Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Образ города

Кто управляет этим!


Кто управляет этим!

Множество групп участвуют в формировании качества окружения, среди них не столь уже много тех, кто очевидным образом его создает и регулирует его жизнь Крупные застройщики, как общественные, так и частные, не будучи непосредственно связаны с теми, кто в конце концов становятся пользователями, лишь косвенно пе-гут ответственность перед ними — через цены или через голоса избирателей Крупный частный застройщик заинтересован в привлекательности результата своей деятельности для покупателя — а момент продажи. Финансист, стоящий за ним, озабочен возможностью перепродажи и стремится к обычным схемам. Общественный застройщик может в еще меньшей степени осознавать смысл того, что делает, тогда как исполнители его программы склоняются в пользу упорядоченности, простоты и чувства солидности. Общественный застройщик отличается, как правило, сугубо управленческим подходом, будучи озабочен сметой и предстоящими эксплуатационными расходами.

Обе категории застройщиков стремятся прежде всего к тому, чтобы дело было сделано: для того, чтобы сделать деньги, или ради политической поддержки, и еще потому, что это удовлетворяет их тщеславие. Они любят формы, облегчающие быстрое принятие решения, простоту и четкость определения полномочий. Их привлекают солидные, геометризованные, четко очерченные, гладкие вещи, отодвинутые одна от другой достаточно широко. Различные общественные учреждения, продукция которых играет столь существенную роль в нашем ландшафте, имеют, как правило, несколько квалифн-нированных проектировщиков — постоянных служащих. Для таких учреждений легче всего воображать окружение в категориях некоторой завершенной украшенности — участки озеленения, мемориальная скульптура, красивые знаки. Управление парков еще очевиднее культивирует подобные чувственные цели, поскольку его задача — приспособление территорий с естественным обликом ко всеобщему удовлетворению. Их идеал — английский парк — газон и деревья, это весьма благодарная форма, повторяемая все более монотонно.

Те, кто определяет границы зон, тоже озабочены внешним видом территории (хотя они скорее всего отопрутся от этого на суде). Они стремятся к приятному и добропорядочному окружению, особенно в жилых районах, но их цели столь же скромны, как и доступные им средства. Они жаждут однородности и порядка кристальной ясности, когда все можно без труда обнаружить в четко выделенном из окружения месте С другой стороны, составители строительных правил не имеют осознанной концепции внешнего облика, однако их обособленные, специфицированные, упрощенные технические требования могут производить весьма ощутимые побочные эффекты. Так, например, парапет на крыше, требуемый пожарными правилами, в течение целых десятилетий определял характер силуэта города, а правило «два выхода из каждой квартиры» существенно влияет на форму любого сегодняшнего многоэтажного жилого дома.

Форма чувственного окружения испытывает воздействие со стороны множества других источников. Владельцы одноквартирных домов перестраивают их, чтобы приспособить к меняющимся нуждам и во имя утверждения или поддержания социального. статуса. Те, кто производит различные компоненты окружения — машины.

«личную «мебель», плиты замощения, стековые и кровельные материалы, светильники, озабочены тем, как их продукт будет выглядеть на странице каталога (хотя и эту сторону они могут полностью передать дизайнеру-графику). Во всяком случае они не могут и не испытывают потребности вообразить, каким образом этот продукт проявит себя в реальном городском ландшафте. Если они рассматривают, как объект будет работать, это делается в рамках логики менеджера-покупателя, а не конечного потребителя. Те, кто ответствен за общественное пространство и повседневно поглощен проблемами несчастных случаев, вывозки мусора, строительных катастроф и вообще всяких беспорядков, вполне естественным образом мечтают о поверхностях, которые легко мыть или стричь, о прочности предметов, оград, предупреждающих знаков, мощения тротуаров и вообще той очевидности и легкой доступности, какая всемерно облегчает контроль. У рекламных агентств и торговых фирм свои собственные мотивы для самопроявления в чувственно воспринимаемых формах, и они вынуждены конкурировать между собой, борясь за внимание зрителя и изобретая все более дикие формы.

Предметный мир, в котором мы живем, формуется руками всех этих «проектировщиков». Более того, он является еще и побочным продуктом множества других действий, вообще не имеющих отношения к сенсорным ощущениям: определения налогов, норм безопасности, процента прибыли, технических изобретений, юридических договоренностей, производственных процессов и т. п. Наше окружение несет на себе отпечаток-всего этого без исключений — не удивительно, что лик среды может в такой степени сбивать с толку или приобретать бесчеловечное выражение.

Власти, несущие ответственность за благосостояние обитателей территории, реализуют эту ответственность путем организации всевозможных служб, учреждения правил, установления субсидий и налогов и прочих косвенных средств воздействия. Странно было бы ожидать от них попыток регулирования чувственного качества непосредственным образом. Поскольку, однако, их цель-обеспечение всеобщего благосостояния, они, как правило, озабочены благопристойностью и привлекательностью. Многие их действия — прокладка улиц и коммуникаций, сооружение общественных зданий и регулирование частной застройки, система налогов и вообще способ управления обширными общественными пространствами — прямо сопряжены с Этими свойствами среды. Можно показать, что в принципе в их руках находятся дополнительные средства воздействия, использование которых вполне реалистично, но затруднено тем, что может лишь в незначительной степени опереться на прежний опыт.

Заметим, что даже в том прекрасном будущем, когда все люди смогут сами определять, каким быть их дому, существенные проблемы осмысления и освоения чувственного качества в масштабе региона сохранят все свое значение. Эти проблемы не могут быть однозначно приписаны определенным местам и ситуациям — они относятся к непрерывности качества, соотнесенной со всей территорией региона и с жизнью всех его обитателей Чувственные качества, подобные чистоте воздуха или внятной структуре целого, безразличны к внутренним разграничительным линиям. Есть элементы окружения, которые безусловно могут формироваться оптимальным образом только единым управляющим центром: скоростные магистрали, большие площади, системы предметов, питаемые из одного источника, — фонари, телефонные будки или указующие знаки. Есть к тому же ограниченные по площади места, где состав пользователей столь подвижен или столь сложен, что они не смогли бы, да и не захотели бы взять на себя заботу о них: таковы улица деловой части Города или центральная площадь. Лишь учреждения регионального характера могут сформировать координирующую сеть для локальных действий и обеспечить выравнивание резких перепадов качества, достающегося разным группам населения. Такие учреждения способны собирать, анализировать и распространять значимую информацию о чувственном качестве среды, которая практически недоступна более никому. Наконец, программы, выработанные на региональном уровне, могут активно использоваться местными группами, трактующими' рекомендации или как конечную-цель; или только как ориентир.



Похожие статьи:
Создание общественных укрытий

Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Образ города

Статьи по теме:





Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум