Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Изготовление вентиляционных систем

Лебедки, домкраты, тали


Лебедки, домкраты, тали

Для подъема и перемещения различных грузов служат ручные и электрические лебедки. Ручные лебедки а зависимости от конструкции подразделяются на барабанные и рычажные; тяговое усилие ручных лебедок составляет 5—10 кН. Ручные барабанные лебедки используют в настоящее время только на вспомогательных работах: для оттягивания груза, перемещения его на небольшие расстояния, а также при отсутствии на строительной площадке электричества.

Лебедка ручная СТД 999/1 состоит из корпуса, в который ввернут рым-болт для подвешивания лебедки, червяка и червячного колеса. Барабан и червячное колесо установлены на оси. На входном конце червяка, смонтированном на двух шарикоподшипниках, крепится рукоятка. От поворота рукоятки в ту или иную сторону вращение через червячную пару передается барабану, на который наматывается или разматывается канат. Если необходимо на холостом ходу (без груза) быстро опустить канат, то из барабана выводится палец и барабан свободно вращается на оси. Грузоподъемность лебедки 500 кг, масса 13 кг.

Ручные рычажные лебедки выпускают с тяговым усилием 15—30 Н. Небольшая масса (17,8— 29,5 кг) и большая маневренность способствуют их широкому распространению.

Монтажная лебедка СТД 999/5 грузоподъемностыо 500 кг состоит из сварной рамы, выполненной из швеллера и уголка, на которой установлены барабан, червячный редуктор и привод (сверлильная машина ИЭ-1023). Червяк редуктора соединен со шпинделем сверлильной машины через муфту. Масса лебедки 20 кг.

Рис. 1. Лебедка ручная СТД 999/1
1 — коуш, сжимы, 2 — канат; 4, 6 — червячная пара; 5 — шарикоподшипник; 7 — рукоятка; 4 — ось; Я — барабан; 10 — корпус; 11 — палец; 12 — рым-болт

Электрические лебедки с тяговым усилием 30 и 50 кН, широко применяемые в вентиляционных работах, приводятся в движение через специальный редуктор. Эти лебедки изготовляют с гладкими барабанами для многослойной навивки каната. В последних конструкциях электрических лебедок применены колодочные тормоза с электромагнитами.

Перед началом такелажных работ лебедку надежно устанавливают и закрепляют стальной канат на барабане лебедки. Длина намотки каната должна быть не менее 1,5 витка. Во время работы лебедки следят за тем, чтобы стальной канат ложился на барабан ровными плотными рядами. В тех случаях, когда необходимо поднимать груз двумя лебедками, их подбирают так, чтобы скорости навивки стального каната на барабаны лебедок были одинаковы.

Домкраты — переносные грузоподъемные механизмы, применяемые для подъема оборудования на небольшую высоту (200—400 мм), а также для перемещения грузов по горизонтали. По конструкции домкраты подразделяются на клиновые, реечные, винтовые и гидравлические. Последние в вентиляционных работах применяют редко.

Принцип действия клинового домкрата основан на перемещении двух клиновидных пластин навстречу одна другой при вращении винта. При подъеме груза домкрат устанавливают на надежное основание так, чтобы его подъемная плита располагалась по центру поднимаемого груза. При вращении винта клин начинает передвигаться и груз поднимается. При опускании груза винт вращается в противоположную сторону. Грузоподъемность клиновидных домкратов 1—10 т.

Рис. 2. Лебедка ручная рычажная с тяговым усилием 15 Н

Рис. 3. Лебедка монтажная СТД 999/5
1 — рама; 2 — редуктор; 3 — муфта; 4 — привод; 5—пост управления; 6—барабан

Рис. 4. Домкраты клиновой (а), реечный (б) и винтовой (в)
1 — плита; 1 — клин; 3, 9 — винты; 4 — корпус; 5— головка; 5 — зубчатая рейка; 7 — рукоятка; в — лапа

Реечный домкрат состоит из корпуса, внутри которого перемещается зубчатая рейка, заканчивающаяся поворачивающейся головкой, и лапы. Рейка своими зубьями находится в зацеплении с цилиндрической шестерней, которая приводится в действие рукояткой. Для предотвращения обратного хода под действием поднимаемого груза домкрат снабжен тормозным устройством. Грузоподъемность реечных домкратов 3— 5 т. При техническом осмотре реечного домкрата особое внимание обращают на исправность тормозного устройства, износ зубьев шестерен. Запрещается работать о домкратами, у которых износ зубьев, шестерен или реей более 20%.

Винтовые домкраты, наиболее часто используемые при монтаже вентиляционных устройств, состоят из стального корпуса, в верхней части которого сходится гайка, насаженная на винт с трапецеидальной резьбой. При вращении винта, осуществляемом рукояткой груз поднимается или опускается. При пользовании винтовые домкраты устанавливают центрально под поднимаемыми грузами.

Грузоподъемные механизмы — тали бывают ручными и электрическими. Ручные тали грузоподъемностью 1 — 10 т применяют при монтажных и такелажных работах в заготовительном производстве (для подъема и опускания грузов на небольшую высоту (до 3 м). Тяговым органом у талей служат пластинчатые или калиброванные цепи. Ручные тали бывают червячными и шестереночными.

Ручную червячную таль подвешивают к конструкциям на крюке. Приводное колесо связано с червяком. Сварная бесконечная калиброванная цепь перекинута через приводное колесо, которое вращают, перебирая руками эту цепь. Во время вращения приводного колеса с червяком вращается и червячная шестерня, соединенная со звездочкой. Через нижний блок тали и звездочку проходит грузовая цепь. При вращении приводного колеса со звездочкой цепь сокращается по длине и поднимает груз. В зависимости от направления вращения червячного колеса крюк обоймы с грузом, вращающийся вокруг своей оси, будет или подниматься или опускаться. Верхний крюк тали обычно подвешивают к конструкции здания или деревянной треноге (козлам). Таль приводится в действие снизу одним или двумя рабочими в зависимости от массы поднимаемого груза.

Применение талей ограничено, так как они могут поднимать груз только в том месте, где они установлены строго по вертикали. Чтобы увеличить зону действия тали, ее подвешивают к подвижной тележке, которая называется кошкой. Кошка снабжена двумя или четырьмя ходовыми колесами, с помощью которых она перемещается по подвесному однорельсовому пути, представляющему собой балку двутаврового сечения. Кошки могут не иметь механизма перемещения, в этом случае они редвигаются по балке при толкании вручную подвешенного к ней груза.

Электрическая таль передвигается по монорельсу с помощью электродвигателя. Управляют электроталью посредством пульта с кнопками, который рабочий при подъеме и перемещении груза держит в руках.

Рис. 5. Ручная червячная (а) и электрическая (б) тали:
1 — цепь; 2 — ведущая звездочка; 3 — крюк; 4 — приводное колесо; 5 — подвижная звездочка: 6 — грузовой крюк; 7 — пульт управления; 8 — механическая таль; 9 — монорельс; 10 — кошка

Ручные и электрические тали должны быть снабжены техническим паспортом, в котором указываются их характеристика, дата и результаты испытания. Независимо от сроков испытания эти механизмы перед использованием в работе следует испытывать.



Похожие статьи:
Монтаж систем вентиляции и кондиционирования воздуха

Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Изготовление вентиляционных систем

Статьи по теме:





Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум