Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Дизайн

Мебель и оборудование интерьера в стиле ампир


Мебель и оборудование интерьера в стиле ампир

Франция. Классицизм в своем дальнейшем развитии приобретает новые черты и проходит два этапа: стиль директории и стиль ампир.

Мебель стиля директории по форме близка к античным образцам. Основные особенности — простые прямолинейные формы и прямые линии, гладкие поверхности, ограниченный набор элементов декора, суживающиеся книзу ножки (рис. 2.39,а), гладкие колонны, фронтонные завершения шкафов, заполнения ажурных спинок в форме ромбов и многоугольников, античные или древнеегипетские орнаментальные мотивы.

Мягкую мебель обивают гладким или полосатым сукном, иногда шелком и кожей. Головные и ножные щиты кроватей одинаковы по высоте, иногда спинки имеют S — образную форму (рис. 2.39,6).

Корпусная мебель с прямыми ножками, объемы простые, облегченные (рис. 2.39,в); карнизы поддерживаются колоннами или пилястрами с бронзовыми капителями.

Новым этапом развития классицизма был так называемый стиль империи — ампир. Стиль ампир был создан архитекторами и художниками того времени, а не возник в результате развития художественных тенденций.

Наиболее ярко стиль ампир проявляется в интерьерах императорских загородных резиденций (рис. 2.40). В композиции интерьеров господствовали симметрия, прямая линия, геометрия, устойчивые схемы. Кресла, канапе, табуреты расставляли симметрично, в центре помещения — круглый стол. Окна и двери драпировали.

Рис. 2.39. Мебель стиля директории (Франция): а — стул и кресло работы Ж. Жакоба; б— кровать; в — шкаф работы Ж. Жакоба

Рис. 2.40. Мебель и интерьер по рисунку Персье и/Фонтэна

В столовых размещали круглые столы, серванты с фарфором, хрусталем, серебром. Стулья ставили вдоль стен. Стены декорировали узкими пилястрами, панели затягивали тканью, оклеивали бумажными обоями или расписывали клеевой краской.

Для мебели стиля ампир характерны монументальность и нарочитая статичность, которая несколько смягчается светлыми тонами и пятнами позолоченной бронзы.

К формам античной мебели была особенно близка мебель для сидения (рис. 2.40). Стулья по форме близки к греческому стулу — клисмосу. Иногда вся боковая часть стула и кресла превращается в скульптурное изображение льва, лебедя, грифона и др. Мебель обивают алым сукном с черным бордюром, кожей, шелком. Широко применяются табуреты на скрещивающихся ножках, разнообразные по формам и размерам диваны. В обиход входят кушетки.

Опоры столов решали в виде античных колонн и пилонов. Появились большие круглые столы, маленькие круглые столики на одной ножке, туалетные столы и массивные тумбы-постаменты цилиндрической формы, которые симметрично размещали по обеим сторонам кровати; горки, узкие серванты.

Кровати часто украшали балдахином в форме палаток (рис. 2.41).

Шкафы и секретеры крупных размеров, увенчанные карнизами и фронтонами, были похожи на античные храмы.

Европейская мебель середины XIX в. характеризуется новым стилевым направлением, которое позднее получило условное название «бидермейер» (от нем. «бидермейер» — бравый господин Мейер) и стало синонимом мещанства.

Бидермейер был стилем скромных буржуазных жилищ. Мебель этого стиля была свободна от архитектурных форм и чужеродного декора, практична и удобна (рис. 2.42). Строгость ампира вытеснена более естественными формами, плавно изогнутыми линиями, округлением углов. Ножки и спинки стульев и кресел имеют легкий изгиб, спинки ажурные, сиденья мягкие и плетеные.

Появилась трансформируемая мебель, столы с выдвижными и откидными крышками, диваны с плавно изогнутыми спинками и подлокотниками. Разнообразна корпусная мебель: буфеты, секретеры, шкафы с одной дверцей, умывальники. Кровати с простыми гладкими поверхностями изголовья.

Рис. 2.41. Кровать в стиле ампир

Простота форм мебели в интерьере компенсировалась яркой расцветкой обивок, занавесок, скатертей, покрывал с вышивкой, обилием украшений и сувениров (вышивки, музыкальные часы и т. п). Интерьер дополняли угловые шкафчики, этажерки, витрины, комнатные растения в корзинах и вазах.

В 20-е годы XIX в. мебель стиля бидермейер становится разнообразнее и богаче, возвращаются формы рококо. На основе этого возникло новое направление в искусстве и, в частности, в мебели — неорококо.

Интерьеры неорококо отличает стремление к роскоши и нарядности. Стены отделывают шелковыми обоями, двери и окна обрамляют тяжелыми, темными драпировками. Люстры делают из стекла или позолоченного дерева, полы исполняют из наборных паркетов.

Рис. 2.42. Мебель стиля бидермейер: а — комбинированный письменный стол; б — гарнитур; в, г — секретеры; д — стул

Предметы корпусной мебели сохраняют прямолинейные формы, а каркасная мебель выражает характер нового стиля. Наиболее близка по форме к стилю рококо мебель для сидения (рис. 2.43,а, в). В стиле неорококо впервые проявляется эклектизм, т. е. механическое соединение форм разных стилей.

Заметный вклад в развитие мебельного искусства внес Михаил Тонет, который изобрел гнутую мебель (венская мебель), разработал и первым освоил производство недорогих мебельных изделий. Стулья М. Тонета отличаются рациональностью и единством конструктивного и художественного решения. В формах своей мебели М. Тонет намного предвосхитил начинания мебельной промышленности XX в. (рис. 2.44).

Рис. 2.43. Мебель неорококо: а — диван; б— шкаф; в — стул

Рис. 2.44. Мебель, изготовленная по технологии М. Тонета





Похожие статьи:
Структура экспозиции

Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Дизайн

Статьи по теме:





Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум