Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Дизайн

Мебель и оборудование интерьера в эпоху Возрождения


Мебель и оборудование интерьера в эпоху Возрождения

Италия. Идеалом человека эпохи Возрождения с ее значительными экономическими и социальными преобразованиями становится сильная, волевая личность, способная изменить и усовершенствовать мир. Отсюда интерес к античности, древним произведениям архитектуры, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Отсюда также и возрождение ордерной системы, архитектурно-декоративных тем и мотивов, пластических и декоративных деталей (рис. 2.19).

В эпоху ренессанса формообразование изделий носит уже планомерный характер: предметы сначала зарождаются на бумаге в виде рисунков и лишь затем по эти проектам их выполняют в материале.

В архитектуре ведущее место начинает принадлежать палаццо — дворцу, представляющему собой здание с внутренним двором и анфиладой залов, которые могут быть соединены во время празднеств. Жилые помещения, галереи и лестничные клетки дворца украшались стенной живописью, коврами, скульптурными рамами и пилястрами; своды покрыты лепной штукатуркой, потолки с кессонами из дерева.

В дворцовых и жилых зданиях делали деревянные подшивные потолки. Внизу стены обивали высокой (обычно дубовой) филенчатой панелью. Выше стены окрашивали, в парадных помещениях делали фресковую роспись. Деревянные наличники дверей завершались лучковыми или треугольными фронтонами. На рис. 2.20 показаны два примера жилого интерьера эпохи Возрождения.

Мебель в этот период начинает играть большую роль, чем в жилищах эпохи средневековья. Предметы меблировки в XV в. еще немногочисленны: сундуки для хранения одежды и ценностей, ларцы, табуреты и кресла, столы, кровати. Типично итальянское изделие — кассапанка — ларь-скамья со спинкой и подлокотниками (рис. 2.21,а).

Рис. 2.19. Стиль эпохи Возрождения в предметно-пространственной среде:
а — шкаф; б — кровать; в — фрагмент палаццо Ручеллаи

Главным предметом обстановки флорентийских дворцов и домов богатых горожан остается сундук — свадебный ларь — длинный прямоугольный ящик с тяжелым профилем цоколя (рис. 2.21,6). Во второй половине XV в. итальянским свадебным ларям придают изысканные формы: их ставят на высокий ступенчатый цоколь с выкружками и профилями полукруглых валиков; переднюю сторону украшают резьбой с позолотой и росписью.

С изобретением станка для изготовления тонких листов древесины (фанеры) широко распространяются техника фанерования, украшение мебели способом интарсии: сначала двуцветной, а затем полихромной.

Рис. 2.20. Интерьер эпохи Возрожения: а — спальня; б—жилая комната

Архитектура и интерьеры палаццо начала XVI в. становятся богаче: стены и потолки украшают фрески, лепнина, мрамор; усложняются формы мебели. Появляются шкафы с архитектурными мотивами: карнизами, консолями и кронштейнами (рис. 2.21,в); кровати с высоким изголовьем, балдахином или занавесями.

Разнообразна по назначению и форме мебель для сидения. Дощатый стул (рис. 2.21,г) по форме происходит от сиденья-емкости, в котором конструкция освобождается от всех лишних плоскостей. Оставлены только само сиденье и частично спинка — перед нами схема стула, утвердившегося на века (рис. 2.21,5).

Известны два типа Х-образных кресел: одно — на восьми соединенных металлическими стержнями опорах (рис. 2.21,в); другое — на четырех. Сиденьем служит ткань или кожа, закрепленная в четырех точках. Спинка иногда украшена вышивкой или бахромой.

Рис. 2.21. Мебель итальянского Возрождения: а — касапанка; б — сундук; в — шкаф; г, д, е — дощатые стулья

Из эпохи средневековья перешел длинный трапезный стол на нескольких опорах, связанных с подстольем. Появились столы на четырех ножках с выдвигающимся одним или двумя ящиками. Начинают изготовлять столы с точеными в виде балясин ножками.

Франция. Интерьер французского раннего ренессанса сходен с соответствующим периодом итальянского ренессанса. Перекрытия помещений делали с большими, тяжелыми, дубовыми балками, часто декорированными орнаментальной росписью. Также были распространены дубовые панели с филенками. Стены над панелями покрывали тисненой кожей, шпалерами.

Возникли и новые типы мебели. Появился посудный шкаф (рис. 2.22,а) — дрессуар (поставец), развившийся из сундука, поднятого на стойки. Пилястрами, или колоннами, он разделен на отдельные филенки, заполненные рельефным резным орнаментом. Кресла и стулья обивают тканью или кожей, украшают бахромой и тесьмой (рис. 2.22,6), встречаются плетеные сиденья и спинки. Сундуки и лари (рис. 2.22,б) декорируют медальонами. Кровать — это целое архитектурное сооружение, снабженное колоннами, балдахином, богато украшенным резьбой изголовьем.

Рис. 2.22. Мебель французского Возрождения:
а — дрессуар (посудный шкаф); первая половина XVI в.; б— мягкое кресло; в — ларь, украшенный резьбой

Характерными декоративными мотивами в мебели были пилястры и карнизы, панели с арабесками, головы в профиль на длинных шеях, заключенные в богатые венки и развевающиеся ленточки, точеные колонки в виде балясин или канделябров с пламенем вверху.

В период зрелого Возрождения — стиль Генриха II — преобладают пышные древнеримские мотивы. Мебель украшают глубокой резьбой, изображающей фантастических животных и растения.

Рис. 2.23. Мебель позднего французского Возрождения:
а — двухкорпусный шкаф; б— кресло

Характерная форма мебели позднего французского Возрождения — двухкорпусный шкаф (рис. 2.23,а), в решении которого применены архитектурные элементы.

Дощатое кресло снабжается высокой резной спинкой (рис. 2.23,6). Особенно пышную форму приобретают парадные столы.

Германия. В художественной культуре Германии долго сосуществовали два стиля — готический и ренессансный. Характерный пример для этого переходного этапа — рейнский поставец (рис. 2.24,а) с несколько массивными формами. Немецкая мебель стиля ренессанс более живописна и менее связана с античными образами чем итальянская.

Стулья немецких мастеров представляют собой совершенные художественные произведения. Ореховая доска спинки обычно покрыта гротескным орнаментом — маскароном, который превращается в сказочный узор из завитков и складок.

На юге Германии мебельные мастера применяли архитектурные композиции, что видно, например, в решении кабинета (рис. 2.24,6), передний фасад которого представляет собой композицию большого архитектурного сооружения с арками, колоннами, развитым карнизом.

Рис. 2.24. Мебель немецкого Возрождения: а— рейнский поставец; б— кабинет.

Изобретение в Германии пилы для срезания тонких листов древесины (шпона) дало толчок к развитию техники деревянного набора, которую широко применяют в декорировке шкафов, сундуков, столешниц.

Голландия и Фландрия. Для голландской и фламандской мебели стиля Возрождения характерны простота и удобство. Украшали ее профилированными карнизами, филенками, мотивами арок, балясинами, ажурной резьбой, деревянной мозаикой и интерсиеи с характерными для нее мотивами (цветы в вазе, птицы, бабочки).

Стулья обивали кожей, кровати делали с балдахином, столы устанавливали на массивные точеные ножки, шкафы изготовляли массивные с несколькими дверцами, обрамленными рамками и пилястрами (рис. 2.25).

Англия. В мебельных формах видно влияние итальянских мастеров, позднее при английском дворе работают французские и голландские мастера. Для мебели этого периода характерны точеные, реже гнутые ножки. Поверхности шкафов и сундуков украшают резными филенками с орнаментальными композициями. В каждом английском доме обязательно был стол с опускающимися полукрышками.

Рис. 2.25. Мебель нидерландского Возрождения:
а — стул с витыми ножками; б— столы с опорами-балясинами; в — сундук;
г — кабинет





Похожие статьи:
Структура экспозиции

Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Дизайн

Статьи по теме:





Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум