Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Cтроительные работы

Монтажные мачты, шевры, стрелы


Монтажные мачты, шевры, стрелы

Мачты. Монтажная мачта представляет собой стальную стойку, устанавливаемую в вертикальном или наклонном положении под углом до 20° к вертикали и удерживаемую вантами, число которых должно быть не менее трех (рис. 171). Количество и сечение вант определяют в каждом конкретном случае расчетом в зависимости от условий установки мачты. Обычно мачта имеет ванты, закрепляемые за якоря (опорные устройства) или ранее установленные конструкции под углом к горизонту около 45°, реже до 60°, так как с увеличением угла наклона усилия в вантах могут достигнуть значительной величины. При необходимости частого перемещения мачты с одной позиции на другую ванты крепят к якорям через полиспасты, ходовые нитки которых наматывают на барабаны ручных лебедок.

Рис. 171. Решетчатая мачта: 1 — «паук»; 2 — грузовой полиспаст; 3 — отводной блок

В целях безопасности на стоянках ванты отключают от полиспастов и крепят непосредственно к якорям, применяя клиновые зажимы. После передвижки мачты пяту ее закрепляют, чтобы избежать горизонтального сдвига от усилия в канате, идущего на лебедку, а также от усилия, возникающего при наклоне мачты.

Мачта оснащается подвешиваемым вверху полиспастом, причем тяговый канат, как правило, сбегает с неподвижного блока, направляется вниз к отводному ролику, укрепленному у основания мачты и далее к лебедке. Чтобы обеспечить нормальную работу полиспаста и возможность подъема груза без оттягивания от мачты, верхний неподвижный блок полиспаста закрепляют у вершины мачты на небольшой консоли.

Монтажные мачты изготовляют из цельнотянутых стальных труб или в виде решетчатой конструкции. Мачты грузоподъемностью до 500 кН изготовляют в основном из стальных труб, стыки которых выполняют сварными и усиливают накладками из стальных уголков. Высота трубчатых мачт достигает 30 м. Решетчатым мачтам обычно придают прямоугольное поперечное сечение с поясами и решеткой из уголков или треугольное сечение с поясами из труб. Для удобства перевозки мачту монтируют из нескольких секций, стыки которых при сборке соединяют посредством болтов. Решетчатые мачты изготовляют высотой до 60 м, грузоподъемностью дг. 2500 кН.

Монтажные мачты в зависимости от передаваемой ими нагрузки и условий производства работ устанавливают на бетонное или шпаль-ное основание, специальные стальные опоры или основание в виде салазок, служащих одновременно средством передвижения мачты по рельсовым направляющим.
Различают мачты с жесткой и шарнирной опорами. Шарнирные опоры устанавливают с углом наклона, изменяющимся в одной плоскости, или выполняют поворотными. Возможность наклона или поворота мачт расширяет зону их действия. В целях расширения зоны действия мачты оборудуют укосинами или стрелами. Такого рода мачты называют кран-мачтами.

Ванты к кран-мачте крепят ниже стрелы (укосины). Для уменьшения величины изгибающего момента, возникающего в стойке кран-мачты, со стороны, противоположной стреле, крепят контргруз. Кран-мачты изготовляют грузоподъемностью 50—100 кН с вылетом стрелы до 20 м и высотой до 60 м.

Шевры. Широко распространены на монтажных работах двуногие мачты А-образной формы, так называемые шевры (рис. 172). Достоинством шевров является возможность их установки без боковых вант. Шевры часто изготовляют из стальных труб или прокатных профилей.

Конструкция шевра шарнирно крепится нижним основанием к фундаменту и удерживается в вертикальном или наклонном положении вантами. Обе ноги шевра могут также связываться у его основания металлической поперечиной. К оголовку шевра подвешивают грузовой полиспаст. Сбегающая нитка каната полиспаста направляется на подъемную лебедку, которая должна быть установлена вне зоны подъема груза. Для подъема груза и наклона шевра в ванты включаются полиспасты.

При высоте шевра более 9 м его выполняют разборным, что облегчает транспортирование последнего. На небольшие расстояния шевры легко передвигаются на салазках или катках, так как снабжены небольшим количеством вант и якорей.

Грузоподъемность шевров 10—500 кН, их часто применяют в качестве падающих стрел.

Рис. 172. Шевр

Рис. 173. Монтажная стрела из трубы: 1 — стрела; 2 — грузовой полиспаст; 3— стреловой полиспаст; 4 — шарнир стрелы; 5 — сбегающая нитка полиспаста

Монтажные стрелы. При монтаже оборудования и конструкций в непосредственной близости от существующих и смонтированных ранее сооружений в качестве подъемного механизма применяют иногда монтажные стрелы (рис. 173).

Стрелы устанавливают на существующие конструкции — колонны, аппараты и др. Возможность установки на конструкциях опорного и верхнего узлов стрелы должна быть проверена расчетом и согласована с проектировавшей организацией.

Монтажные стрелы чаще изготовляют трубчатыми, собранными из отдельных секций, реже — решетчатыми. Стрелы из труб имеют грузоподъемность 80, 150, 200 и 250 кН, длину до 24 м.

Нижний узел стрелы по конструкции мало отличается от опорного узла поворотной наклонной мачты. Шарнирное опирание в двух направлениях позволяет производить поворот стрелы в плане, а также изменять вылет с помощью стрелового полиспаста. Поворот производится оттяжками, прикрепленными к оголовку стрелы. Зона ее действия в горизонтальной плоскости — около 180°, в вертикальной плоскости в пределах угла наклона стрелы к горизонту — 30-—80°.

Лебедки грузового и стрелового полиспастов располагают вне зоны подъема грузов; ходовые нитки полиспастов отводят системой отводных блоков.

При установке стрелы следует соблюдать условие, чтобы точка крепления стрелового полиспаста находилась в пределах от 0,7 до 1 м от опорной пяты. При сборке стрелы необходимо прежде всего полностью смонтировать ее опору и узел для крепления полиспаста наклона стрелы. Установку стрелы на смонтированные конструкции рекомендуется осуществлять стреловым полиспастом, для чего верхний блок этого полиспаста крепится на своем месте. Подъем производится вместе с оснащенным грузовым полиспастом.



Похожие статьи:
Стекольные работы

Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Cтроительные работы

Статьи по теме:





Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум