Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Дизайн

Методика художественного конструирования


Методика художественного конструирования

Решение художественно-конструкторских задач — основной этап создания нового предмета, творческого поиска и окончательного представления. При этом необходимо владеть мастерством композиции, знать ее законы и средства.

Композиция — совокупность отдельных закономерно расположенных и взаимосвязанных частей в едином гармоническом целом. Закон гармонического единства содержания и формы любого архитектурного или художественного произведения — один из основных законов теории композиции.

К основным средствам композиции относятся: пропорция, ритм, статичность и динамичность, симметричность и асимметричность, объемно-пространственная структура, тектоника, масштабность, фактура, цвет.

При помощи различных композиционных средств идет поиск и уточнение формы изделия или элемента интерьера, его пропорций, цветового соотношения, выбор рациональной конструкции, материала и отделки, решение общей архитектурно-планировочной композиции, взаимосвязь отдельных предметов и окружающей среды.

В зависимости от пространственного расположения форм при проектировании интерьера применяются три вида композиции: фронтальная, объемная и объемно-пространственная.

Фронтальная композиция характеризуется двухмерным расположением элементов по вертикали и горизонтали. Она может быть симметричной и асимметричной, иметь композиционный центр и пространственные связи с окружающей средой.

Объемная композиция характеризуется решением элементов по трем координатам пространства, отличается объемной, относительно замкнутой поверхностью и рассчитана на восприятие со всех сторон.

В объемно-пространственной композиции различные пространственные формы располагаются по трем координатам и рассчитаны на восприятие комплекса форм при движении человека в глубину.

Фронтальная композиция характерна для построения плоскостных форм, например, пристенной корпусной мебели, объемная — для форм с изолированным объемом, глубинная — для проектирования ансамбля интерьера или экстерьера и организации пространственных связей.

Художник-конструктор, дизайнер должен знать методику анализа: типологического, функционального, экономического, визуального, психофизиологического, хорошо владеть методикой синтеза в творческом процессе, приемами и средствами гармонизации формы изделий и их комплексов, интеграцией аналитических элементов и, наконец, методикой модельного проектирования.

Практическая деятельность художника-конструктора требует также системы знаний в области антропометрии, инженерной психологии, физиологии и гигиены, т. е. комплекса знаний, объединенных понятием эргономика.

Эргономика дает комплексный взгляд на отношение человека к технике и учит использованию психофизиологических характеристик человека при конструировании. Она способствует правильной разработке структуры изделия и интерьера.

Для художника-конструктора наиболее важны следующие разделы эргономики: – особенности зрительного восприятия человека; – антропометрия; – основные гигиенические требования; – основные закономерности моторики человека (биомеханика).

Требования эргономики показывают, что полный учет «человеческих факторов» является неотъемлемой частью всего процесса художественного конструирования, в результате чего обеспечивается удобство пользования предметами и оборудованием, максимальное соответствие условиям эксплуатации и в конечном счете оптимизации условий человеческой жизни.

Эскизы интерьеров и элементов их оборудования, малых архитектурных форм выполняются в виде рисунков и чертежей в черно-белых и цветных вариантах. В них предлагаются целесообразные объемно-компоновочные схемы оборудования и основных его элементов, конструктивные узлы и варианты использования тех или иных материалов и видов отделки.

Первые эскизы выполняются без масштаба, выявляя в основном идею, а последующие — в масштабе 1:10 или 1:5.

Одновременно с разработкой эскиза обычно ведется поиск объемно-пространственного решения с помощью макетирования. В процессе макетирования автор получает наиболее полное представление о форме, пропорциях проектируемого объекта в целом и соотношениях деталей.

В проектировании используют объемные макеты отдельных изделий, групп, интерьеров и элементов оборудования. В зависимости от масштаба (1:1; 1:2,5; 1:5; 1:10), степени проработки и этапа художественного проектирования макеты выполняют в условных материалах, в сочетании их с натуральными или имитацией в материалах, предусмотренных проектом.

По характеру выполнения макеты бывают рабочими и демонстрационными. Рабочий (поисковый) макет предназначен для авторской проверки композиционных решений. Демонстрационный макет изготовляют, когда практически решен композиционный замысел и нет кардинальных изменений. Его выполняют более качественно, детализируют.

Существуют также демонстрационные макеты интерьеров и мебели, используемые на выставках. Они отличаются более высоким качеством изготовления, с возможной трансформацией отдельных элементов и др.

Готовые макеты можно использовать для получения фотографий и фоточертежей, помогающих выявлению композиционно-объемного и планировочного замысла. Лучше получаются снимки с объемных макетов из непрозрачного материала на контрастном фоне, с интерьеров — при наличии прозрачных стен. Для выявления масштабности при фотографировании используют фигурки людей.

В настоящее время широко используется компьютерная графика, позволяющая получить наиболее полные демонстрационные материалы.

Художественно-конструкторский, или дизайнерский, проект выполнятся после утверждения эскизного проекта.

В состав проекта, определяемого назначением предмета, входят планировка помещения или площадки, общие виды изделия, разрезы, компоновочные схемы, перспектива, макет, пояснительная записка.

Планировка помещения (горизонтальное его сечение, вид сверху), с расстановкой мебели и оборудования, рабочих мест с определением функциональных зон, проходов, выполняется различными способами художественно-графического оформления в масштабах 1:50; 1:25; 1:20; 1:10.

Общие виды проектируемого оборудования вычерчивают в ортогональных проекциях в масштабе 1:10; 1:5; 1:2,5 и 1:1. В зависимости от содержания ортогональные проекции подразделяются на виды спереди (фасад), боковой вид (фасад) и план. Их дополняют основной и в случае необходимости дополнительный разрезы, сечения, узлы. Перспективное изображение помогает иллюстрировать общее объемно-пространственное решение интерьера и его деталей.





Похожие статьи:
Структура экспозиции

Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Дизайн

Статьи по теме:





Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум