Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Проектирование клубов

Новые модели клубной организации, опыт проектных игр


Новые модели клубной организации, опыт проектных игр

На проектной игре "Перспективные модели учреждений культуры" (Верея, 1987) на базе обобщения успешного опыта деятельности Дома культуры "Современник" (г.Пушкин, Ленинградская обл.) была разработана модель нового клуба1.

Этот опыт демонстрирует пример инициативно и сознательно осуществляемой работниками ДК кардинальной перестройки модели и программы деятельности своей организации. Предпосылками инновационного опыта послужили два примечательных обстоятельства. Одно из них связано с крайне плохими материальными условиями в ДК (который имеет ветхое здание и самую низкую категорийность оплаты труда). Вследствие этого начальство "махнуло рукой" на ДК и перестало регламентировать его деятельность, понимая, что с этой организации нельзя "спросить" по полному счету. В результате возникла некоторая свобода маневра, что случается в учреждениях культуры достаточно редко. Второе обстоятельство связано с приходом в него квалифицированных работников культуры с ярко выраженным инновационным мышлением.

Изменение модели клуба-учреждения коснулось основных принципов и направлений работы, а также системы связей ДК со своей средой и организационного строения деятельности.

Смена принципов сводилась к следующему:
- переход с позиции объекта (исполнителя) культурной политики в позицию субъектов культурной политики;
- переход от управленческо-коммуникативных контактов (отношений) в самом учреждении и со своими партнерами (посетителями) к контактам типа общения (диалога, равного партнерства);
- опора на активные группы населения, в том числе на де-виантные группы подростков и молодежи, попытка за счет социально-педагогической деятельности изменить "знак" их активности, обратить ее с деструктивной на культуросозида-тельную деятельность.

Система связей и организационное перестроение ДК проводилось в тесном соответствии с избранными принципами и направлениями. Осмыслив свой опыт и оформив его как прототип (образец, аналог), группа сформулировала следующую цель социокультурного проекта: создание организационных предпосылок, обеспечивающих запуск процессов саморазвития учреждений культуры нового типа, формирующих необходимый тип социального работника и, в свою очередь, формирующихся этими социальными работниками.

Заметим, что здесь определилось второе направление реорганизации клуба — не со стороны самоорганизующихся клубных групп, а со стороны самих клубных работников, организаторов клубной жизни.

* * *

Клуб будущего может почерпнуть много новых идей из развернувшихся в последние несколько лет работ по проектированию центров досуга как организаций нового типа.

Рассмотрим ряд идей и проектных концепций, созданных на конкурсных проектных играх, которые могут обозначить перспективы развития клубов будущего.

Самый первый такой проект был создан на игре "Досуг" (Волгоград, 1985 г.) под руководством одного из ее организаторов В.К.Тарасова1.

Проект центра досуга "Речной вокзал" исходил из того, что опережающие социальные группы, реально задающие обществу стандарты потребления и "культурные эталоны", сегодня обгоняют учреждения культуры по использованию орг-, аудио- и видеотехники примерно на поколение (не говоря уже о более эффективном ее использовании). Конкурировать с ними любое учреждение может лишь предположив нечто, как минимум не уступающее по техническому уровню и превосходящее по каким-то иным характеристикам. Такой характеристикой, по мнению авторов проекта, может быть активность досуга, ибо существующие образцы серийной техники нацелены в основном на пассивные формы досуга.

Проект "Речной вокзал" базируется на концепции поэтапного роста культурных навыков населения, вовлекаемого в сферу организованного досуга. Сценическое пространство центра досуга разбито на три зоны доступности, соответствующие трем уровням культурных навыков. В нижней, "открытой зоне" размещены пассивные досуговые занятия (игровые автоматы, пассивный просмотр видеопрограмм, дискотека и т.п). Через эту зону происходит вовлечение неорганизованного населения в деятельность центра досуга.

Более высокой досуговой квалификации соответствует "зона активного досуга", доступ в которую дает членский билет, представляющий собой магнитную карточку, выдаваемую по внесении определенной залоговой суммы. Вход в эту зону дает возможность повышать культурные навыки при помощи наиболее увлекательных игр и конкурсов на игровых автоматах. Их освоение открывает дорогу к дисплейным развлекательным играм и, как итог, к свободному общению в ЭВМ. Можно предусмотреть способы поощрения роста навыков (например, в виде возвращения части залоговой суммы в случае победы на конкурсе и т.п.).

Третья зона — зона профессионалов, призванных осуществлять консультирование как самого центра досуга, так и клиентов, стремящихся овладеть новыми культурно-досуго-выми навыками.

Другой вариант социокультурной и организационно-экономической модели центра досуга молодежи предложен на игре "Развитие культурного потенциала Набережных Челнов" (1986 г.). В этой модели центральное место занимают идеи хозрасчетной и юридической самодеятельности, соединения государственного и общественного начала в управлении центром досуга молодежи (ЦДМ).

ЦДМ представляется как группа студий, сдаваемых или предоставляемых любительским объединениям в качестве зон освоения.

В качестве варианта примерного набора услуг и типов объединений можно предложить:
- компьютерную студию, в которой разрабатываются игровые и обучающие программы, конструируются и изготовляются компьютеры и их части (приставки, узлы и пр.);
- "службу знакомств", использующую компьютерные каналы для анонимного знакомства, общения и постепенного сближения людей, испытывающих трудности в общении;
- театр мод с игровой демонстрацией новейших стилей одежды и косметики и электронным раскроем тканей и пошивом моделей в присутствии заказчика; кафе с дискобаром;
- "лабораторию социальных изобретений", берущую у предприятий заказы на решение их социальных, экономических и психологических проблем;
- мастерские народных ремесел, обучающие приемам мастерства и выполняющие заказы на изготовление домашней Утвари и пр.;
- студии ораторского искусства, техники общения, фольклора и др.

Концентрации в одном месте столь разнообразных по типу деятельности объединений в условиях требований рентабельности, по нашему мнению, будет способствовать создание механизма конкуренции между ними за время и средства клиентов (посетителей ЦДМ).

Однако коммерческая сторона — не единственная в деятельности творческих студий. Более того, она может успешно развиваться лишь в случае нормального развития творческой жизни внутри коллектива. Ибо именно в нем вырабатывается то новое, что затем предлагается населению в качестве культурной продукции.

Функция клуба нового типа как катализатора культурот-ворческой деятельности населения неизбежно приводит к необходимости создания модели "клуба без стен" или механизма развития клубной деятельности, охватывающей некоторую территорию.

Программа запуска самоорганизации культурной жизни на территории городского района, охватывающая различные стороны жизнедеятельности его населения, была предложена участниками игры "Перспективные модели учреждений культуры" применительно к одному из районов Ленинграда1.

Авторы программы предлагают не бороться с реально сложившейся многоукладностью в сфере культуры (как в смысле форм собственности, так и в плане ведомственной подчиненности), а использовать ее как принципиальное достоинство этой сферы. В ней должно быть реализовано многообразие подходов, воплощающееся в действии "быстроживущих", динамичных схем организации деятельности. Такие схемы не могут создаваться и внедряться "сверху", а должны быть реализацией самоорганизации культурной жизни.

Группа разработала проектную концепцию создания условной самоорганизации культурной жизни в городском районе.

Проблема заключается в создании условий естественного процесса саморазвития культурной жизни. В настоящее время район — не более, чем административно-хозяйственная единица, практически "пустая" в плане самоорганизации культурной жизни. Человек, семья, выйдя за пределы квартиры, оказывается исключительно только в поле "дальнодей-ствующих социально-культурных сил". Это обстоятельство усугубляется упрощенной, антигуманной архитектурной планировкой, не создающей естественных зон для завязывания общения и иных социальных связей.

Механизмом формирования сложной, саморазвивающейся "всюду плотной" системы социальных связей может стать кооперация, формирующаяся прежде всего вокруг хозяйственно-бытовых вопросов (дом на семейном подряде, околодомные мастерские и т.д.) вокруг воспитания детей (кооперативные ясли-сад, группы продленного дня, коллективные дачи и т.п.), больных и престарелых (уход за ними). Облегчить процесс формирования и развития кооперации в районе может посреднический кооператив. "Культурно-идеологической" поддержкой этого процесса может стать систематическое проведение праздников, карнавалов, юбилеев и других культурных акций. Инициативным ядром и источником энергии может быть также молодежный жилищный комплекс в районе.

Другим источником самоорганизации культурной жизни является активизация деятельности любительских и неформальных объединений. Активизация может быть достигнута за счет предоставления им режима благоприятствования и доверия при проведении различных массовых форм работы. Центром их деятельности может стать, например, "музей-доверие" — своеобразный культурный "гайд-парк" района --представляемое объединениям место для выставок своей атрибутики, проведения акций и т.д. Районные и микрорайонные клубы-музеи будут способствовать формированию чувства малой родины (об этом говорит опыт форпостов культуры), а с другой, основой отбора, хранения и оборота культурных ценностей. В перспективе такой отбор ценностей мог бы происходить с участием семей, добровольно предлагающих свои реликвии.

Финансовой основой саморазвития явился бы принцип самоокупаемости, а на более поздних стадиях — и активная хозяйственная деятельность (например, развитие художественного промысла, студий и т.п.). В стратегическом плане финансовую поддержку можно создать за счет формирования специального фонда развития культуры района, образование и использование которого можно было бы поручить комиссии райсовета по культурному развитию.

* * *

Деловая игра по формированию проектной концепции клуба проведена для г.Асбеста, Свердловской обл,1.

Определение необходимых типологических признаков вновь проектируемого объекта осуществляется на основе индивидуального "портрета" города.

Концепция проекта основывалась на приоритетном обслуживании молодежных контингентов, "ранних" пенсионеров, мужской части населения, профилизации досугового центра как места активного досуга (физкультурно-рекреационные занятия, художественное творчество, центр досуговых инициатив).

Молодежная ориентация — не ограничение посетителей по ' возрастам, а создание условий для распространения норм молодежного досуга на другие возрастные группы.

Проектирование на игре носит проблемно-ориентированный характер, оно "вырастает" из анализа конкретной реальной, актуальной проблемы и обеспечивает процесс решения этой проблемы. Реальность и актуальность проблем вытекает из факта участия в игре практиков-"носителей" проблемы, из адресно-заказного характера игры и традиций управленческого консультирования, перенесенных в новую форму.

Игра является комплексной деятельностью не только в смысле обеспечения междисциплинарного проектирования, но и в смысле сцепления проектирования с другими видами социотехнической деятельности, за счет чего возникает высокая общая эффективность этой деятельности. В игре происходит соединение проектирования с исследованием, консультированием, программированием, обучением, развитием, социально-инженерной деятельностью.

Возвращаясь к обсуждению возможностей игровой формы проектирования, постараемся сделать предварительные заключения о том, для каких проблем и объектов проектирования она наиболее эффективна. Прежде всего сюда относятся принципиально новые объекты проектирования (не имеющие аналогов): объекты, привязанные к конкретным условиям и возможностям заказчика (индивидуальное проектирование) в качестве которого может выступать город, организация, отдельная группа людей и т.д.; проекты, не требующие для своей реализации больших затрат, рассчитанные на привлечение гражданской инициативы, на вторичное использование уже существующих возможностей и ресурсов (реконструкцию здания, освоение неэффективно используемых зданий и сооружений, точек и предприятий общественного питания и т.п.). Игры, создавая высокую мотивированность, "зараженность" идеями, ангажированность проблемами, повышают вероятность реализации разработанных проектов.

Учитывая сильные и слабые стороны игровой и институционализированной форм проектирования, при необходимости можно создавать структуры, соединяющие в себе обе формы. Это направление поиска весьма перспективно. Примеры такого соединения уже имеются в практике управленческого консультирования и дизайна.

Однако наиболее эффективным является соединение игры с инициативной формой проектирования. Эта последняя форма представляет собой выполнение проектных работ организации для самой себя, выполненной в порядке инициативы. В этой форме выполняется множество организационных, дизайнерских и даже архитектурных проектов.

Одной из возможных формул соединения игры и инициативного проектирования представляется трехтактная схема: игра (на анализ проблем и поиск возможных направлений решения) — проектирование силами организации или размещение заказов -- игра (на освоение, критику, доработку и программу реализации проекта). Эта формула охватывает не все стадии разработки и реализации проекта, а только те, которые связаны с проектированием. Понятно, что приведенная формула не единственно возможная, напротив, трудно указать единственную, универсальную формулу, вариативность здесь так же велика, как и в формах игр.

Продукты, полученные при игре, в том числе те из них, которые имеют проектную форму, нуждаются в дополнительной доработке, систематизации и синтезе с точки зрения последующего их использования.

Похожие статьи:
Развитие типов клуба

Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Проектирование клубов

Статьи по теме:





Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум