Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Реконструкция автомобильных дорог

Мероприятия по обеспечению пропуска движения в период производства работ по реконструкции дороги


Мероприятия по обеспечению пропуска движения в период производства работ по реконструкции дороги

В общей схеме организации реконструкции дорог существенное значение имеет организация движения автомобилей на участках, производства работ.

В ряде случаев, особенно на дорогах со значительной интенсивностью движения, мероприятия по его обеспечению являются решающими для оценки различных вариантов организации всего строительства в целом.

К сожалению, некоторые дорожные организации не обеспечивают должным образом пропуск движения автомобилей на участках реконструкции. Чаще всего строители ограничиваются устройством примитивных грунтовых объездов и направляют на них весь поток движения с основной дороги, а также и дополнительный транспорт, обслуживающий производство работ. На таких объездах быстро образуются колеи и ухабы, скорость движения резко снижается, в дождь движение останавливается полностью. Зачастую водители, нарушая всякие ограждения, пытаются проехать по реконструируемому участку основной дороги.

Мнимая экономия на строительстве объездов превращается в крупные убытки народного хозяйства из-за снижения скорости доставки грузов, простоев, пережога топлива, повышенного износа автомобилей. Между тем прямой обязанностью дорожно-строительной или эксплуатационной организации, осуществляющей реконструкцию дороги, является обеспечение нормального пропуска существующего движения. Всякое нарушение стабильности сложившегося движения влечет за собой нарушение хозяйственных связей районов, прилегающих к реконструируемой дороге. Следовало бы предоставить местным органам власти (райисполкомам, облисполкомам) право запрещать производство работ на существующих дорогах до выполнения согласованных мероприятий по обеспечению движения. Так, например, в Народной Республике Болгарии разрешение перевода движения на объезд Госавтоинспекция выдает только в том случае, когда объезд имеет усовершенствованное покрытие и не создает затруднений и опасности для движения.

По техническим правилам ремонта и содержания автомобильных дорог объезд должен быть таким, чтобы обеспечивать движение со скоростью не менее 30 км/ч. Вместе с тем известно, что всякий объезд, тем более при небрежном отношении к нему со стороны строителей, вызывает значительные ухудшения и удорожание перевозок.

В районах с густой сетью существующих дорог обычно удается часть движения переключить на параллельные дороги. Это в значительной степени разгружает объезды и соответственно снижает требования к ним. Использование существующих дорог при малой плотности дорожной сети, характерной для многих районов, приводит к значительным перепробегам автомобилей. Например, подсчитано, что при реконструкции участка дороги Москва — Ногинск объезд Подмосковного участка даже при использовании уличной сети города вызвал перерасход на перепробеге, превысивший стоимость проводимых строительных работ.

Однако полностью обойтись без объездов, устраиваемых в непосредственной близости к реконструируемой дороге, нельзя. Нужно обеспечить, во-первых, возможность движения строительного транспорта, доставляющего материалы на дорогу и, во-вторых, проезд автомобилей в промышленные и сельские хозяйства, расположенные у самой дороги.

В большинстве случаев на объездах устраивают земляное полотно по облегченным техническим условиям с дорожными одеждами простейших типов — гравийными, шлаковыми, грунтовыми, улучшенными крупноскелетными добавками и т. д. При этом фактическая интенсивность движения на объездах превышает допускаемую по нормативам для подобных типов покрытия. Однако учитывая короткий срок службы объездов, это обстоятельство не может служить причиной для обязательного перехода к более капитальным и, следовательно, более дорогим конструкциям дорожных одежд. Для того чтобы поддерживать удовлетворительную проезжаемость на объектах со слабыми дорожными одеждами, их необходимо систематически ремонтировать. Ремонт и содержание объездов целесообразно поручать специальным бригадам. Примерное оснащение подобной бригады: 1 автогрейдер с кирковщиком, 1 бульдозер, 1 каток, 2—4 автомобиля-самосвала.

При значительном движении (1000—2000 и более автомобилей в сутки) дорожные одежды простейших типов уже не обеспечивают бесперебойное движение даже при усиленном содержании и ремонте. В этом случае неизбежен переход к более капитальным типам покрытия. В целях экономии при относительно небольшой протяженности используемых объездов (несколько километров) целесообразно устраивать колейные сборно-разборные покрытия, допускающие многократное повторное использование. Наиболее часто применяются для устройства различных временных дорог сборно-разборные покрытия из железобетонных плит. Особенно они эффективны при строительстве или реконструкции дорог в городах.

Успешно можно использовать на объездах также покрытия из силикатобетонных плит и инвентарные сборно-разборные металлические покрытия. Последние наиболее удобны для многократной перекладки, однако из-за дефицитности металла их пока применяют редко. При устройстве сборно-разборных покрытий на объездах преимущество следует отдавать конструкциям плит с простым гладким очертанием верхней и нижней поверхности и с простыми стыковыми устройствами, допускающими быстрое стыкование при укладке, а также быстрое разъединение при разборке. Примерами таких конструкций стыка могут служить соединения на болтах, а иногда также соединения с деревянным шпоном в пазах смежных плит.

Применение плит с заделкой стыков раствором пли с укладкой на слой раствора для объездных дорог недопустимо. Движение по сборным покрытиям на объездах должно открываться немедленно после укладки плит. Устройство сборно-разборных покрытий в меньшей степени, чем другие конструкции, зависит от погодных п климатических условий. Вывозка плит к местам работ может быть осуществлена заблаговременно, что позволяет лучше организовать использование автомобилей. Дальность возки ограничивается только экономическими соображениями. В современной практике устройства сборных покрытий имеются случаи доставки плит за 1000 км и более.

Рис. 1. Типы поперечных профилей временных объездов:
а — гравийное покрытие серповидного профиля; б — однопутное бетонное сборное колейное покрытие; в — то же, двухпутное

При весьма высокой интенсивности движения на объездах могут быть устроены сплошные покрытия. Подобный объезд с покрытием из бетонных плит размерами 3,0X3, 5×0,18 м был устроен на дороге Москва — Горький в районе строительства путепровода через железную дорогу. После года эксплуатации (при интенсивности движения до 30 тыс. авт./сут) покрытие было разобрано п плиты использованы на других объектах. Следует отметить, что при такой высокой интенсивности целесообразно рассматривать вопрос о замене реконструкции строительством новой дороги, параллельной существующей. В этом случае существующая дорога на период строительства новой будет играть роль объездного пути.

Аналогично может быть решен вопрос пропуска движения при перестройке дорог II и III категорий в дорогу I категории. В этом •случае целесообразно строить вначале новое земляное полотно н проезжую часть, используя существующую дорогу для движения, затем переводить движение на новое покрытие и приступать к перестройке старого. Таким образом было организовано движение при реконструкции дороги Москва — Ногинск, выездов из Омска и Петропавловска и др. Однако опыт показывает, что полностью обойтись без объездов в этом случае не удается. В местах значительной перестройки земляного полотна все же приходится устраивать небольшие дополнительные объезды.

Во всех случаях наибольшие затруднения с устройством объездов встречаются при пересечении водотоков или других подобного рода препятствий (железных дорог, каналов и т. д.). В этих местах желательно максимально использовать существующие искусственные сооружения. Однако иногда приходится строить временные, чаще всего деревянные, мосты.

В горных условиях на суходолах возможно устройство мощеных бродов.

Ниже рассмотрено экономическое обоснование трех основных вариантов пропуска движения при реконструкции дороги:

1. Устройство объезда параллельно реконструируемой дороге. При благоприятных грунтовых и гидрогеологических условиях можно ограничиться устройством профилированной грунтовой дороги. Дорожные одежды простейших типов (гравийные, грунто-щебеночные) строят только в пониженных местах.

Независимо от длины участка, занятого производством работ в каждый отдельно взятый короткий период времени, объезд необходимо строить вдоль всей реконструируемой дороги. Применение таких объездов с пониженными техническими характеристиками может быть допущено при небольшой интенсивности движения. Объезды поддерживают в проезжем состоянии специальные подвижные ремонтные подразделения. В дождливую погоду на объездах должны дежурить трактора для оказания помощи автомобилям.

Несмотря на эти меры, движение автомобилей по объездам в сухую погоду происходит с пониженной скоростью, а в дождливую затруднено или даже полностью прекращается.

2. Устройство вдоль всей реконструируемой дороги облегченного профилированного земляного полотна, на которое параллельно участкам производства работ укладывают сборно-разборные покрытия (железобетонные или металлические). Эти покрытия обеспечивают пропуск движения по объезду без перерывов и с меньшим снижением скорости. Объезд со сборно-разборным покрытием делят на три участка (рис. VI.3). На первом производят разборку использованного покрытия, на втором (основном) идет движение автомобилей, третий участок готовят к пропуску движения, укладывая на нем покрытие из элементов, подвозимых с первого участка. Как легко понять из схемы, комплект элементов сборно-разборных покрытий должен обеспечивать укладку покрытия на участке примерно в 2 раза большем фактически эксплуатируемого объезда. Длительность эксплуатации уложенного покрытия на одном месте зависит от скорости потока основных работ на реконструируемой дороге и частоты расположения съездов с нее. Обычно этот период составляет 3—7 дней, но могут быть и значительные отклонения, например на участках сосредоточенных работ. Для съездов используют пересечения с другими дорогами или же устраивают специальные временные съезды.

Рис. 2. Схема устройства объезда со сборно-разборным покрытием: а — общая схема; б— деталь примыкания съезда со сборно-разборным покрытием к основной дороге;
1 — реконструируемая дорога; 2— участок производства работ по реконструкции; 3 — участок разбираемого сборного покрытия; 4 — участок эксплуатируемого объезда со сборно-разборным покрытием; 5 — участок укладки сборного покрытия; 6 — транспортирование плит покрытия

При экономической оценке этого варианта неооходимо проверять, чтобы количество необходимых перекладок N сборно-разборных покрытий не превышало числа перекладок, допустимых по технической характеристике конструкций этих покрытий. В противном случае необходимо предусматривать повторные затраты на приобретение дополнительных комплектов плит.

Удельные (на 1 км) строительные затраты по второму варианту снижаются с увеличением протяженности дороги. Во всех случаях снижаются дополнительные расходы в сфере транспорта.

Обычно этот вариант оказывается предпочтительным при значительной интенсивности движения, а также при неблагоприятных грунтовых условиях и повышенном увлажнении.

3. Производство работ по реконструкции поочередно на половине ширины дороги при пропуске движения по другой половине. Этот вариант характерен для организации работ в тех случаях, когда местные условия (значительная заболоченность, горный рельеф, застройка придорожной полосы или ценные посадки) не позволяют устраивать объезды рядом с реконструируемой дорогой.

При этом полностью исключаются затраты на строительство объездов, но появляются другие дополнительные расходы, вызываемые удорожанием производства строительных работ в стесненных условиях, а также затратами на ограждение мест работ и регулирование движения.

Рис. 3. Схема регулирования при челночном движении автомобилей на одной половине ширины проезжей части дороги:
1 — светофор; 2 — счетчик автомобилей; 3 — полоса производства работ; 4— полоса для движения автомобилей

Возможно также некоторое снижение средней скорости движения при следовании автомобилей колонной по половине ширины проезжей части без возможности обгона. Но, так как это снижение будет невелико и на относительно небольшом участке дороги, то им обычно пренебрегают.

В пунктах перехода от двухполосного к однополосному движению устанавливаются переносные светофоры и счетчики автомобилей. При зеленом сигнале светофора в п. 1 включается счетчик автомобилей и данные о их количестве, прошедшем мимо счетчика, передаются на аналогичный счетчик, установленный в п. 2.

При включении красного сигнала светофора в п. 1 движение встречного потока из п. 2 начинается после включения в этом пункте зеленого сигнала светофора, который загорится в том случае, когда на счетчике автомобилей в п. 2 будет зафиксированно то количество автомобилей, которое проследовало мимо счетчика в п. У в направлении п. 2. Для питания счетчиков и светофоров обычно используют передвижные электростанции небольшой мощности.

При отсутствии необходимого оборудования следует в начале и конце однопутного участка иметь посты регулировщиков, связанные друг с другом переносной телефонной связью.

В США, ФРГ и некоторых других странах для большего психологического воздействия на водителей при организации движения по половинам проезжей части взамен регулировщиков и светофоров иногда устанавливают искусственные фигуры регулировщиков, которые выполняют необходимые функции по заданной программе.

Рассмотренные варианты не охватывают всего многообразия мероприятий по пропуску движения, возможных в конкретных условиях каждого строительства. На различных участках одной реконструируемой дороги может оказаться целесообразным применение различных способов обеспечения движения. Правильное сочетание их позволяет наиболее эффективно использовать местные условия.

При проектировании организации работ обычно рассматривают 11 сравнивают несколько вариантов общих схем пропуска движения.

Рис. 4. Механизированный манекен регулировщика движения на объезде





Похожие статьи:
Экономический критерий очередности реконструкции участков автомобильных дорог

Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Реконструкция автомобильных дорог

Статьи по теме:





Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум