пробка делается внутри пустотелая, с каналами, отходящими в стороны. Густая смазка закладывается внутрь пробки при помощи подвертывания специального болта на резьбе, устанавливаемого вверху квадрата пробки, и выжимается по каналам под пробку и к ее боковой поверхности. При этом пробка несколько приподнимается и смазка распространяется по всей боковой поверхности, чем и достигается постоянная смазка уплотняющих поверхностей крана, не требующая его разборки.

В результате смазки исключается возможность прилипания и заедания пробки, а также уменьшается ее износ. Для того чтобы газ по каналам не мог проникнуть наружу, в нижней части основного канала внутри пробки устанавливается стальной шариковый клапан и над буртиком пробки укладывается специальная прокладка из листовой латуни.

Самосмазывающиеся краны (или краны с уплотняющей принудительной смазкой) типа КПГ1С выпускаются заводами «Главнефте-маш» с условным диаметром прохода 50, 80, 100, 150 и 200 мм; последние два размера оборудованы червячной передачей для облегчения их провертывания; подобные краны выпускаются также заводами «Энергочермет» — типа КАП-1 и КАГ1-2 с условным диаметром прохода в 38 и 65 мм и заводами «Главгидромаш» для высоких давлений газа (до 64 кг/см2), типа 11с 320 бк, для газопроводов с диаметром 80—300 мм.

Краны для бесколодезной подземной установки выпускаются с условным диаметром 400—700 мм; они снабжены дополнительным наружным трехходовым краном, служащим для разгрузки пробки от одностороннего давления газа при открытии крана и присоединяются к газопроводам при помощи сварки.

Рис. 4. Разрез пробкового крана с принудительной смазкой:
1 — болт нагнетания смазки; 2 — указатель положения пробки; 3 — упор-ограничитель поворота пробки; 4 — корпус редуктора; 5 — канал для смазки; в — шпиндель Для поворота пробки; 7 — регулировочная гайка; 8 — обратный клапан и набивочный болт сальника; 9 — верхняя крышка корпуса крана; 10 — корпус; 11 — подпятник и опорный шарик пробки; 12 — нижняя крышка крана; 13 — стопорная гайка; 15 — винт; 16 — уплотнптельные мембраны; 17 — уплотнительная прокладка; 18 – уравнительный канал; 19 — пробка крана (белые полосы — каналы со смазкой); 20 – соединительный смазочный кольцевой канал; 21 — сальник; 22 — червяк редуктора; 23 — сектор редуктора; 24 — обратный клапан смазки.

На каждый кран внутренней разводки газопроводов котельной установки во время ее работы должен быть постоянно надет накидной ключ, чтобы было возможно быстро закрыть любой кран. Ключи надеваются на квадратную головку пробки крана так, чтобы в открытом состоянии крана ручка ключа находилась вдоль трубы газопровода и риски крана.

Сама ручка крана не должна быть длиннее шести диагоналей квадрата пробки крана. Наращивать ручку крана путем надевания на нее обрезка трубы или другого ключа, чтобы легче было поворачивать пробку крана, запрещается. Хорошо притертый и смазанный кран должен проворачиваться рукой с небольшим усилием и при этом не должен пропускать газ.

Краны до установки их на газопроводах и регуляторных станциях должны быть разобраны, промыты, смазаны и испытаны на плотность, если на них нет заводских паспортов, удостверяющих проведение испытания. Краны, устанавливаемые на внутренних газопроводах низкого давления, должны быть испытаны на плотность воздухом на давление в 700 мм вод. ст.

При этом краны иснытываются в два приема:
1) с насухо протертыми пробкой и внутренней поверхностью корпуса; в этом случае падение давления воздуха не должно быть больше 10 мм вод. ст. в течение 5 мин.;
2) при нормальной смазке, когда кран должен быть абсолютно герметичным, т. е. не должен совсем пропускать воздуха.

Краны, устанавливаемые на подземных и внутренних газопроводах среднего давления и регуляторных станциях, испыты-ваются при нормальной смазке на плотность давлением воздуха в lVa атм под водой; при этом не должно быть пропуска воздуха.

Пробковые краны при их сборке, установке и ремонте должны смазываться термоустойчивой смазкой, если они установлены перед агрегатами, где температура воздуха превышает 25 °С. В состав термоустойчивой смазки входят: горный воск — 50%, цилиндровое масло — 40% и графитный порошок — 10%. При более высоких температурах необходима смазка колипсолином. При температурах ниже 25 °С краны нужно смазывать техническим вазелином, солидолом.

Преимуществом пробковых кранов является простота их устройства, достаточная плотность запора (при правильной сборке н уходе за ними) и быстрота их открытия и закрытия. Кроме того, полностью в открытом положении кран дает свободный проход газу в прямом направлении, т. е. оказывает малое сопротивление его движению, в результате чего краны дают наименьшую потерю давления газа.

Недостатком кранов является трудность их хорошей притирки, возможность заедания пробки в корпусе крана при недостаточной смазке, особенно на высоком давлении газа, при котором их не следует применять. Запирающие поверхности кранов легко повреждаются твердыми частицами, отчего кран может пропускать газ наружу. Указанные недостатки особенно проявляются у кранов больших размеров, почему краны с диаметром прохода более 70 мм не применяются. Исключение составляют краны с уплотняющей принудительной смазкой.



Похожие статьи:
Проведение газоопасных ремонтных работ

Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Обслуживание газового хозяйства предприятий

Статьи по теме:





Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум