Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Образ города

Ландшафт и информация


Ландшафт и информация

Любой обитаемый ландшафт служит источником информации. Сообщения, которые в нем заключены, могут быть явными и скрытыми, простыми и утонченными. Они могут передаваться через людей или через предметы. Анализ ландшафта как информационной среды значительно превосходит сложность стандартных упражнений с расстановкой информирующих знаков. Множество сообщений, передаваемых нам ландшафтом, влияет на наше поведение, познание, развитие, не говоря уже об эмоциональном и эстетическом удовлетворении.

Плотность информации — темп, в котором ее воспринимает наблюдатель, — играет здесь ключевую роль. На дороге, за рулем на нас обрушивается лавина сигналов, многие из которых бессмысленны или излишни, тогда как в иных ситуациях мы испытываем информационный голод. Очевидно, существует некий (несомненно, это переменная величина) оптимальный поток информации, и в большинстве общественных ситуаций можно по крайней мере определить нежелательные экстремальные состояния.

Кроме того, даже будучи в пределах ощутимой нормы плотности, информация должна еще быть вразумительной: упорядоченной, легко распознаваемой, уместной. Под уместностью я понимаю соответствие между формой и сообщением. Так, скажем, запретность какой-то зоны требует выражения обозначением всей территории, тогда как знак выхода есть нечто, ведущее к выходу и через него. Под уместностью следует также понимать предъявление сообщения в том месте, к которому оно относится, — марку пива разумнее помещать на стене или крыше бара, а не на придорожном щите.

Названные параметры информации — плотность, охват, вразумительность, уместность в обоих смыслах — могут измеряться безотносительно к содержанию сообщения. Самые заметные знаки в городе банальны, иные из них просто ложны, но цензура здесь вряд ли уместна. Острая необходимость в сообщениях особого рода (предупреждение, контроль) позволяет ожидать всеобщего согласия относительно предоставления им сенсорного первенства Во!'...ем прочем лучше предоставить осуществление цензуры индивиду: дать ему возможность отгораживаться от нежелательных для то сообщений и не вынуждать его слышать громкоговоритель или глядеть на мигающий свет. Если это достигнуто, то наилучшей формой общественной политики было бы, наверное, добавление ценной информации, а не подавление ее контролем

Те сообщения, которые чаще всего нужны, должны оказываться под рукой: о времени, о погоде, об условиях движения и паркингах, о расписаниях и действительном времени прибытия, о предстоящих событиях, местных новостях и местной истории. Необходимо также обеспечение общедоступности многообразных средств связи' радио, телефоны, почтовые ящики, телеэкраны на улице, консоли ЭВМ, доски объявлений, газеты... Но если в одних местах желателен «пир информации», в других столь же остро нужны покой и чувство отключенностн, позволяющие человеку сосредоточиться на себе самом. В самом деле, возможность побыть в спокойном парке в самом сердце города принадлежит к числу наиболее распространенных мечтаний.

Чувствуемый ландшафт, ощущаемая среда влияют и на межперсональное общение. Нагромождаемые одно на другое препятствия могут мешать встретиться вовремя; несмолкающий шум может делать невозможной нормальную речь. С другой стороны, есть места, где встреча и беседа нескольких человек оказывается и естественной и легкой, а также обширные пространства, пригодные для парадов, карнавалов, митингов и прогулок, составляющих квинтэссенцию городской жизни. Сложившаяся схема функционирования мест и сообщений между ними может как обособлять людей, так и способствовать их встрече, и общественное пространство может быть зрительно отчуждено или связано с территорией групп, провоцируя их взаимное знакомство. На периферии какого-то действия могут существовать своего рода ниши, из которых можно без помех наблюдать за действием или готовить себя к тому, чтобы включиться в него; управляющие могут облегчать людям встречу в том или ином месте или, напротив, защищать их от нежелательных встреч: — контролирование общения и коммуникации в целом представляет собой центральное звено человеческих взаимодействий и соответственно является мощным средством осуществления власти.

Информационно насыщенное окружение является средой интенсивного развития личности. Оно замедляет или ускоряет это развитие объемом заключенной в нем информации, размахом контрастов, включением пространства эксперимента и самовыражения, отзывчивостью ко всему новому. Следовательно, одна из важнейших форм оценки городского ландшафта — это анализ форм его функционирования в роли стимула и среды обучения и саморазвития.

Региональный анализ информативности окружения частично может осуществляться непосредственно, но частично наталкивается на проблемы (особенно если пытаться уловить неявные сообщения, различия в социальных группах или процесс обучения). В простейшем своем содержании такой анализ не встречает, как правило, сопротивления, однако достаточно скоро приходится затрагивать власть и привилегии. Они-то и являются мешающими для качеств региона.

Можно привести некоторые примеры региональных норм информации:
- пределы количества слов (или иных единиц информационной плотности), воспринимаемого в общественном пространстве;
- ограничения зрительно наблюдаемой информации, связанные с ее местом (за исключением особого назначения и особых мест);
- способы обеспечения сенсорного первенства ключевых сообщений общественного значения;
- запрещение насилия над вниманием (за исключением сообщений особой важности);
- облегчение доступа к общезначимой информации (выявляемой в ходе опроса);
- создание и размещение информационных центров и средств связи, доступных широкой публике;
- доступность мест, где можно встретиться и побеседовать с удобством, равно как и мест для крупных собраний на открытом воздухе, и т. д.

Дополнительное планировочное агентство могло бы: наносить на план плотность и характерность визуальной информации;
- проектировать и пускать в ход информационные центры; разрабатывать правила контроля над системой знаков и рекомендации для их проектировщиков;
- рекомендовать размещение и форму общественных знаков; анализировать то, как люди воспринимают и используют средо-вую информацию;-
- экспериментально опробовать пути использования окружения в качестве средства обучения;

Похожие статьи:
Создание общественных укрытий

Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Образ города

Статьи по теме:





Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум