Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Изготовление вентиляционных систем

Материалы, инструменты и приспособления для изготовления и монтажа воздуховодов


Материалы, инструменты и приспособления для изготовления и монтажа воздуховодов

Для изготовления деталей вентиляционных систем применяют различные материалы, в том числе черные и цветные металлы, полимерные материалы, строительные конструкции и детали и т. п. Материалы для изготовления воздуховодов выбирают в зависимости от характеристики транспортируемой среды. При относительной влажности среды, транспортируемой по воздуховодам, более 60% применение кровельной и тонколистовой стали следует предусматривать с покрытиями влагостойкими лаками и красками.

При перемещении воздуха температурой более 80 °С, а также воздуха с механическими примесями воздуховоды изготовляют из листовой стали толщиной 1,4 мм; при транспортировании воздуха с абразивными пылями толщина стали для воздуховодов должна обосновываться расчетом.

Металлические материалы. Углеродистая сталь обыкновенного качества по способу прокатки бывает горячекатаной, т. е. с предварительным нагревом заготовки, и холоднокатаной, т. е. без нагрева заготовки.

В зависимости от толщины листовая сталь подразделяется на толстолистовую — толщиной 4 мм и более и тонколистовую — толщиной до 3,9 мм. Тонколистовую сталь толщиной 0,35—0,8 мм называют кровельной.

Для изготовления воздуховодов, как правило, применяют горячекатаную тонколистовую сталь обычного качества, категории 3, нормальную в виде листов, рулонов или ленты. Детали вентиляционных систем (бандажи, фланцы, кронштейны, подвески и др.) изготовляют из конструкционных материалов — листовой, сортовой и фасонной сталей.

Листовую горячекатаную сталь выпускают в листах толщиной 0,4—160 мм, шириной 500—3800 мм, длиной 1200—9000 мм и в рулонах толщиной 1,2—12 мм, шириной 500—2200 мм.

Листовую холоднокатаную сталь изготовляют в листах толщиной 0,35—0,65 мм и в рулонах толщиной 0,35—3 мм.

Кровельную сталь производят способом горячей или холодной прокатки в виде листов шириной 510—1250 мм, длиной 710—2500 мм, толщиной 0,35—0,8 мм.

Оцинкованную тонколистовую сталь выпускают с двухсторонним оцинкованным покрытием, которое предохраняет сталь от коррозии, в листах и рулонах толщиной 0,5—3,0 мм, шириной 710—1500 мм. Такую сталь применяют для изготовления воздуховодов, работающих в слабоагрессивных и влажных средах.

Сталь декапированная отожженная с протравленной от окалины поверхностью хорошо обрабатывается на штампах и идет на изготовление деталей вентиляционных систем.

Нержавеющую сталь применяют при монтаже вентиляционных систем в цехах для транспортирования воздуха, насыщенного агрессивными веществами. Для этой цели используют нержавеющую сталь марок 1X13, 2X13, 3X13 и 4X13 толщиной 0,8—3,9 мм. Воздуховоды из такой стали, трудно поддающейся механической обработке, выполняются только на сварке.

Кислотостойкая сталь характеризуется повышенным содержанием хрома и других добавок, стойких к различным кислотам. Марки такой стали 1Х118Н9Т, 1Х18Н9Т и др.

В настоящее время промышленность освоила выпуск нового высокоэффективного материала — металлопласта, имеющего повышенную антикоррозионную стойкость. Металлопласт — это стальной лист, покрытый поливи-нилхлоридной пленкой. Металлопласт обладает свойствами, присущими металлу и пластическим массам, он хорошо обрабатывается на механизмах, изготавливающих воздуховоды, и имеет хорошие антикоррозионные свойства. Стальной лист изготовляется из малоуглеродистой стали толщиной 0,5—1 и шириной до 1250 мм. Покрытие из пленки может быть любых расцветок, что важно по архитектурным и эстетическим требованиям. Металлопласт выпускается рядом заводов и предприятий с односторонним и двухсторонним покрытием и, как правило, поставляется в рулонах массой до 800 кг.

Следует иметь в виду, что все механизмы для изготовления воздуховодов (прямошовных) рассчитаны на размер металлического листа не более 2500 мм, поэтому наиболее часто употребляемой является листовая сталь размером 2500X2500 мм, толщиной 0,5—2 мм. При изготовлении воздуховодов на поточных линиях применяют рулоны шириной 1250 мм. Холоднокатаную и горячекатаную стальные ленты, применяемые для изготовления – спирально-замковых и спирально-сварных воздуховодов на станах, получают в результате резки рулона на полосы определенной ширины.

При изготовлении воздуховодов и деталей вентиляционных систем широко используют конструкционные материалы — сортовую и фасонную сталь, а также алюминиевый прокат.

Полосовая сталь (ГОСТ 103—76 с изм.) выпускается размерами 12X4—200X60 мм (первая цифра — ширина, вторая — толщина), поставляется в мотках или полосах в зависимости от размеров. Из полосовой стали делают фланцы для воздуховодов, средства крепления, различные ограждения и др.

Угловая равнополочная сталь (ГОСТ 8509—72 с изм.) поставляется от № 2 до № 25, что соответствует ширине полки в сантиметрах. Толщина угловой стали от 3_4 до 14—16 мм.

Угловая неравнополочная сталь (ГОСТ 8510—72 с изм.) изготовляется от № 2,5/16 до № 25/16 (перед чертой — размер большей полки в сантиметрах, за чертой— размер меньшей полки в сантиметрах). Из этой стали делают опоры и рамы под вентиляторы и другое вентиляционное оборудование.

Швеллерная сталь (ГОСТ 8240—72 с изм.) выпускается от № 5 до № 40 (номер швеллера соответствует высоте профиля в сантиметрах) и идет на изготовление каркасов, стоек, рам под вентиляционное оборудование, кронштейнов и др.

Двутавровая сталь (ГОСТ 8239—72 с изм.) поставляется от № 10 до № 70 (номер определяется путем деления высоты профиля в миллиметрах на 10). Двутавровая сталь мелких размеров употребляется при изготовлении опор под оборудование, каркасов и др.

Круглая сталь (ГОСТ 2590—71 с изм.) выпускается диаметром 5—250 мм. Из нее делают крепежные детали— фундаментные болты, тяги для подвески воздуховодов и т. п.

Квадратная сталь (ГОСТ 2591—71 с изм.) изготовляется со стороной квадрата от 5 до 200 мм. Из нее делают детали для крепления воздуховодов и оборудования.

При изготовлении воздуховодов, кроме стали, применяют цветные металлы и их сплавы, главным образом алюминий и титан. Алюминий в чистом виде мягок и имеет незначительную прочность, но его сплавы с медью, марганцем (дюралюминий) имеют достаточную прочность, хорошо обрабатываются на станках. Из дюралюминия, выпускаемого в виде листов толщиной 0,3—10,5 мм, длиной 200—2000 мм, делают вентиляционные детали и воздуховоды, предназначенные для работы в коррозионных и взрывоопасных средах и для перемещения газов с окислами азота. В последнее время воздуховоды изготовляют из алюминиевой фольги толщиной 0,1—0,15 мм. Применять алюминий для воздуховодов, перемещающих пары щелочей, не допускается.

Воздуховоды из титана обладают высокой коррозионной стойкостью к большинству агрессивных сред. Титан— тугоплавкий металл белого цвета, в 2 раза легче стали, хорошо обрабатывается и штампуется на обычных механизмах, на которых обрабатываются изделия из стали. В вентиляционных работах применяют технически чистый титан марок ВТ1-00, ВТ1-0 или низколегированные сплавы повышенной пластичности марок ОТ4-0, ОТ4-1 как наиболее технологичные. Листовой титан выпускают толщиной 0,8—1,8 мм, длиной 1500— 2000 мм и шириной до 800 мм. Широкое применение титана в вентиляционных работах сдерживается его высокой стоимостью.

Неметаллические материалы. Винипласт — жесткий, термопластичный материал, получаемый в результате специальной обработки поливинилхлоридной смолы. Он хорошо обрабатывается: режется, сваривается и склеивается и в нагретом состоянии гнется, обладает высокой химической стойкостью к воздействию агрессивных сред. Винипласт выпускают в виде листов длиной 1300 мм, шириной до 500 мм и толщиной 1—20 мм. Прутки для сварки винипласта делают диаметром 2; 3 и 4 мм.

Пленку для вентиляционных воздуховодов, изготовляемую из полиэтилена высокого давления, выпускают в виде рулонов, намотанных на втулки. В рулоне наматывается 300—400 м полотна шириной до 4000 мм, толщиной 30—200 мкм.

Асбестоцементные короба, применяемые для монтажа вентиляционных систем, выпускаются промышленностью двух видов: бесшовные без раструбов и раструбные.

Короба без раструбов изготовляют размером 100Х ХЮ0 и 300X300 мм, длина коробов сечением до 150Х XI50 мм составляет 2—3 м, а большего сечения — 4 м. Толщина стенок коробов колеблется от 8 до 10 мм. Бесшовные короба соединяют с помощью асбестоцементных муфт длиной 160 мм и толщиной 8—10 мм. Внутренние размеры сечения муфты несколько больше размеров сечения короба, для которого они предназначены.

Раструбные короба изготовляются размерами 300V Х300, 400X400, 300X500, 400X400, 400X500 и 500Х Х600 мм. Длина раструбных коробов составляет 1600 мм, толщина стенок —8—10 мм.

Асбестоцементные трубы безнапорные выпускают диаметрами 100—400 мм, длиной 2950—3950 мм, с толщиной стенок 9—17 мм. Соединяют такие трубы между собой с помощью асбестоцементных муфт. Асбестоцементные фасонные части {отводы, переходы и др.) могут быть заводского изготовления, но чаще выполняются в монтажных организациях, которые готовят их из отдельных отрезков асбестоцементных коробов. Если нельзя сделать такие фасонные части, то можно использовать обычные стальные фасонные детали, которые соединяют с асбестоцементным коробом или трубой на металлических фланцах.

Данные о материалах для изготовления воздуховодов и коробов из железобетона, пластобетона, арболита, шлакоалебастра и др. в настоящей книге не приводятся, так как такие короба делают и монтируют строительные организации.

Вспомогательные материалы и изделия. Для создания герметичности и прочности во фланцевых и бесфланцевых соединениях воздуховодов применяют различные уплотняющие материалы, которые в соответствии со СНиП 3.05.01—85 должны быть:
— из поролона, ленточной пористой или монолитной резины толщиной 4—5 мм или полимерного мастичного жгута (ПМЖ)—для воздуховодов, по которым перемещается воздух, пыль или отходы материалов с температурой до 70 °С;
— из асбестового шнура или асбестового картона — с температурой выше 70 °С;
— из кислотостойкой резины или кислотостойкого прокладочного пластика — для воздуховодов, по которым перемещается воздух с парами кислот.

Для герметизации бесфланцевых соединений воздуховодов следует применять:
— герметизирующую ленту «Герлен» — для воздуховодов, по которым перемещается воздух с температурой до 40 °С;
— мастику «Бутепрол»—для воздуховодов круглого сечения с температурой до 70 °С;
— термоусаживающиеся манжеты или ленты — с температурой до 60 °С и другие герметизирующие материалы, согласованные в установленном порядке.

Прокладки из ленточной пористой или монолитной резины изготовляют на монтажном заводе или ЦЗМ, а также на месте монтажа. Из листа или ленты резины вырезают кольцо либо рамку, соответствующую диаметру или периметру воздуховода, и пробивают в нем отверстия для болтов. Для прокладок применяют резину толщиной 3—5 мм.

Жгут ПМЖ-1 — это полимерный мастичный жгут, который изготовляют из полиизобутилена, битума, парафина, асбеста и масла нейтрального в виде круглого шнура диаметром 8—10 мм. Благодаря эластичности он хорошо прилегает к зеркалу фланца.

Профилированную резину выпускают в виде ленты шириной 20 и 28 мм, толщиной 2 мм, с утолщением по краям соответственно 3 и 4 мм. Для получения прокладки резину укладывают на зеркало фланца и в тонкой ее части делают проколы для болтов, при этом лента должна полностью перекрывать отбортовку и отверстия во фланцах. Из-за большой по сравнению со жгутами ПМЖ жесткости отверстия для болтов в прокладке приходится делать с помощью бородка, а при соединении фланцев малых размеров в ленте необходимо вырезать сегменты для лучшего прилегания ее к зеркалу фланца.

Резина листовая техническая поставляется промышленностью пяти типов, но в вентиляционных работах используют кислотощелочестойкую, тепло- и морозостойкую. Кислотощелочестойкая резина хорошо противостоит действию кислот и щелочей. Теплостойкая резина не должна терять свои свойства при температуре воздуха до 90 °С, а также водяных паров при температуре до 140 °С. Морозостойкую резину используют в воздушной среде при температуре —45 °С. Техническая резина всех типов должна быть термостойкой в пределах от —30 до 50 °С.

Соединительные термоусаживаюшиеся уплотняющие манжеты СТУМ изготовляют методом сварки полиэтиленового листа с последующей радиационной модификацией из терморада (термофита). Манжеты СТУМ выпускают диаметром 130—355 мм. Условное обозначение СТУМ состоит из трех цифр: 130/90—100 или 355/280— 100. Первые две цифры, написанные через косую черту, обозначают условный диаметр манжеты до и после усадки, третья цифра, написанная через тире, указывает длину манжеты. Например, 130/90—100 обозначает, что диаметр манжеты до нагрева равен 130 мм, после нагрева —90 мм, а длина манжеты —100 мм. Температура при эксплуатации манжет СТУМ должна составлять от —40 СС до 60 °С при избыточном давлении 0,1 Па.

Асбестовый шнур (ГОСТ 1779—83), применяемый для фланцевых соединений, выпускают толщиной 3—25 мм. Для изготовления прокладок отрезают кусок шнура нужной длины (в зависимости от диаметра или периметра воздуховода) и укладывают его ровным слоем на зеркало фланца, а затем пропускают болты сквозь шнур так, чтобы асбестовые нити огибали болт с обеих сторон.

Асбестовый картон (ГОСТ 2850—80 с изм.) выпускают в виде листов размером от 780X460 до 1000Х XI000 мм, толщиной 2,0—10 мм. Листы картона должны быть ровными, не иметь трещин, вдавленных мест и посторонних механических включений. Изготовление прокладок для фланцевых соединений из асбестового картона аналогично изготовлению прокладок из листовой резины. При хранении и транспортировании асбестовый картон необходимо защищать от увлажнения.

Прокладочный пластикат изготовляют из поливинил-хлорида и применяют как герметизирующий материал. Пластикат выдерживает температуру от —30 до 70 °С.

Бутепрол — невысыхающая герметизирующая мастика, применяемая в вентиляционных работах для бандажных соединений воздуховодов.

Герлен — нетвердеющая эластичная лента из нетканого материала, используемая для фланцевых соединений воздуховодов при температуре до 40°С, имеет длину ленты 12 м, ширину 80—200 мм и толщину 3 мм.

При производстве вентиляционных работ в заготовительном и монтажном производствах используют различные вспомогательные материалы — лакокрасочные, смазочные, а также метизы (металлические изделия). Применяют детали общего назначения — крепежные изделия (болты, гайки, шпильки, заклепки, шурупы и т. п.), а также стальные проволоку и сетку. Следует отметить, что все крепежные изделия стандартизированы.

Для фланцевых соединений воздуховодов наиболее широко используют мелкие болты и гайки диаметром 6; 8; 10 и 12 мм, а при монтаже вентиляционного оборудования — болты диаметром 22; 25; 28 мм и более. Широко применяются заклепки для односторонней клепки при изготовлении и монтаже воздухораспределителей, устройстве ответвлений от воздуховодов и магистралей и т. д.

При выполнении сварочных работ под слоем флюса или в среде защитных газов используют сварочную проволоку марок Св-08, Св-08а, Св-08ГА диаметром 0,3— 12 мм. При сварке алюминия применяют проволоку марок СвАМгЗ, СвАМг4.

Для ручной электродуговой сварки применяют электроды, которые представляют собой металлический стержень диаметром 1,6—12 мм, длиной 200—450 мм, покрытый обмазкой различных составов. В вентиляционных работах наиболее широко используют электроды марок МР-3, УОНИ-13/55, СМ-11, ОЗС-2 и др. При изготовлении гибких воздуховодов из стеклоткани в качестве каркаса применяют проволоку стальную из углеродистой стали.

Для передачи движения от провода (электродвигателя) к рабочему механизму (вентилятору, станку) и изменения частоты вращения используют приводные ремни, которые бывают текстильные, кожаные и резинотканевые. Последние применяют наиболее часто. По форме ремни бывают плоские и клиновые. Ремни приводные клиновые изготовляют из кордоткани, оберточной ткани я резины, соединенных в одно целое путем вулканизации. В поперечном сечении ремень имеет вид трапеции. Размеры ремней по длине определяются расчетом.

Лакокрасочные материалы, используемые для окраски вентиляционных изделий, представляют собой многокомпонентные составы, которые при нанесении их на поверхность слоем толщиной 30—100 мкм образуют пленку, защищающую изделие от коррозии и придающую ему хороший внешний вид. Основными компонентами лакокрасочных материалов являются пленкообразовате-ля, растворители и пигменты.

Для покрытия воздуховодов и изделий, работающих в обычных условиях, в качестве покрытий применяют различные перхлорвиниловые эмали, краски масляные и алкидные, а также грунт ГФ-021 (наиболее распространенный), сурик на олифе и др. При работе систем вентиляции в агрессивных средах используют эмали и специальные лаки, например ХВ-785, ХСЭ-25, ХВ-784 и др.

Растворители предназначены для разведения лакокрасочных материалов до состояния, пригодного для нанесения на изделия. В качестве растворителей применяют сольвент, бензин, уайт-спирит, этилацетат и др.

Для придания пленке цвета в качестве пигментов используют охру, железный сурик, белила, алюминиевую пудру, сажу. Кроме того, для придания пленке эластичности добавляют пластификаторы, сиккативы, ускоряющие высыхание пленки, и наполнители для увеличения прочности.

При ревизии вентиляционного оборудования, заливке подшипников, заправке масляных фильтров, а также для нормальной работы механизмов и компрессоров используют различные масла и смазки. Так, для смазывания трущихся частей механизмов рекомендуется масло индустриальное-12 (веретенное-2) или универсальная смазка среднеплавкая УС; компрессоров и воздуходувок— масло компрессорное; фильтров — масло висци-новое или парфюмерное.



Похожие статьи:
Монтаж систем вентиляции и кондиционирования воздуха

Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Изготовление вентиляционных систем

Статьи по теме:





Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум