Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Развитие дорожного строитеьства

Культовые дороги


Культовые дороги

В местах, где большие массы людей собирались для культовых шествий, торжественность проведения процессии требовала наличия ровного пути.

Дороги и улицы для процессий — «священные пути» — зародились еще в глубокой древности из обозначения на местности маршрутов религиозных шествий при похоронах вождей. К Стоунхенджу — мегалитическому сооружению в юго-западной Англии (XIX—XVI вв. до н. э.), представляющему кольцо из массивных камней высотой от 6 до 7,2 м, вела дорога шириной 14 м, чуть-чуть приподнятая над уровнем земли и окаймленная невысокими валами. Следы ее хорошо различимы на аэрофотоснимках. При раскопках в причерноморских степях вблизи от г. Никополя Чертомлыкского кургана (IV в. до н. э.) был обнаружен путь к скифскому захоронению, ясно обозначенный на местности большими камнями. Крупность их уменьшалась по мере удаления от кургана. Жители расположенных поблизости деревень, много лет использовавшие эти камни для своих построек, указывали, что раньше ряды камней продолжались километра на полтора от кургана.

Дороги для культовых процессий встречались и в изолированно развивавшихся обществах. Ими, вероятно, являются упоминаемые Р. Форбсом дороги из плоских камней на острове Фиджи, которые вели к удаленным от населенных пунктов погребениям, а также дороги на острове Пасхи. Посетивший в 1872 г. о-в Пасхи французский писатель Пьер Лоти писал, что там «выложенные плитами дороги, такие, как были у римлян, спускаются, теряясь в океане». Спустя почти сто лет экспедиция Тура Хейердала, также отмечавшего, что «во многих местах острова пролегали широкие мощеные дороги, уходившие прямо в море», установила, что дороги лишь доходили до кромки воды, не продолжаясь по дну моря, как считали ранее, предполагая, что остров есть часть опустившегося континента.

Т. Хейердал высказал предположение, что они являлись подъездами к местам разгрузки судов или плотов из камыша, на которых доставлялись части каменных статуй вдоль побережья острова. Можно полагать также, что это были дороги для каких-то культовых шествий, участники которых подплывали на лодках.

Когда торжественные шествия и религиозные процессии становились регулярными и в них принимало участие много людей, неизбежно появлялась потребность в устройстве прочных ровных покрытий на участках дорог и улиц вблизи от храмов. Культовое значение первых городских улиц проявлялось и в том, что вдоль них совершались погребения и, например, позднее в Древнем Риме похороны около общественной дороги считались большой почестью. Вдоль Аппиевой дороги в Риме до сих пор сохранились развалины гробниц знатных римлян.

Культовые, храмовые дороги существовали во многих странах. Геродот писал, что в Египте в городе Бубастис имелась «вымощенная камнем улица на протяжении почти трех стадий (630 м), которая проходит через городской рынок…, ширина ее около четырехсот футов (128 м); по обеим сторонам улицы посажены высочайшие деревья; ведет она к храму Гермеса».

В Европе древнейшие культовые дороги были обнаружены на Крите при раскопках, проводившихся в течение 40 лет английским археологом Артуром Эвансом (A. Evans). Их постройка относится к среднеминойскому периоду (2600—2000 лет до н. э.). Дороги имели покрытие из плит мелкозернистого известняка толщиной 5—15 см (рис. 1.10).

Перед укладкой плит поверхность грунта выравнивали на ширину 3,8—4,3 м, отрывая в нем корыто глубиной примерно 0,5 м, в которое укладывали основание из грубооколотых каменных плит или камней крупностью 5—20 см слоем около 20 см с заполнением промежутков глинистой массой. Сверху наносили выравнивающий слой из суглинка толщиной 5 см. Посередине дороги клали два ряда плит общей шириной 1,4 м. По бокам дороги были обочины шириной по 1,2 м из глинобетона на обломках известняка и мелкой гальке. На плитах отсутствуют следы проезда колес, достаточно частые на римских дорогах, что дает основание предполагать, что дорогой пользовались только пешеходы.

Более известны культовые улицы в Ашшуре (столице Ассирии) и Вавилоне. Месопотамия, расположенная на осадочных грунтах долин рек Тигра и Евфрата, не имела каменных материалов. Для мощения дворов храмов и улиц использовали кирпичи, обожженные в печах при температурах 550—600° С. Эти слабые пористые кирпичи, которые могли выдерживать только проходы людей и неподкованных животных, укладывали на мастике, приготовленной из смеси природного битума, глины, песка и гравия. Битум добывали из месторождений на побережье Мертвого моря, в Латтакии (Сирия) и ряде других мест.

На рис. 2, а показан поперечный профиль дороги для торжественных шествий к храму богини Иштар в Ашшуре (720 г. до н. э.). Одежда дороги состояла из двух слоев кирпичей размером 50X50X8,7 см, уложенных на толстом до 5—6 см слое асфальтовой мастики. Сверху положены квадратные плиты из слабого известняка со стороной 105 см и толщиной 35 см. В плитах высечены тщательно выравненные искусственные колеи глубиной 7—10 см для направления движения колес повозок, на которых везли изваяния богов. Существовало поверье, что «если лошадь в колеснице богов споткнется, страна потеряет разум».

Аналогичная конструкция на улице Айбуршабу, которая вела к храму бога Мардука в Вавилоне (VI век до н. э.), показана на рис. 2, б. На большей своей части эта дорога шириной ’6 м и протяженностью 1700 м была окаймлена стеной высотой 7 м, Украшенной изразцами. Дорожная одежда состояла из трех слоев кирпича на битумной мастике. В покрытие были уложены известняковые плиты (105X105X35 см), привезенные из Ливана. Бордюры размером 66X66X20 см были устроены из красного и белого слабого ракушечника.

Рис. 1. Конструкция дороги на Крите

Рис. 2. Дороги для торжественных шествий:
а — дорога к храму Иштар в ..Ашшуре (Ассирия); б — дорога Айбуршабу в Вавилоне; 1 — асфальтовая мастика; 2—плиты из брекчии; 3—кирпичи; 4 — суглинок; 5 — известняковые плиты

Много храмовых дорог было в Древней Греции. Из-за раздробленности страны, состоявшей из самоуправляющихся городов-государств, то враждовавших, то заключавших союзы, и отсутствия прочного центрального правительства не существовали политические и хозяйственные мотивы постройки дорог, соединяющих отдельные города-государства. К тому же развитая береговая линия обеспечивала удобство мореплавания, а горный рельеф страны затруднял прокладку дорог. Имеются упоминания о коротких дорогах — подъездах, построенных в период подъема Микен в XIV в. до н. э., которые вели к Арголидскому и Коринфскому заливам. От них сохранились остатки мостов и насыпей из камня.

В основном дорожное строительство в Древней Греции ограничивалось постройкой культовых дорог, которые вели из городов к расположенным поблизости храмам и священным местам. К храму Апполона в Дельфах к оракулу вела дорога из уложенных в ряд каменных плит, в которых были вырублены колеи шириной 20—22 см.

Дорога была проложена малыми уклонами и приспособлена к местности очень небольшими насыпями и выемками. В ряде мест обнаружены спрямления этой дороги более крутыми пешеходными тропами. Устраивались также дороги вспомогательного зна-чения, которые вели к каменоломням, горным и лесным разработкам.

Об одной такой дороге у Гомера (850—800 гг. до н. э.) говорится: «Гладкая скоро дорога представилась им, по которой в город дрова с окружающих гор доставлялись».

Поэт Пиндар (518—442 гг. до н. э.) упоминает о том, что народ, населявший город Кирину, «провел и камнем устлал гладкую, раздающуюся топотом коней дорогу, ведущую к святилищу Апполона для принесения жертв, избавляющих от бедствий». Дорога имела покрытие из каменных плит, уложенных на известняковом щебне.

Неоднократно упоминаются у Гомера двух- и четырехколесные повозки — «быстроколесные большие колесницы». Однако характерно, что изображения коней и возниц, частые на ранне-греческих вазах, становятся редкими примерно с 1000 г. до н. э. в период, когда Греция разделилась на ряд враждовавших государств.



Похожие статьи:
Земляное полотно и дорожные одежды

Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Развитие дорожного строитеьства

Статьи по теме:





Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум