Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Дизайн

Мебель и оборудование интерьера в стиле роккоко и класицизма


Мебель и оборудование интерьера в стиле роккоко и класицизма

ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА XVIII В.

Франция. Стиль прикладного искусства первой четверти XVIII в. {стиль регентства) является переходным этапом к искусству рококо. Мебель сохраняет черты французского барокко как в композиции, так и в орнаментике изделий, но по форме и декоративному решению значительно проще (рис. 2.31). Классические орнаментальные мотивы вытесняются легкими растительными арабесками.

Во второй четверти XVIII в. сформировался в основных чертах стиль рококо. Во Франции стиль носит название рокайль (от франц. rocaille) — отделка кусками камня и раковинами.

Парадные дворцовые ансамбли сменяются сооружениями более интимного, камерного характера, с уютными изящными интерьерами. Появляются будуары, кабинеты. В интерьерах значительную роль начинает играть мебель; ее размещают группами для создания большего комфорта. Центр композиции интерьера — невысокий камин, покрытый мраморной плитой и отделанный тонким рельефом. Над камином — большое зеркало, оправленное в роскошную раму. Вообще зеркал в интерьере, особенно в салонах и будуарах, становится больше.

Рис. 2.31. Мебель стиля регентства (Франция): а — диван; б — комод; в — кушетка; г — шкаф

В интерьерах стиля рококо отсутствует монументальность и неподвижность, все подчинено стремлению создать впечатление движения. Используют самые дорогие экзотические породы дерева, а также мрамор, шелк, гобелен, бронзу, золото. Наиболее распространены сочетания белого с голубым, светло-зеленым или розовым и позолота. Из Китая пришла мода оклеивать стены бумажными обоями.

Черты стиля рококо в мебели складывались постепенно. Изменилась мебель для сидения: пропали проножки, ножки более изогнуты, спинки низкие, сиденья шире и мягче. Стулья, диваны и кресла обивают бархатом. Для обивки мебели изготовляют ковры с мягкой ворсистой поверхностью и цветочным узором.

Рис. 2.32. Мебель французского рококо:
а — кресло; б — диван; в — секретер; г — комод

Появились новые виды мебели: бержер (глубокое кресло) (рис. 2.32,а), диван в форме соединенных кресел (рис. 2.32,6), секретер на высоких стройных ножках (рис. 2.32, в), письменный стол с картоньеркои (шкафчик для бумаг), угловой шкафчик, женский письменный столик, туалет с откидным зеркалом, круглые и квадратные тумбочки, комоды (рис. 2.32, г).

Германия. Наиболее сильное влияние французское рококо оказало на Германию, но немецкая мебель приобретает индивидуальные черты: более чистые и спокойные формы, меньше используются резной орнамент и бронза. Вместе с тем сильнее выявляется скульптурное, пластическое начало в мебельных изделиях: поверхности корпусной мебели становятся более изогнутыми, углы срезаются, вводятся изогнутые карнизы.

Широкое распространение получает двухкорпусный шкаф, буфет, верхняя часть которого решена в виде витрины с полками, бюро (рис. 2.33).

Англия. Отличительные особенности английской мебели этого периода — отсутствие золочения й широкое использование древесины красного дерева. По-своему решались двухъярусные шкафы: строгие и рациональные формы, филенки, окруженные профилями (рис. 2.34).

Разнообразна мебель для сидения. Ножки прямые или слегка изогнутые, обработанные резьбой. Центральные вертикальные планки спинок имеют силуэт скрипки или высокой стройной вазы, позднее спинки делают сквозными. Кресла, особенно так называемые «крылатые», с высоко поднятыми подлокотниками, отличаются максимальным комфортом.

В больших застекленных книжных шкафах применена фасонная пайка стекол в виде ромбовидной сетки. Кровати обычно с балдахином в виде китайской пагоды. Разнообразны письменные столы и высокие напольные часы, которые становятся почти обязательной принадлежностью английского интерьера.

ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XVIII В.

Франция. С усилением роли буржуазии в политической жизни появились призывы к более рациональному направлению искусства. Этим требованиям соответствовал новый стиль — классицизм, возродивший античные художественные формы.

По сравнению с мебелью стиля рококо форма диванов, кресел, стульев (рис. 2.35,а, в) проще и спокойнее, ножки выпрямляются и обычно решаются в виде тонкой, стройной, суживающей книзу колонки, покрытой каннелюрами, в которых пробегают тончайшие бронзовые гирлянды. Подлокотники также выпрямляются и часто опираются на волюты с акантовым листом.

Рис. 2.33. Мебель немецкого рококо: а — буфет; б—двухкорпусный шкаф; в — бюро

Рис. 2.34. Шкаф по рисунку Томаса Чиппендейла

Рис. 2.35. Мебель французского классицизма:
а — стул; б— секретер на высоких опорах; в — золоченое кресло; г — бюро с цилиндрической крышкой; д — комод

Развиваются несколько типов стульев и кресел: с овальной спинкой, украшенной наверху гирляндой или завитком; с четырехугольной спинкой со срезанными по вогнутой дуге верхними углами. Все деревянные части изделия покрыты параллельно протянутыми рядами бус, акантовых листьев, ионников и других античных мотивов.

Мебель для сидения выполняют из резного дерева, окрашивают в светлые тона (белый, фисташковый, нежно-серый, голубой), обивают полосатыми светлыми шелковыми тканями, китайским шелком, вышитыми тканями.

Из корпусной мебели особенно популярны секретер с приподнятым на высокие ножки корпусом (рис. 2.35,6), бюро (рис. 2.35,г), по-прежнему широко используются комоды (рис. 2.35,д), но они становятся более строгими по форме. Появляются туалетные столы с вращающимся на горизонтальной оси зеркалом и напольные зеркала на двух стойках.

Широко применяют украшенные бронзовыми скульптурными группами каминные часы, канделябры, таганы, стоящие в каминах. В декор мебели вводят расписные фарфоровые накладки либо керамические плакетки с белыми фигурами на голубом фоне. Англия. На развитие классицизма в Англии большое влияние оказал архитектор Роберт Адам. Для мебели Р. Адама характерны светлые породы дерева, легкие пропорции, четкие контуры, резьба в низком рельефе (рис. 2.36). Мотивами декора были гротески, фестоны, цветочные гирлянды, овальные розетки, сфинксы, бараньи головы, мифологические сюжеты и т. д.

По проектам Р. Адама изготовляли разнообразную мебель: консоли, комоды, кабинеты, застекленные шкафы, легкие стулья с обитыми и плетеными спинками овальной, круглой и прямоугольной формы, кресла и диваны, близкие к античным прототипам, серванты, представляющие комбинацию буфета и сервировочного стола (рис. 2.37).

Мебель другого мастера Георга Хэплуайта отличается простотой форм, элегантностью легкостью (рис. 2.38). Особенно характерно решение спинок стульев и кресел:

Рис. 2.36. Фрагментинтерьера работы

Рис. 2.37. Мебель работы братьев Адам (Англия): а — кресло; б— сервант; в — диван; г — комод

Рис. 2.38. Мебель работы Хэплуайта (Англия): а, б— кресла; в— кровать с балахином; г — шкаф

Как пример парадной мебели Хеп-луайта может служить кровать, украшенная точеными стойками — опорами с тонкой резной обработкой. Балдахин, выполненный из декоративной ткани, придает кровати особую нарядность. Корпусная мебель проста по форме. Некоторые изделия, например комоды, лишены декора (рис. 2.38,г). Многочисленны виды шкафов: дву


Похожие статьи:
Структура экспозиции

Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Дизайн

Статьи по теме:





Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум