Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Малярные работы

Малярные работы


Малярные работы

Малярные работы являются завершающими. После их выполнения здание сдается в эксплуатацию. Малярные работы — это окраска поверхностей здания специальными составами для придания им красивого внешнего вида. Деревянные конструкции окрашиваются также и для защиты от гниения, металлические — для защиты от коррозии.

В зависимости от назначения здания или конструкции и от условии их эксплуатации поверхности окрашиваются водными или масляными составами.

По качеству отделки поверхности под окраску подразделяются на: – простую, применяемую для отделки подсобных и складских помещений, временных строений и т. д.; – улучшенную, применяемую для отделки жилых, гражданских и промышленных зданий и сооружений; – высококачественную, применяемую для отделки клубов, театров и других капитальных зданий и сооружений общественного назначения.

Окраска поверхностей может выполняться вручную и при помощи механизмов. Применение механизмов и передовых методов труда снижает трудоемкость малярных работ и их стоимость и повышает производительность труда рабочих.

Подготовка и обработка поверхностей под окраску Малярные работы следует выполнять только после устройства кровли здания и по окончании всех общестроительных работ, выполнение которых после окраски может вызвать повреждение и загрязнение отдельных поверхностей.

Исключение составляют работы по циклевке и натирке паркета, настилке линолеума и прокладке открытой электропроводки.

До начала малярных работ должны быть навешены все двери, поставлены и подмазаны наличники. Столярные изделия — наличники, плинтусы, подоконники, бруски окон и дверей и филенки — должны быть хорошо пригнаны и иметь четкие линии; перед окраской на них необходимо удалить сучки, засмолы, срезать нагели, заделать трещины и околы. Мелкие дефекты устраняются шпатлеванием, сквозные отверстия заделываются деревянными вставками на клею. Дверные и оконные приборы должны быть прирезаны, доски полов оструганы сплочены и прибиты, а шляпки гвоздей утоплены в ни на 1—2 мм и зашпатлеваны, оконные переплеты застеклены.

Внутренние отделочные работы в жилых и гражданских зданиях можно начинать при температуре не ниже 6° С на высоте 0,5 м от пола.

Все внутренние разводки водопровода, канализации, центрального отопления и газоснабжения должны быть выполнены и сданы до начала малярных работ. Однако параллельно с сантехническими работами могут выполняться некоторые процессы подготовки к окраске поверхностей, главным образом сглаживание, очистка, подмазка, шлифовка, шпатлевание и огрунтовка столярных изделий.

Зимой малярные работы внутри здания производят при действующих постоянных системах отопления и вентиляции. В необходимых случаях устанавливают дополнительно временные средства отопления типа калориферов.

Вентиляция должна обеспечить относительную влажность воздуха не более 60%. В слабо освещенных помещениях нужно обеспечить достаточное освещение. Сырые места следует просушивать при помощи сушильных устройств (рефлекторами с лампами инфракрасного излучения и т. п.). Влажность штукатурки до окраски не должна превышать 8%, а древесины 12%. В тех случаях, когда проолифка проводится по непросушенной штукатурке и дереву, после окраски появляются пузыри, вздутия и отслаивание краски.

Металлические поверхности непосредственно перед окраской должны быть очищены от ржавчины, брызг раствора и пыли. Кровлю, водосточные трубы и другие детали из листовой стали в жаркую погоду, дождливые дни, непосредственно после выпадения росы, а также при температуре ниже 6° С окрашивать нельзя.

Гребни и фальцы стальной кровли перед окраской необходимо промазать суриковой маслощелочной замазкой. Особенно тщательно должны быть промазаны фальцы в желобах и разжелобках.

Фасады следует окрашивать в пасмурную погоду, а в солнечную погоду — только их затененные участки. Перед окраской фасадов оконные сливы, пояски, карнизы, сандрики, слезники и другие выступающие детали должны быть укрыты; устройство балконов и их ограждений, желобов и свесов должно быть к этому времени закончено, ухваты для водосточных труб должны быть поставлены на место. Трубы навешивают после окраски фасадов.

Качество материалов, применяемых для работ по окраске зданий и сооружений I класса, а также в сомнительных случаях проверяют в лабораториях.

Для повышения качества малярных работ бригаде, начинающей смену, необходимо тщательно принимать работу от бригады, закончившей смену.

Предназначенные под окраску поверхности сначала подготавливают, затем обрабатывают и только после этого покрывают окрасочными составами.

Подготовка заключается в том, что вновь оштукатуренные поверхности (кроме гажевой штукатурки) сглаживают и очищают от крупных песчинок лещадью, закрепленной в диске шлифовального аппарата, или вручную лещадью, торцом дерева. После сглаживания со штукатурки удаляют пыль струей воздуха, а при малом объеме работ — ветошью или щетками. Если на оштукатуренной поверхности есть трещины, их разрезают ножом на глубину около 2 см под углом 45° и очищают от пыли.

Ранее окрашенные водными красками неоштукатуренные поверхности промывают теплой водой, а при большой толщине слоя краски смачивают водой и очищают скребками или пескоструйным аппаратом.

Новые деревянные полы перед окраской сплачивают и подготавливают к окраске теми же способами и приемами, что и оштукатуренные поверхности, ранее окрашенные масляными красками. В случае, если масляная краска на большой площади ранее окрашенной поверхности отслаивается, а также при наличии грубой фак« туры, морщин и трещин целесообразно удалять старый слой со всей поверхности составом из 10%-ного нашатырного спирта (1 мае. ч.); мела; гажи или глины (2 мае. ч.). Нанесенная паста через 1—2 ч снимается шпателем вместе со старой краской.

При больших объемах работ для шлифования и очистки поверхности пользуются паркетошлифовальной машиной, на барабане которой закрепляется крупнозернистая наждачная шкурка № 16—24.

Подготовка металлических поверхностей под окраску заключается в очистке их от пыли, грязи и ржавчины. Участки, покрытые ржавчиной, очищают пескоструйным агрегатом или электрощетками, а жировые пятна с них удаляют мелом или гажей. Для этого мел или гажу разводят в воде до сметанообразной густоты, наносят пасту на загрязненную жировыми веществами поверхность, а после высыхания меловую или гажевую пленку снимают металлическими щетками. Обезжиривание необходимо производить до очистки поверхностей пескоструйным аппаратом или электрощетками.

Поверхности после обезжиривания и очистки обдувают струей сжатого воздуха для удаления пыли.

Обработка поверхностей заключается в выполнении следующих операций, предшествующих окраске: подмазка трещин, шлифование подмазанных мест, огрун-товка, шпатлевание и т. д.

Подготовленные трещины до подмазки грунтуют, чтобы снизить тянущую способность их поверхности (способность впитывать) и не допускать впитывания в нее связующих веществ шпатлевки, в результате которого шпатлевка вываливается из подмазанных мест.

При подмазке трещин гажевыми шпатлевками необходимость в предварительной огрунтовке отпадает. Такие шпатлевки благодаря увеличению объема гажи в процессе схватывания полнее заполняют трещины.

Трещины подмазывают вручную шпателями. Вначале трещину заполняют поперечным (по отношению к ней) движением шпателя, а затем уложенный слой выравнивают движениями шпателя вдоль трещины.

Подмазанные места шлифуют наждачной или стеклянной шкуркой № 1 или 2.

Огрунтовка больших поверхностей ручным способом ведется маховой кистью или макловицей, а небольших поверхностей на границе двух плоскостей, окрашиваемых в разные цвета (отводку),— кистью-ручником.

Маховой кистью набирают из бачка небольшое количество грунтовки и наносят на поверхность штукатурки плавными движениями так, чтобы кисть касалась поверхности только концами волос; кисть необходимо.время от времени поворачивать, чтобы волос ее срабатывался равномерно со всех сторон. Грунтовку на стены наносят двумя взаимно перпендикулярными движениями, сначала горизонтальными, затем вертикальными, а на потолке — движениями, перпендикулярными по отношению к свету, затем параллельными свету. Вторичный проход кистью по поверхности называется растушевкой. Грунтовку следует накладывать ровным слоем, не оставляя жирных нерастушеванных полос и следов кисти.

При огрунтовке поверхностей под улучшенную окраску ее проводят дважды, причем для второго прохода мела в составе грунтовки должно быть почти в два раза больше, чем при первой огрунтовке; мел способствует заполнению пор в штукатурке и образованию набела, что дает возможность получить относительно гладкие поверхности с едва заметной шероховатостью.

Для огрунтовки поверхностей под высококачественную окраску кроме перечисленных операций поверхность шпатлюют. В этих случаях в грунтовочные составы вводить мел нельзя, так как при этом на выровненной поверхности остаются следы кисти, которые видны и после окраски, особенно механизированной.

Шпатлевание (сплошное) выполняют только по огрунтованным поверхностям, так как без этого вяжущее из шпатлевки проникает в толщу штукатурки. Слой шпатлевки, прилегающий к ней, почти полностью теряет клей и на окрашенной поверхности неизбежны отслоения краски вместе со шпатлевкой. Кроме того, при отсутствии огрунтовочного слоя шпатлевку нельзя нало: жить ровным слоем, так как обрабатываемая поверхность, поглощая из шпатлевки жидкую фазу, обезжиривает ее, делает менее подвижной, густой.

При большом объеме работ шпатлевку наносят на поверхность пистолетом. В этом случае шпатлевка должна иметь осадку 9 см по стандартному конусу. Нанесенный пистолетом слой шпатлевки толщиной 1—1,5 мм сразу заглаживают двумя взаимно перпендйкулярными движениями резиновых полутерков или шпателей.

В последнее время широкое применение находят механизированные шпатели.

Для ручного шпатлевания применяют деревянные пропитанные горячей олифой шпатели из плотного мел-кослойного дерева (бук, береза).

После высыхания шпатлевки ее шлифуют наждачной шкуркой, закрепленной на диске шлифовального аппарата, или вручную пемзой. При необходимости нанесения второго слоя шпатлевки ошлифованную поверхность снова грунтуют, а затем шпатлюют и шлифуют.

Обработка сухой штукатурки грунтовочными и шпатлевочными составами почти не отличается от описанных способов обработки мокрой штукатурки; следует иметь в виду, что при сухой штукатурке нужно заделывать швы стыков и изолировать шляпки гвоздей масляными красками или нитрокрасками.

При обработке поверхностей под окраску экономичными малярными составами в некоторых случаях нужно производить кроме перечисленных дополнительные операции с использованием соответствующих шпатлевоч-но-грунтовочных составов.

Рис. 1. Положение пистолета-распылителя при нанесении шпатлевки
а — на стену; б — на потолок

Красочные составы. Краски строительные используются для защитного и декоративного покрытия деталей, конструкций и сооружений. Изготовляются они в виде сухих порошков, паст или жидкостей различной вязкости из связующих веществ и пигментов; в состав некоторых красок входят, кроме того (порознь или вместе), сиккативы, наполнители, растворители органические и пластификаторы. По виду связующего вещества различают краски: клеевые, казеиновые, силикатные, синтетические, эмали, водные и масляные эмульсии.

Клеевые краски сухие, состоящие из пигментов, наполнителей и тонкоизмельченного животного клея, доводятся до рабочей вязкости водой на месте их использования; они применяются для окраски внутренних оштукатуренных поверхностей или сухой штукатурки.

Казеиновые краски сухие, состоящие из смеси казеина, извести-пушонки, пигментов и минеральных солей (буры, фтористого натрия), применяются для окраски внутренних и наружных оштукатуренных кирпичных и реже деревянных поверхностей.

Силикатные краски сухие, состоящие из смеси тонкомолотого талька, цинковых белил и пигментов, доводятся до рабочей вязкости растворимым стеклом, преимущественно калийным, и применяются для окраски наружных оштукатуренных кирпичных поверхностей, а также поверхностей, подвергающихся периодическому увлажнению.

Перечисленные краски для покрытия металла не используются. За последние годы широкое применение получили водно-эмульсионные синтетические краски — поливинил ацетатные (ВА-17 — для наружных и внутренних работ; ВА-27, ВА-27А —для внутренних работ) и стиролбутадиеновые (КЧ-26 и КЧ-26А —для внутренних работ). Этими красками окрашиваются оштукатуренные кирпичные, бетонные, деревянные и другие поверхности (кроме полов). Металлические поверхности можно окрашивать ими при условии предварительной огрунтовки поверхности.

Водно-эмульсионные краски вместо растворителей содержат воду. Продолжительность их высыхания 2—4 ч.

Поливинилацетатные краски (ВА) приобретают прочность и водостойкость только в том случае, если в них добавлен пластификатор — дибутилфталат; без этого краски легко смываются с поверхности. Краску с пластификатором можно транспортировать и применять при положительной, а без него и при отрицательной температуре.

Стиролбутадиеновые краски выпускают только в готовом для использования виде. На месте их надо только разбавить водой до нужной консистенции.

Краски для фасадов. Для этой цели широко применяются перхлорвиниловые, а также полистирольные и цементно-перхлорвиниловые окрасочные составы.

Перхлорвиниловые составы выпускают на основе перхлорвиниловой смолы, хорошо (до 20%) растворяемой в каменноугольном сольвенте и ксилоле.

Перхлорвиниловые краски приготовляют в приобъектных мастерских следующим образом: вначале готовят однопигментные краски, т.е. каждый выбранный пигмент в отдельности перетирают с 10%-ным лаком в мельнице. Степень измельчения до 30 мк. После этого в зависимости от требуемого колера однопигментные краски смешивают в определенном соотношении.

Применяются следующие земляные пигменты — охра, мумия, железный сурик, умбра, а также окись хрома и моностраль (синий). Органические пигменты, а также ультрамарины нельзя применять, так как они быстро выцветают.

Перхлорвиниловые покрытия обладают повышенной водостойкостью, химической и атмосферной устойчивостью, а также высокой адгезией к штукатурке, кирпичу и бетону.

Полистирольные и цементно-перхлор-виниловые краски изготовляются аналогично пер-хлорвиниловым. Они менее токсичны и дешевле перхлор-виниловых, но их атмосфероустойчивость ниже.

Перхлорвиниловые и полистирольные фасадные краски содержат до 6% смолы и повышенное количество пигментов. Если в обычных красках соотношение между связующими и пигментами составляет 1:1—1:2, то это соотношение в указанных красках составляет 1:6,7. Поэтому покрытия получаются воздухо- и паропроницае-мыми.

Краски сохраняют рабочую консистенцию и при отрицательной температуре воздуха, что дает возможность организовать круглогодичный ремонт фасадов. Прочность покрытий такова, что позволяет периодически мыть окрашенные фасады. Срок службы фасадных красок 6— 8 лет.

Краски масляные состоят из пигментов с наполнителями (тяжелым и легким шпатом, ильменитом и др.). Их выпускают густотертыми (перетертыми с олифой), требующими разбавления до рабочей вязкости олифой на месте, и жидкотертыми (готовой рабочей вязкости), Применяют для внутренних и наружных окрасок по штукатурке, дереву и металлу. Для защиты металла краска должна состоять из частично полимеризованно-го льняного масла и минерального или металлического пигмента (окиси свинца и цинка, окислы железа, хромат цинка, барит, порошок алюминия, порошок цинка и др.).

Эмульсионные краски занимают среднее место между высококачественными клеевыми и масляными красками. В зависимости от количества масла в них различают эмульсии MB, близкие к клеевым краскам и разбавляемые водой, и эмульсии ВМ, близкие к масляным краскам, разбавляемые олифой.

Эмульсии ВМ и MB приготовляют по разным рецептам. Например, эмульсии ВМ можно получить перемешиванием: а) 1 кг натуральной олифы; 2,5 кг 10%-вед© раствора животного клея; 0,3 л известкового м#&ша,и 0,8 кг растворителя; б) 1 кг натуральной олифы; 0,9 кг

30%-ного раствора мездрового клея; 0,3 кг известкового молока и 1,8 л воды; в) 10 кг уплотненной олифы; 0,2 кг тертых цинковых белил и 10 л воды; г) 10 кг натуральной олифы; 1 кг канибензола и 20 кг известково-клеевого раствора, полученного при смешении 10 кг 8— 10%-ного раствора животного, растительного или казеинового клея с 1 кг известкового молока.

Для изготовления эмульсии ВМ эмульгатор смешивают с олифой (или другим маслом) и разбавляют растворителем. Эмульсии MB готовятся путем добавления эмульгатора в клеевой раствор. Наиболее распространенными из них являются эмульсии MB: а) на казеиновом клее, который состоит из 0,9—1 кг казеина кислотного; 0,05—0,01 кг 25%-ного раствора аммиака; 1 кг натуральной олифы и 10 л воды; б) на животном клее, который состоит из 1 кг клея животного; 0,2—0,3 кг мыла (40%-ного); 1 кг натуральной олифы и 10 л воды.

При составлении колеров из эмульсий MB и ВМ, а также и других колеров необходимо иметь в виду следующие группы колеров по интенсивности и насыщенности цветных тонов;
цельные, имеющие предельно насыщенный цветовой тон основного пигмента, в которых нет белых пигментов (за исключением белого колера);
интенсивные, в которых преобладает тон основного пигмента, но с небольшим количеством белого пигмента;
нормальные, в которых основной пигмент и пигмент белого цвета находятся примерно в равном количестве;
разбавленные, в которых преобладает белый пигмент, с небольшим количеством других пигментов для придания колеру определенного тона.

Колеры, составленные на эмульсиях MB, при высыхании светлеют, поэтому пробы нужно сличать с эталоном после их полной просушки.

После подбора колера его надо заготовить в количестве достаточном для всего помещения. При этом надо помнить, что клеевой раствор добавляют на то количество колера, которое будет израсходовано в течение 1—2 дней (при эмульсии типа MB), в противном случае^ может произойти переклейка колера и на окрашенной поверхности образуются мраморовидные пятна.

С целью снижения стоимости окраски колер можно недоклеить, т. е. уменьшить содержание клея в краске.

Недоклеенный колер выглядит приятнее, живее, но от-мелйвает. Такие колеры можно применять для окраски стен выше панели и потолков.

Добавление в колер клея способствует устранению следов кисти. Способность колера разливаться по поверхности, но не стекать имеет большое значение при механизированном способе окраски. Поэтому для снижения текучести колера в него добавляют наряду с животным клеем растительный (мучной клейстер).

Если колеры имеют текучесть от избытка щелочи, в них вводят загуститель: медный купорос, канифоль, алюминиево-калиевые квасцы. Перед использованием колеров их необходимо испытать на текучесть и, если нужно, ввести в них соответствующий загуститель.

С целью удешевления и повышения качества малярных работ, выполняемых экономичными малярными растворами, разработаны грунтовочные составы, заменяющие олифу, и грунтовки, приготовленные на ней. Для приготовления этих составов используются щелочная вытяжка и клеевые, масляные и комбинированные растворы. Щелочная вытяжка приготавливается из извести, золы, шлака или других щелочесодержащих отходов.

Вспомогательные материалы. Для приготовления окрасочных составов используются разнообразные вспомогательные материалы: растворители, разбавители, смывки, сиккативы и др.

Растворители и разбавители применяют для растворения и разжижения уплотненных олиф, загустевших масляных красок, эмульсий ВМ, лаков и других неводных красочных смесей и составов. Разбавители отличаются содержанием пленообразователей, к них относятся и олифы. Наиболее распространенными являются: разбавитель РДВ, растворители № 646, Р-4, очищенный бензин или уайт-спирит, обычный бензин, керосин и др.

Сиккативы предназначены для ускорения высыхания масляных красок, они добавляются в количестве 5—10% от общего объема. Производятся сиккативы светлый № 63 и темный № 64, а также светлый и темный сиккативы № 1.

Прочие материалы:
— медный купорос (сернокислая медь) — синие или темно-голубые кристаллы, в смеси с мылом и клеем применяется для приготовления купоросных грунтовок;
— алюминиево-калиевые квасцы — бесцветные кристаллы, используются для приготовления квасцовых грунтовок и ускорения высыхания штукатурки;
— глинозем или сернистый алюминий — глыбы серовато-желтого цвета, дешевый заменитель медного купороса и квасцов;
— сода углекислая (кальцинированная и кристаллическая) применяется для промывки закопченных поверхностей, стекол, для растворения казеина, а также как эмульгатор в эмульсиях MB. Каустическая сода в виде 3—5%-ного раствора используется для удаления старого слоя масляной краски или лака;
— нашатырный спирт и бура техническая используются для приготовления казеинового клея;
— соляная кислота в виде 1—2%-ного раствора применяется для промывки загрязненных и закопченных поверхностей и для удаления набелов; – мыло хозяйственное употребляется при составлении грунтовок, эмульсий и для промывки поверхностей;
— ЕОСК пчелиный используется для приготовления матовых колеров и эмульсий. Полным или частичным заменителем его является парафин и церезин;
— пемза природная и искусственная, а также наждачная и стеклянная бумага служат для шлифовки поверхности;
тимол, формалин и раствор сулемы используется для стерилизации древесины;
— фенолфталеин служит для определения влажности штукатурки и пригодности ее под окраску.

Окраска поверхностей. Окраска фасадов вручную допускается при малых объемах работ и ее целесообразнее всего производить меховым валиком на удлиненной ручке.

При механизированной окраске фасада наиболее производительна работа при помощи красжораспыли-тельной форсунки-удочки пистолета СО-71 или 0-45А. Состав к распылительному механизму подается сжатым воздухом компрессорами из красконагнетательного бачка по резиновым шлангам.

Состав наносят на поверхность ровным слоем, не допуская потеков краски. Во избежание неоднотонности окраски перерыв в работе рекомендуется делать только в местах архитектурных членений фасада (балконы, углы и др.).

При работе меховым валиком окрасочный состав подают на рабочее место в емкость тем же способом, что и при механизированной окраске.

Фронт работ по окраске фасадов разбивают на захватки, размер которых устанавливается с учетом дневной выработки звена. Контуры захваток совмещают с границами панелей стен, где не будет заметна разная краска в случае перерыва в работе. Окраску производят начиная с верхнего этажа.

Окраску фасада здания выполняют с подвесных механизированных люлек ЛС-80-250. На зданиях до 12 этажей применяют также люльки с ручным управлением. При высоте зданий до 17 м могут применяться телескопические вышки.

Механизированная люлька ЛС-80-250 предназначена для подъема рабочих и строительных материалов на высоту до 80 м. Рабочая площадка люльки длиной 4 м допускает нагрузку в 2500 Н (2 чел. и 100 кг груза). Механизм подъемника люльки оборудован электроприводом. Люлька с ручным управлением длиной 4 м приводится в движение малярами при помощи лебедок.

Окраску фасадов как вручную, так и механизированным способом производит звено из двух маляров.

Внутренние малярные работы всегда выполняются поточио-расчлененным методом. Организация труда поточно-расчлененным методом предписывает каждому специализированному звену выполнять на захватках подготовительные, основные и завершающие операции только в пределах определенного, порученного ему цикла работ. В связи с этим поточно-рас-члененный метод называют иногда поточно-цикличным.

При организации труда поточно-комплексным методом каждое звено или бригада выполняет на захватках весь комплекс подготовительных, основных и завершающих операций без разделения на циклы. Работа звеньев на захватках производится параллельно, совмещается во времени. Такой метод организации труда, способствующий повышению ответственности рабочих за качество завершенной отделки помещений, обеспечивает и более высокое качество работ.
Для отделочных работ, выполняемых в жилищном строительстве поточно-цикличным методом, наиболее распространенным является звено из трех маляров (один 2-го, один 3-го и один 4-го разр.).

Количество звеньев, специализированных на выполнении каждого цикла работ, подбирается с таким расчетом, чтобы темпы выполнения циклов были примерно одинаковыми, с учетом времени, затрачиваемого не только на работу, но и на уход за выполненной операцией.

3. Примерная схема расстановки маляров при отделке 5-этажного дома поточно-комплексным методом

Рис. 2. Схема перемещения форсунки-удочки

Рис. 3. Положение форсунки-удочки при окраске поверхности
1 — слишком удаленное; 2 — слишком близкое; 3 — нормальное

Рис. 4. Пистолет-краскораспылитель С-765

При поточно-комплексном методе организации труда на малярных работах бригада маляров составляется из соответствующего количества однотипных звеньев по 3 чел. и включает рабочих, обслуживающих компрессор и нагнетательные бачки. Каждому звену отводят от четырех до восьми квартир.

Бригада состоит в данном случае из 12—13 звеньев.

Учитывая, что трудоемкость работ при отделке разных квартир неодинакова, расстановку звеньев на каждом корпусе меняют. Звено, выполнившее в одном корпусе отделку нижних этажей, работает в следующем корпусе на верхних этажах. Отделку лестниц звенья производят поочередно.

Окраска поверхностей водно-меловым составом, как правило, производится механизированным способом при помощи электрокраскопульта С-574. Небольшие поверхности окрашивают ручным краскопультом СО-20 (С-536А). Окраску поверхностей электрокраскопультом производят так же, как и огрунтовку.

Масляную окраску поверхности выполняют при помощи пистолета-распылителя или форсунки-удочки; пистолет держат перпендикулярно обрабатываемой поверхности на расстоянии от нее 25—30 см.

Производство работ клеевыми окрасочными составами с помощью валиков или кистей допускается только при очень малых объемах работ. Окраску поверхностей производят после просыхания последнего слоя грунтовки, но не позднее чем через 24 ч после нанесения грунта.

При работе кистями-макловицами стены окрашивают два маляра: один из них делает отводку и окрашивает со стремянки верхнюю часть стены, другой с пола — нижнюю. Одновременное окрашивание поверхности по всей высоте обязательно во избежание появления полос в местах соединения краски верхней и нижней частей стены.

При применении валика маляр погружает его в ванночку с краской до полного насыщения окрасочным составом и прокатывает по наклонной металлической решетке, уложенной в ванночке. Состав наносят, прокатывая валик по поверхности с последующей растушов-кой равномерными движениями сверху вниз, перекрывая каждую предыдущую полосу на 3 см.

Для выполнения клеевой окраски с накатом рисунок наносят при помощи узорного резинового валика , простой конструкции либо совмещенного с резервуаром (аппарат ЦНИИПС).

При накатке поверхностей узорный валик держат в правой руке и накатывают узор по вертикали движениями сверху вниз от карниза или верха панели, ориентируясь по вертикальным углам комнаты, пилястрам, откосам и т. п.

Масляную окраску стен целесообразно производить при помощи валиков. Высокая производительность труда достигается путем применения валиков с пневматической подачей окрасочного состава.

Столярные изделия рекомендуется окрашивать при помощи кисти-ручника или набора профилированных поролоновых валиков, в том числе валик с защитным приспособлением. Для окон размер валика подбирают в зависимости от ширины переплета и выступающей части коробки, а для дверей — от ширины обвязки и типа дверей.

Окраску радиаторов следует выполнять при помощи пистолета-распылителя СО-19А (С-512А) с малогабаритным компрессором С-5П, валиком либо фигурными кистями. При помощи этих кистей можно окрашивать смонтированные радиаторы с тыльной стороны и ниши за радиаторами.

Металлические лестничные ограждения и балконные решетки окрашивают двойным поролоновым валиком; при этом окрашиваемый элемент находится между валиками. Перемещая валики вверх и вниз, окрашивают каждый элемент ограждения по всей его высоте.

Окраску тыльной стороны труб выполняют приспособлением, которое заводят между стеной и окрашиваемым трубопроводом; окраска производится движениями приспособления вверх и вниз. Для окраски дощатых полов применяют пистолеты-краскораспылители и валики.

Приемка работ. Малярные работы принимают только после полного высыхания водоразбавленных красок и образования пленки на поверхностях, покрытых водными составами, эмалями и лаками, когда легко обнаружить все дефекты. Поверхности, окрашенные водными составами, должны быть однотонными; на них не должно быть пятен, полос, натасков, потеков, брызг, пузырей, вздутий, отлупов, волосных трещин, пропусков, волосков от кисти, отмеливании поверхности и местных исправлений, выделяющихся на общем фоне. Следы кисти допускаются только при простой окраске, если они не заметны с расстояния 3 м от окрашенной поверхности.

Поверхности, окрашенные масляными, эмалевыми и лаковыми составами, должны иметь однотонную фактуру (глянцевую или матовую); просвечивание нижележащих слоев краски, пятна, отлупы, морщины, потеки, пропуски, куски пленки, видимые крупинки краски, неровности вследствие плохой шлифовки и следы кисти не допускаются. Местные искривления линий и закраска сопряжений поверхности, окрашенных в разные цвета, при высококачественной окраске не допускаются, при улучшенной — не должны превышать 2 мм, а при простой — 5 мм. Бордюры, фризы и филенки должны быть одинаковой ширины на всем протяжении и не иметь стыков. При окраске металлических или деревянных изделий должны быть сохранены профили фасок, калевок и других рельефов,
В настоящее время водными и масляными составами окрашивают стены при помощи меховых и капроновых валиков. В этом случае при приемке работ нельзя допускать пропусков, перекосов линий и перехлестов стыков.

На обнаруженные при приемке дефекты окраски и их причины составляют акт. Затем выбирают способ их устранения и устанавливают срок выполнения исправлений.

Малярные работы производятся в основном для цветового оформления поверхностей. В то же время окраска может осуществляться с целью защиты конструкции от гниения, коррозии, придания ей хороших гигиенических свойств. Тонкая, затвердевшая на поверхности пленка красочного состава защищает конструкцию от целого ряда внешних воздействий.

При производстве малярных работ отделку поверхностей осуществляют слоями, состоящими из грунтовки, подмазки, шпаклевки, окраски и покровного слоя.

Жидкий грунтовочный состав закрывает все мелкие поры поверхности, густая подмазка заполняет отдельные дефекты и углубления, слой шпаклевки выравнивает поверхность и улучшает внешний вид последующей окраски; окрасочные слои дают цветовую отделку плоскостей, а покровный слой защищает окрасочный и придает ему блеск.

Окрасочные материалы состоят обычно из трех основных компонентов:
а) связующие вещества, создающие при высыхании пленку. Их подразделяют на группы: водно-клеевые, изготовляемые из животных клеев (мездровый, костяной, рьбий), казеина, крахмала и других в смеси с водой; водно-известковые, получаемые из извести и воды; масляные, изготовляемые из растительных масел, обработанных путем варки; лаковые или эмалевые, изготовляемые из синтетических смол, эфиро-целлюлозы и др.; водно-эмульсионные, получаемые эмульгированием (смешением) в специальных машинах (эмульсаторы) олиф или лаков в воде;
б) растворители, разжижающие красочный состав до требуемой вязкости (например, вода, олифа, скипидар, уайт-спирит и др.);
в) пигменты (красящие вещества).

Пигменты могут иметь природное или искусственное происхождение и изготовляться как из минеральных, так и органических веществ.

Искусственные пигменты превосходят природные разнообразием, яркостью и сочностью цветов.

Для того чтобы получить качественные и долговечные красочные составы, входящие в них пигменты должны обладать: цвето-стойкостью (давать чистый цвет в тонких слоях), интенсивностью (способностью передавать свой цвет белилам), а также быть устойчивы к действию атмосферных осадков и химических веществ.

По цвету пигменты разделяют на:
а) белые, которые в свою очередь могут предназначаться для водных растворов (мел, известь, каолин, сернокислый барий) и масляных составов (цинковые, свинцовые, титановые и литопонные белила);
б) черные — сажа, графит, перекись марганца и черни (угли, полученные прокаливанием органических материалов без доступа воздуха);
в) желтые — охра, марс, крон свинцовый и цинковый, стронциа-новая желтая, неаполитанская желтая, кадмий желтый, сиена натуральная;
г) красные —сурик свинцовый и железный, киноварь натуральная, крон красный, кадмий красный;
д) зеленые — окись хрома, зелень изумрудная, волконскоит, зелень свинцовая, хромовая, цинковая;
е) синие — ультрамарин, кобальт синий, лазурь;
ж) коричневые — умбра, марc коричневый, ван-дик;
з) фиолетовые—кобальт фиолетовый и краплак фиолетовый.

Многие из перечисленных пигментов дают, в зависимости от способов их приготовления, богатую палитру оттенков.

Смешивая три компонента: связующее, растворитель и пигменты, составляют окрасочные составы.

Водно-известковые составы получают смешением известкового теста или евежезагашенной молотой кипелки с водой с добавлением поваренной соли или олифы; эти составы применяют для окраски кирпичных стен и бетонных поверхностей.

Водно-клеевые составы приготовляют на растворе отварного клея с добавкой пигмента, мела и воды. Они имеют широкое применение для внутренней окраски помещений.

Казеиновые клеевые составы выпускают в виде готовых сухих смесей; они состоят из измельченного казеина, пигмента, щелочи, извести-пушонки и разбавляются водой.

Силикатные краски выпускают в виде сухой амеси, состоящей из мела, талька, цинковых белил и пигментов. Перед употреблением сухую смесь затворяют и доводят до нужной степени вязкости жидким стеклом. Эти составы более прочны, чем обычные клеевые, и могут применяться в наружных окрасках.

Масляные окрасочные составы основаны на применении в качестве связующего вещества олифы. Их получают, тщательно растирая олифу с пигментами в краскотерках. Эти составы применяют для окраски деревянных, металлических и других поверхностей.

При необходимости ускорить высыхание масляных окрасочных составов в них добавляют сиккативы.

Постепенно доля использования масляных красочных составов в строительстве уменьшается, их место занимают новые синтетические водоразбавляемые краски, для которых не требуется расходовать дефицитные льняные и конопляные масла.

Водно-эмульсионные окрасочные составы, экономящие расход олифы, применяют для той же пели.

На производстве для приготовления высококачественных стойких водно-олифных эмульсий могут применяться специальные акустические установки с производительностью до 2 т эмульсии в 1 ч. Экономия олифы при этом составляет до 50%. Эмульсии, полученные на этих установках, не расслаиваются в течение нескольких месяцев.

Эмалевые краски представляют собой перетертые на растительных маслах или лаках пигменты. Разводят их перед употреблением специальными растворителями или глифталевыми лаками. Растворением нитроцеллюлозы и смолы с добавлением пигментов в летучих органических растворителях получают быстро сохнущие нитроэмали. Эмалевые краски и нитроэмали пригодны для внутренних окрасок деревянных и металлических поверхностей.

Перхлорвиниловые эмали не содержат масел и являются надежными составами для окраски фасадов.

Подготовка поверхностей под окраску

В зависимости от требований, предъявляемых к качеству малярных работ, окраску подразделяют на простую, улучшенную и высококачественную.

Простую окраску применяют для отделки зданий, имеющих подсобное значение, где качество оформления поверхностей не диктуется эстетическими требованиями (временные сооружения, складские помещения и т. п.).

Улучшенная окраска производится при отделке зданий массового жилищно-гражданского и .промышленного строительства.

Поверхности отдельных помещений культурно-зрелищных, административных и других общественных зданий с высокими требованиями оформления интерьеров покрывают высококачественной окраской.

В зависимости от требуемой степени качества окраски определяется количество операций, связанных с подготовкой поверхностей. В любых случаях производится предварительная очистка их от грязи, пыли, пятен, потеков раствора. На оштукатуренных и бетонных плоскостях следы затирки удаляются электро- или пневмо-шлифовальными машинами. Все трещины на поверхности расширяются прорезкой ножами или стальными шпателями и продуваются сжатым воздухом для удаления из них пыли. После подмазки трещин и щелей шпаклевкой всю поверхность прочищают песчаным камнем — лещадью. На плоскостях деревянных изделий срезают на 2 мм в глубину сучья и торцы нагелей, удаляют задиры древесины, засмолы и старую масляную покраску.

Металлические конструкции перед покраской должны быть тщательно очищены от слоя коррозии. В зависимости от объема работ и формы плоскостей для удаления ржавчины можно использовать различные инструменты: стальные щетки, нневмоекребки, электрошлифовальные машины с шарошками, пескоструйные аппараты и т. п.

Вслед за очисткой выполняют первую грунтовку поверхностей, которая придает ей однородную пористость. Составы грунтовок зависят от вида будущей покраски.

Под клеевую окраску грунтовки делают чаще всего купоросные, в состав которых входит плиточный клей, хозяйственное мыло и медный купорос. Могут также применяться и другие виды грунтовок: известковая, мыловар, квасцовая и т. п.

Под известковую и казеиновую окраску делают известковую грунтовку. Ее приготовляют из известкового теста с небольшой добавкой натуральной олифы и поваренной соли.

Под силикатную окраску грунтовки приготовляют из жидкого стекла и мыла, а под эмульсионную —из компонентов красочных составов, только разбавленных большим количеством воды. Поверхности, предназначенные под масляную окраску, пропитывают олифой, подкрашенной соответствующими пигментами. При грунтовке деревянных поверхностей олифа подогревается до 50—60°.

Индустриализация строительства предусматривает высокую степень заводской готовности деревянных изделий. Оконные и дверные заполнения должны прибывать на объект остекленными и полностью подготовленными под окончательную окраску.

По огрунтованным поверхностям для заполнения неровностей и мелких углублений производят шпаклевку специальными шпаклевочными составами. Для того чтобы подготовить достаточный фронт работ для механизированного нанесения шпаклевочного состава, надо заранее, до нанесения первого слоя шпаклевки, произвести подмазку отдельных крупных выбоин, углублений и вмятин на поверхности.

В зависимости от связующего шпаклевочные составы делают клеевыми, масляными, маеляно-клеевыми и лаковыми. Наиболее прочными являются масляные и лаковые шпаклевки, а из клеевых —- казеиновые. Клеевая шпаклевка состоит из мела, добавляемого в состав купоросной грунтовки, и животного клея.

Масляную шпаклевку приготовляют из мела, натуральной олифы, сиккатива, животного клея, скипидара.

Шпаклевку наносят за один, два, а иногда и три раза. Причем после нанесения и просыхания каждого слоя шпаклевки производят шлифовку поверхности пемзой, мелкой наждачной шкуркой или шлифовальными машинками.

Если шпаклевочные работы проводятся в больших объемах, то возле здания, в котором ведется отделка, устанавливают компрессор и агрегат для приготовления и подачи шпаклевочных составов, а на этаже размещают емкости для хранения составов и шпаклевочный агрегат непрерывного действия.

Шпаклевочный состав, приготовляемый в растворомешалке, с помощью растворонасоса перекачивают по шлангам в емкости, установленные на этаже. Здесь им заправляют бачки шпаклевочного агрегата, откуда он поступает к удочкам и пистолетам-распылителям. Отдельные труднодоступные места шпаклюются деревянными или металлическими шпателями вручную.

Рис. 6. Установка непрерывного действия для подачи шпаклевочного состава к рабочему инструменту:
1 — компрессор; 2— бачок для жидкой шпаклевки; 3 — пистолет-распылитель

Окраска поверхностей

Окраска поверхностей в зависимости от объема производимых работ может производиться вручную (кистями, валиками) или с помощью различных механизированных установок и приспособлений. Выбор способа производства и инструмента для окрасочных работ зависит также от степени сложности поверхностей и вязкости красочного состава.

При нанесении жидких водно-меловых и водно-известковых красочных составов обычно используют ручные или электрические краскопульты. Принцип действия краскопультов основан на том, что красочный состав подается из расходной емкости под давлением воздуха в распылительную форсунку, из которой он вылетает в виде факела мельчайших частиц. Во время покраски маляр не должен чрезмерно приближать форсунку к поверхности, так как это приведет к потекам красочного состава и рикошетированию брызг от поверхности. Чрезмерное удаление форсунки от поверхности приводит также к снижению качества работы и перерасходу материалов, так как частицы красочного состава, не долетая до поверхности, оседают на пол. Наиболее рациональное расстояние от форсунки до поверхности — 0,75—1 м. В процессе работы оно корректируется маляром. Для того чтобы рабочему было удобно оперировать форсункой, ее прикрепляют к легкой металлической трубке — удочке.

Рис. 7. Схема ручного краскопульта:
1 — бачок с краской; 2 — всасывающий шланг; 3 — всасывающаяся воронка; 4— клапанная коробка; 5 — ручной насос; 6 — рукоятка ручного привода; 7 — поршень насоса; 8 — предохранительный клапан; 9 — колпак; 10— шар колпака; 11— пробковый кран; 12 — нагнетательный шланг; 13 — форсунка для распыления краски

Рис. 8. Механизированная окрасочная установка:
1— компрессор; 2 — шланг подачи сжатого воздуха к бачку с краской; 3 — бачок для краски; 4 — шланг подачи сжатого воздуха к пистолету-краскораспылителю; 5 — пистолеты-краскораспылители

Для нанесения вязких красочных составов применяют окрасочные агрегаты пневматического распыления, создающие в системе высокое давление. Вязкие краски наносятся на поверхность пистолетом-распылителем.

Окраска фасадов

Окраску фасадов зданий производят красочными составами с повышенной устойчивостью к атмосферным осадкам и действию низких температур.

Наиболее простым и дешевым красочным составом для фасадов является известковый. Однако образуемая им пленка недостаточно прочна и требует довольно частого обновления. Такой же недостаток присущ казеиновым красочным составам.

Более устойчивы к внешним воздействиям, а отсюда и более долговечны, силикатные краски. Широкое распространение имеют перхлорвиниловые красочные составы. Затвердевшие перхлорвини-ловые пленки обладают высокой степенью стойкости по отношению к внешним воздействиям. Область применения перхлорвиниловых красок ограничивается их дефицитностью и необходимостью шпаклевать фасады перед покраской.

Разработаны и внедряются в практику красочные составы на основе эпоксидных смол, поливинилацетатного синтетического связующего и др.

Один из экономичных и простых способов окраски фасадов связан с использованием в качестве красочного состава цементного молока, состоящего из цветного цемента и воды примерно в равных весовых отношениях. Большим преимуществом цветных цементных покрасок является то, что с течением времени вяжущее вещество в цементном молоке, затвердевая в единый монолит с конструкцией, позволяет через определенный промежуток времени «освежить» офактуренную поверхность путем промывки водой. Офактуренная поверхность после промывки приобретает вид первоначальной покраски. Кроме того, стоимость офактуренной поверхности из цветных цементов ниже, в сравнении с другими.

Лучше всего наносить фактурный слой из цветных цементов на плоскость свежезатвердевшей конструкции, так как в этом случае улучшаются условия сцепления красочного слоя с материалом стены.

Отделку поверхности цветными цементами производят пневмо-инструментами (краскопульты, пистолеты-распылители и т. п.). Механизированный способ окраски дает ровную поверхность. При покраске плоскости кистями на фасаде получаются заметные полосы.

Раствор для покраски перед употреблением тщательно перемешивают и процеживают, чтобы случайные крупинки не засоряли форсунку пневмоинструмента. Количество заготовленного цветного раствора не должно быть больше двухчасового расхода, так как при более длительном хранении раствор начинает схватываться и делается непригодным для окраски.

Не рекомендуется производить покраску цветными растворами конструкций, выложенных из силикатного кирпича, так как окрашиваемая поверхность покроется пятнами из-за высолов извести.

Для создания лучших условий твердения цементной пленки перед покраской поверхность один-два раза поливают водой, после чего наносят красочный состав. По истечении 2—3 суток наносят второй слой цветного цементного раствора.

Окраску наружных стен не следует производить в жаркую, ветреную и дождливую погоду, так как ветер и солнце сушат поверхность и незатвердевший цемент будет «мелить» и осыпаться, а дождь смоет несхватившийся цемент.

Для окраски фасадов используют те же механизированные установки, что и для внутренних работ. Давление воздуха на красочные составы в материальных бачках установок регулируют в зависимости от высоты подачи составов.





Похожие статьи:

Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Малярные работы

Статьи по теме:





Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум