|
Навигация: ![]()
![]() Италия. Барокко (от итал. barocco, буквально — странный, причудливый) свойственны контрастность, стремление к величию и пышности (рис. 2.26). Особенно роскошны интеръеры — в них широко использованы лепка, скульптуры, роспись, мрамор, позолота, живописные плафоны. Стены оформляли элементами ордеров, в их обработку включалась живопись в пышных богатых обрамлениях. Особое значение имели большие, во всю высоту стен, зеркала. Такой же пышностью и разнообразием форм отличается мебель: консоли (пристенные столы), скамьи, столы, кресла и бюро. Основные способы ее отделки — фанерование и техника деревянного набора. Мебель для сидения становится более удобной: появляются мягкие сиденья, спинки с отвалом, удобные подлокотники (рис. 2.27,а, б). Кресла снабжены конусными, с кувшинообразным расширением в верхней части, либо изогнутыми ножками, а также проножкой в форме слегка изогнутой крестовины с резным вазоном посередине. Мягкая мебель массивна, украшена резьбой и обита темным бархатом с крупным узором. Табуреты делают с расходящимися изогнутыми ножками, которые имеют фигурные про-ножки и позолоченную резьбу. Сундуки и лари уступают место шкафам (“рис. 2.27,в), кабинетам и бюро-кабинетам. Для шкафов характерны криволиней-ность очертаний в плане, наличие изогнутого карниза со сложной скульптурной композицией, сложный силуэт. Мебельные изделия украшают помимо традиционных новыми материалами: костью, черепаховым панцирем, перламутром, фарфором и т. д. Широко использовалась техника флорентийской мозаики: изображения птиц, цветов выкладывались из тонких срезов камней. Столы — шести- или восьмиугольной формы, края столешниц обрабатывали резным орнаментом. Ножки времен ренессанса в виде массивных опор заменяются одной точеной в виде вазы, к которой с трех сторон примыкают особые кронштейны, оканчивающиеся внизу звериными лапами.
Рис. 2.26. Стиль барокко в предметно-пространственной среде: Принципиальные изменения происходят в конструкции кровати: остается балдахин, консольно крепящийся к стене, но поддерживающие его высокие колонки исчезают, тем самым объем кровати зрительно включается в пространство помещения. Франция. Характер интеръеров этого периода можно проследить по отделке парадных залов Версаля. В одних залах стены, разделенные на отдельные панно, облицованы многоцветным мрамором и украшены колоннами и пилястрами, между которыми размещены лепные золоченые композиции. В других стены обтянуты дорогими тканями, которые меняли в зависимости от времени года: зимой — зеленым или темно-красным бархатом с золотым галуном; летом — парчой с золотым или серебряным узором и многоцветным шелком. Мебели в залах немного: табуреты и несколько столов с вазами. Корпусную мебель отделывают древесным шпоном с последующим декорированием поверхностей инкрустациями и накладными металлическими деталями, столы, кресла и табуреты не фанеруют, а золотят. Основное место в убранстве дворцовых помещений принадлежит кабинетам, которые также большей частью выполняют из черного дерева. Их опоры представляют собой группы колонн или кариатиды. Створки, обильно украшенные, скрывают ряды богато отделанных выдвижных ящиков и особый внутренний портал, напоминающий театральный. Лицевую часть кабинета решают как фасад барочного здания с выступами, карнизами, балюстрадой и фронтоном. Диваны делают как бы из трех поставленных рядом кресел, благодаря чему образуется одна общая поверхность сиденья и спинки, которые обивают богатой декоративной тканью. Столам придают круглую или прямоугольную форму. Ножки вертикальные, богато инкрустированные и вверху украшенные бронзовыми женскими головками.
Рис. 2.27. Мебель итальянского барокко: а — кресло; б—диван; в — шкаф Рис. 2.28. Кресло французского барокко Появились новые типы мебели: комоды с выдвижными ящиками, письменные столы, постаменты для скульптур, футляры напольных часов и бюро из черного дерева с отделкой золоченой чеканной бронзой (рис. 2.29). Голландия. Мебель этого периода в Голландии характеризуется конструктивной ясностью, энергичными формами рубленых и точеных деталей. Линии и формы голландской мебели просты и лаконичны, мебель удобна и соответствует небольшим жилым помещениям: столы на точеных ножках в форме шаров с сильно выступающим изогнутым карнизом, с колонками или пилястрами и ленточным орнаментом; горки, состоящие из комода с волнистыми формами и устанавливаемой на него витрины для хранения фарфоровых и стеклянных изделий; кровати с пышным оформлением из дорогостоящих тканей; мебель для сидения, обтянутая шерстяными тканями или плетеная.
Рис. 2.29. Мебель французского барокко (эпоха Людовика XIV): а — комод; б — шкаф; в — низкий шкаф Германия. В Германию барочные формы мебели проникают из Италии и Голландии. В немецкой мебели широко используют древесину ореха, применяют обильный резной орнамент, энергично профилируют детали. Изготовляют крупные монументальные шкафы (рис. 2.30,а) с сильно выступающими раскрепованными в центре карнизом и колонками, богато обработанными филенками. Популярны так называемые франкфуртские шкафы (рис. 2.30,6) с богатой резьбой, изящных пропорций. Англия. Для раннего английского барокко характерны прямые точеные ножки, соединенные внизу плавно изогнутыми проножками, гнутые ножки, отделка резными филенками с энергичным орнаментом.
Рис. 2.30. Шкафы немецкого барокко: Спинки стульев, кресел и диванов часто оплетены камышом, что придает им легкость. Появляется глубокое мягкое кресло с мягкой спинкой, сиденьем и подлокотниками, которое почти без изменений сохранилось до наших дней. Мебель в период расцвета английского барокко отличается простотой, мягкостью линий, чистотой форм и ясностью построения. Широко применяют черную и красную лаковую технику, заимствованную из Китая, орнаментальную инкрустацию, изогнутую ножку-кабриоль. Характерные типы мебели — кабинет и туалетный стол со стоящим на нем зеркалом. Похожие статьи: Навигация: Статьи по теме:
Главная → Справочник → Статьи → Блог → Форум |
|
|
|
Информационный сайт о строительных материалах и технологиях. Контакты: Никита Королёв - © 2008-2014 |
© Все права защищены.
Копирование материалов невозможно. |
|