Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Образ города

Обобщение


Обобщение

Сравнив три города (если мнение столь малой группы опрошенных что-то значит), мы обнаруживаем, что, как и следовало ожидать, люди приспосабливаются к окружению и организуют структуру и опознаваемость образа из подручного материала. Типы элементов, служащих основанием формируемого образа, качества, дающие им силу или слабость, во всех трех городах вполне сопоставимы, хотя пропорции между различными типами элементов могут существенно варьироваться. В тоже время в столь разнящемся предметном окружении просматриваются четкие различия уровней ориентации и уровней удовлетворенности окружением.

Прежде всего тесты выявили значение простора и широты открывающихся видов. Превалирующая роль Чарлз-ривер как границы Бостона предопределена широтой панорамы, открывающейся при въезде в город с этой стороны; множество элементов города в их визуальной взаимосвязи схватываются здесь взглядом единовременно, и позиция каждого из них в целостной картине проявляется предельно ярко. Сивик Сентр в Лос-Анджелесе врезался в память всех опрошенных своей пространственной открытостью, а жители Джерси-Сити в первую очередь упоминают вид, открывающийся перед ними при спуске с Палисадов в сторону силуэта нью-йоркского Манхаттана.

Эмоциональное удовлетворение, связанное с широтой открывающейся панорамы, отмечено во множестве случаев. Можно ли в наших городах превратить «эффект панорамы» в более распространенное, доступное тысячам людей повседневное явление? Панорама иногда лишь обнажает хаос или лишенную характера пустынность, однако организованная панорама явно служит главным источником наслаждения от восприятия города.

Важно, что даже «сырое» бесформенное пространство кажется примечательным, хотя и неприятным. Многие отмечали сносы и котлованы на Дыо Скуэр как эффектное зрелище. Без сомнения, это вызвано лишь силой контраста к чрезмерной плотности городского окружения. Когда же пространство обладает формой, как вдоль Чарлз-ривер или на Коммонуэлс Авеню, на Першинг Скуэр, Луис-бург Скуэр или до некоторой степени на Копли Скуэр, его воздействие значительно интенсивнее и характерность запоминается. Если бы Сколли Скуэр в Бостоне или Джорнал Скуэр в Джерси-Сити обладали пространственным характером, сопоставимым с их функциональной значимостью, они несомненно могли бы играть роль символических «ключей» в этих городах.

Очень активно отмечались зелень и вода как элементы городского ландшафта. Обитатели Джерси-Сити четко осознают роль нескольких зеленых оазисов внутри городского окружения. Жители Лос-Анджелеса нередко при ответах отвлекались в сторону для подробного описания экзотического разнообразия местной флоры. Некоторые говорили, что по дороге на работу они каждый день делают петлю, удлиняющую путь, чтобы только проехать вдоль какого-нибудь парка, купы деревьев или бассейна.

Лос-Анджелес, в котором нельзя передвигаться без автомобиля, Дает наиболее яркие примеры описания системы путей: способа ее собственной организации, взаимосвязей с другими элементами го-Рода; пространства, движения, панорам, связанных с самими путями. Главенствующая роль путей и их ключевое значение для формирования своего рода сети, внутри которой люди воспринимают окружение, широко продемонстрированы и на материале Бостона или Джерси-Сити.

Столь же очевидно ясное соотнесение элементов окружения с социально-экономической принадлежностью: стремление держаться подальше от «низшего класса» Бродвея в Лос-Анджелесе, признание района Берген в Джерси-Сити «высшим классом», безошибочное расчленение Бикон Хилла в Бостоне на две обособленные стороны.

Интервью дали еще одну общую закономерность — наличие отношения к тому, как предметное окружение символизирует течение времени. Интервью из Бостона полны ссылок на контраст элементов по их возрасту: «новая» Артери прорезала «старый» район рынка; новая католическая церковь среди старинных зданий по Арч-стрит; старая (невысокая, потемневшая, богато орнаментированная) церковь Троицы на фоне нового (сильного, высокого, яркого) здания Джон Хэнкок Билдинг и т. п. Описания часто строятся так, как если бы они были ответами на вопрос о контрастах на городской «сцене»: пространственные контрасты, контрасты социального стастуса, контрастные формы использования, сравнения по возрасту, чистоте или благоустройству. И уже в связи с этим элементы и их свойства отмечаются в категориях их места в системе целого.

В Лос-Анджелесе чувство неустойчивости окружения, отсутствия предметных элементов, связывающих с прошлым, имеет оттенок беспокойства. Многие описания «сцены» города, данные как старыми, так и молодыми постоянными жителями, полны призрачными тенями того, что здесь было раньше. Перемены, особенно те, что были привнесены системой скоростных автомагистралей, оставили шрамы на мысленном образе. Один из опрошенных сказал об этом так: «Среди местных сильны чувства горечи и тоски по минувшему, вызванные столькими переменами или неспособностью переориентироваться достаточно быстро, чтобы успеть за ними». Подобные попытки обобщений проступают со всей очевидностью по мере освоения материала интервью.

Похожие статьи:
Создание общественных укрытий

Навигация:
ГлавнаяВсе категории → Образ города

Статьи по теме:





Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум